Дао программиста. До развала Союза

Aug 04, 2013 16:03



Беседа с коллегами на тему "как вы начинали изучать программирование, с каких языков" натолкнула меня на мысль вспомнить свой путь в IT.

Все началось с программирования на МК-85 (если не путаю цифры в названии марки программируемого калькулятора, но вообще их было несколько, которые я заимствовал у друзей, а потом купил себе свой). Принцип программирования там был на уровне ячеек памяти, адресов, переходов - только хардкор, никаких языков высокого уровня. Это не пугало абсолютно. Позже, когда я анализировал, исправлял и писал программы на ассемблере, то там использовался такой же подход. Задача, которую я решал в калькуляторе была тривиальная, но интересная. Космический корабль на Луне, у него есть запас топлива и нужно подавая импульсы на ракетный двигатель, переместить корабль по баллистической траектории из точки А в точку Б. Никаких графиков калькулятор не рисовал, он только высчитывал по алгоритму результат, выдавал его на экран, а остальное дорисовывало воображение программиста. Если говорит о воображении, то это было великое время в этой части. Когда появились [в нашем распоряжении компьютеры] и первые игры, то они были текстовые или графика была очень примитивной. А воображение дорисовывало фантастические миры, обстановку вокруг приключений главного героя и так далее.

На втором курсе моего первого высшего образования (оно было очным) мы начали изучать "вычислительную технику". Как-то так примерно и назывался этот курс. Мы изучали "цифровое"  и "аналоговое" программирование. Первое - это язык высокого уровня Fortran, второе - реализация алгоритмов с помощью различных радиоэлементов (сопротивления, конденсаторы и т.п.). В то время бортовые  вычислительные системы самолетов еще вовсю использовали жестко зашитые в прямом смысле, программы. Однако работали они очень быстро и надежно. Цифровой технике тогда еще было далеко до них. Цифровые вычислительные системы мы использовали для математических расчетов. У нас был свой вычислительный центр с IBM-360  и его аналогами EC. Мы записывали текст программы на специальных бланках, относили их на ВЦ, потом забирали оттуда пачку перфокарт, проверяли их и отдавали на расчеты на тот же ВЦ. С помощью Фортрана мы делали расчеты конструкций на прочность, получали аэродинамические характеристики (метод "вихрей") планеров самолетов, исследовали газодинамику. Некоторые расчеты могли длиться часами.

Кроме Фортана практиковался язык PL/1. Это паскалеподобный язык программирования. Про него и про Алгол-60 я стал читать самостоятельно. На соседнем факультете был учебный класс с польскими терминальными системами СМ-1420. Терминал - это компьютер, который не имеет собственного жесткого диска. Загрузка происходит по сети с центрального сервера. В то время я не особо понимал этих различий, но это было не так и важно. Здесь я научился программировать на Паскале и Бейсике. Это было очень интересное время - все такое загадочное и таинственное. Ну и еще возраст, как вы понимаете...)

Через год или два появились [у нас] персональные компьютеры. На факультете АО был настоящий американский IMB с цветным EGA экраном, а у нас на кафедре "Безопасность полетов" - советский ЕС-1840 (киевской сборки). Здесь уже началось мое более-менее профессиональное программирование на Паскале. Я начал создавать программы, которые помогали людям обрабатывать большие объемы информации.

В то время шал Perestoyka, зарождалась Glasnost. В Иркутск приехала знаменитая американская IT-шная выставка. Красивый журнал-путеводитель по выставке был окном в другую жизнь. Из этого окна на меня смотрели счастливые обладатели Маков, студенты с персональными компьютерами и опутанные сетями связи американские города. Это было время, когда СССР широко распахнул двери, а нам глаза. Мне удалось познакомиться и пообщаться с участниками Camel Trophy 90. Один из них, менеджер компании Sabre (гостиницы, авиабилеты, rent-car) из Британии позже мне выслал по почте проспект своей компании. А меня тогда интересовала автоматизация гостиничного бизнеса в нашей стране. Но, как оказалось, одного желания было мало. С другим человеком, журналистом из голландского Playboy, мы гуляли по Иркутску, показывали ему достопримечательности. В нашем советском магазине он купил деревянные шахматы (они у них редкость и очень дорого) и садовый нож. Ка оказалось у него была дача под Амстердамом, где он выращивал цветы. И еще мы узнали, что "плэйбой это не только голые тётки" :), а журнал для мужчин с различной тематикой статей.

Программистов в современном понимании этого слова в то время в Союзе не было. Были инженеры, которые занимались программированием. Это сейчас программистом может быть каждый и считается каждый, кто умеет занести формулу в ячейку электронной таблицы. А тогда инженер должен был уметь написать программу для выполнения расчетов. Не было еще массового использования сайтов (в стране), программы для персональных компьютеров можно было пересчитать на пальцах.
©Cooper-Johns

история, информационные технологии, программирование, интернет

Previous post Next post
Up