Ярославский Як-42, битва экспертов - "тормозили или не тормозили"

Oct 16, 2011 12:31



Как говорил мудрый Шерлок Холмс "наличие табачного пепла означает, что здесь курили, но его отсутствие вовсе не означает обратного". Точно также результаты натурных испытаний не могут давать точную картину произошедших событий на аэродроме под Ярославлем, когда разбился Як-42 с хоккейной командой на борту.

"Эксперты" пишут о том, что, якобы, один из пилотов невольно нажимая на педали тормоза, создавал тормозящее усилие на колесах и тем самым создавался пикирующий момент, который и препятствовал подъему носовой стойки.

А давайте сейчас спокойно порасуждаем о том, возможно ли непроизвольно нажимать на педаль тормоза на самолете и не заметить этого.

Во-первых, чтобы нажать на педаль тормоза, надо приложить существенное усилие. Не меньше чем 40 кг. Для взрослого человека это не проблема. Примерно такое же усилие на тормозной педали автомобилей ВАЗ образца 70-х годов прошлого века. А до применения усилителей в тормозной системе, например, водителю грузовика МАЗ приходилось чуть ли не вставать и давить на педаль всем своим весом. Пилоту самолета конечно вставать не надо, но чтобы нажать на педаль тормоза, надо приложить существенное усилие, которое сложно не заметить. Это не педаль авто-иномарки, где усилие практически не ощущается и даже хрупкая девушка легко управится.

Во-вторых, при разбеге, в любом случае, летчики управляют курсом и корректируют его педалями. Очень редко самолет идет строго по осевой линии. Т.е. на одну из педалей усилие нажатия больше. И если пилот еще и случайно будет давить на верхнюю площадку педали (для этого нужно вытянуть носок ноги), то возникнет разворачивающий момент в сторону нажатой педали.

Можно делать предположения, что колеса основных стоек все-таки подтормаживались по причинам технического характера. Но я пока не могу понять как это мог сделать пилот незаметно для себя.

Как вообще работает тормозная система в самолете? Сейчас я вкратце расскажу. При работающем двигателе насосы создают давление в гидравлической системе. Часть энергии давления аккумулируется в гидроаккумуляторах. Которые предназначены для сглаживания колебаний давления и которые могут выдать давления [на некоторое время] при отказе насосов. Когда пилот нажимает на педаль тормоза, то усилие от педали передается на шток регулятора. Это такой небольшой металлический блок, внутри которого перемещается цилиндр с проточками, а в корпусе просверлены каналы, к которым подходят трубки гидросистемы. Перемещаясь, шток открывает или закрывает путь гидравлической жидкости (и соответственно давлению) к тормозным механизмам. Т.е. непосредственно на тормозные колодки пилот не "давит", в отличие от большинства тормозных автомобильных систем. Кстати, в современных больших автомобилях (грузовики, автобусы) принципы как в тормозной системе самолета. Усилие на тормозных педалях создается пружинными загружателями. Поэтому теоретически возможна неисправность такого регулятора, который бы пропускал давление и заставлял колеса подтормаживаться. Но есть одно НО. На каждую сторону (на каждую основную стойку) имеется свой механизм управления. Если выйдет из строя один, то будет несимметричное подтормаживание и увод самолета в сторону. А чтобы сломались два одновременно - это маловероятно.

Поэтому пока вопрос с подтормаживанием, лично для меня, остается открытым.
©Cooper-Johns

катастрофы, сми, ярославль, авиация, як-42, мнение

Previous post Next post
Up