Apr 04, 2013 21:27
Утром ехал в метро, дочитывал роман и еле сдерживал слезы, что делать было, признаюсь, не легко.
Представьте себе двух человек. Одного - назовем его Хосе - в довольно почтенном возрасте заставили бросить дело, которым он занимался всю жизнь, поступиться принципами и жениться на властной и противной, простите, бабе, которая будет держать его под своим каблуком до самой смерти. Вместо положенного уважения - стыд и позор на старости лет. Второй - никак его не назовем - занимался своим делом, наслаждаясь людским уважением, положенным ему по статусу. Но после того, как власть в стране сменилась, он начал пить. По пьяни переспал с какой-то незнакомой женщиной, она зачала и родила дочь-уродца.
Казалось бы, обычная история. Но я упустил пару деталей. Первая - дело происходит в Мексике образца третьей декады XX века, времени, когда у власти стояли "красные рубашки", которые вошли в историю своим антиклерикализмом. За этой сухой фразой спрятались годы, когда вырезали все католическое (по сути, единственное в стране) священство, разрушая церкви и отбирая у людей Бога. Некоторым священникам предлагали альтернативу - нарушить целибат и жениться, признав тем самым, что их вера ничего не стоит. Как вы правильно могли догадаться, вторая деталь заключается в том, что оба вышеописанных человека (Хосе и человек без имени) являются священниками. Более того, единственными священниками на огромном куске суши. Священниками, кто остался в живых, но не убежал от "красных рубашек" в другие штаты.
Хосе, женатый теперь человек, потерял уважение среди верующих, неверующих, а главное - в глазах самого себя, став позорным придатком своей противной жены. Безымянный же священник (впрочем, народ дал ему имя - пьющий Падре) скрывается от властей, но продолжает ходить по деревням, крестя, исповедуя и причащая простой люд. За голову его объявлена большая награда, а чуть позднее начнут брать и убивать заложников в каждой деревне, лишь бы его выдали. Но люди шли на смерть и не выдавали его. Пьющего Падре.
А сам пьющий Падре носил в себе осуждение за содеянный грех и неправедный образ жизни. Беда была в том, что сам себя исповедовать он не мог, но кругом не было ни одного священника, кроме него. Так он и прятался от властей. Служил людям. Пил. Считал себя недостойным того, что за его безопасность люди отдают жизни, но при этом боялся уйти, приняв мученическую смерть за Христа, так как с души его никто не мог посредством исповеди снять содеянный грех.
Представляете состояние души этого человека? Я до сих пор не представляю. Конечно, тут можно сыграть в крутого протестанта, высмеяв эти глупые предрассудки относительно необходимости человека-посредника между Богом и человеком, простите за тавтологию. Но у меня не поднялась и не поднимется рука сделать это. Уверен, не сделаете этого и вы.
Роман поднимает глубинные темы веры, прощения, трусости, гордыни и предательства, не давая никаких ответов. Ответы даже не висят в воздухе, и очень сложно отличить белое от черного. Но разве не так же порою происходит и в нашей с вами жизни? Когда ты попросту не знаешь, что делать. Куда идти. И речь даже не о перепутье и сложности выбора. Выбирать-то, по сути, не из чего.
Выше я упомянул тему предательства. Так вот, ей попросту пропитана книга, и я теперь совсем по-другому смотрю на предательство Иуды. Ведь что мы знаем из Библии? Движимый сребролюбием, Иуда пошел к первосвященникам, договорился сдать им Иисуса за 30 сребреников. Далее - сцена последней вечери, где Иисус делится со своими учениками, что среди них тот, кто предаст его на смерть. Следующая сцена - Гефсиманский сад, где Иуда, собственно, предает Иисуса. Вот и вся история. Только думали ли вы, что чувствовал Иисус, когда знал, что вот он - предающий Его на смерть человек, но продолжал делать Свое дело? Я не думал.
Дивный, дивный роман, который уже занял место среди моих любимых. Я настоятельно рекомендую читать его всем, не важно, верите ли вы в Бога или нет.
books