Образ Ленина в советской детской литературе. Часть 2

Apr 22, 2010 18:03


Третий период - это жизнь после смерти. Хронологические рамки этого периода - 1924-1991 гг. Условно назовём его «Заветам Ильича верны…»

Этому периоду посвящен большой комплекс произведений, здесь уже появляются в большом количестве стихи о Ленине. Сам вождь предстаёт в них в первую очередь как основатель Советского государства, как «самый дорогой для всех нас человек». В стихах и в прозе авторы стараются донести до маленьких читателей мысль о том, как важно чтить и уважать светлое имя ленинца, объясняют причины всенародной любви к Владимиру Ильичу и требуют неукоснительно воплощать идеи Ленина в жизнь.



Ленин с детьми. Худ. Карякин Н.П., конец 1950-х


Если раньше сам Ленин был главным участником рассказов о себе, то теперь главными героями становятся сверстники тех школьников, которым и адресованы эти истории. Образ Ленина, на мой взгляд, хоть и уходит на второй план, всё же играет доминирующую роль в повествовании. Ребята постоянно оглядываются на Ильича, хотят быть такими как он, клянутся чтить его заветы.

«Клянёмся так на свете жить,
Как вождь великий жил,
И так же Родине служить,
Как Ленин ей служил!
Клянёмся ленинским путём -
Прямее нет пути! -
За мудрым и родным вождём -
За партией идти!»
С. Михалков. В Музее В.И. Ленина

Хочется без конца
Думать об Ильиче,
Будто рука отца
Вновь на твоём плече…
Множится ширь полей,
Голос их слышишь ты:
Нет ничего теплей
Ленинской теплоты!
Ленин! Всё видит он -
Звёзды полярной мглы,
Мчащийся эшелон,
Кедров таёжных стволы…
Не уставай, рука!
Помните каждый час:
Совесть большевика -
Ленин смотрит на нас.
М.Светлов. Ленин смотрит на нас.

Для этого периода также характерно появление различного рода пословиц о Ленине и юных ленинцах - продолжателях его дела:
Ленинское слово не забудется: что Ленин сказал, то сбудется.
Вся Советская страна делу Ленина верна.

Немало крылатых выражений подарил нам Владимир Маяковский. Его фразы из поэмы 1924 года «Владимир Ильич Ленин»: «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить» и «Мы говорим - Ленин, подразумеваем - партия, мы говорим - партия, подразумеваем - Ленин», стали настоящими коммунистическими лозунгами. Часто включались они и в школьные учебники. Из поэмы Маяковского взята также и самая известная характеристика Ленина - «самый человечный человек».

Последний, четвертый период жизни и деятельности вождя я условно назвал «В борьбе за дело революции». Его хронологические рамки - начало 1890-х - 1917 гг.

Этому периоду, несмотря на его обширность, в детской литературе уделялось сравнительно немного внимания. Основными сюжетами, заинтересовавшими авторов, были: пребывание Ленина в петербургской тюрьме и его ссылка в Шушенское в 1890-х гг. (На реке Шушь, Дал слово - держись).

Нигде Ильич не терял духа. И в тюрьме и в ссылке он много работает, ведёт активную переписку. К нему обращаются за советом, за помощью, он даже консультирует крестьян по юридическим вопросам (Ленинская бумага). Отличительной чертой характера Ленина в годы пребывания под стражей является его находчивость - он то и дело обманывает глупых жандармов: то подставляет стул при обыске, то говорит шифрами (Валенки; О том, как Ленин перехитрил жандармов).

Знаменитая «Камера №193» М. Прилежаевой (у Зощенко этот рассказ называется «Иногда можно кушать чернильницы») описывает жизнь и деятельность Ленина в застенках тюрьмы. Этот сюжет был взят писателями из воспоминаний сестры Ленина, активно помогавшей брату в период заточения. В отличие от поздних авторов, рассказывающих о тяжёлых условиях содержания Ленина в тюрьме, Анна Ильинична пишет: «К счастью для Ильича, условия тюремного заключения сложились для него, можно сказать, благоприятно. Конечно, он похудел… к концу сидения, но даже желудок его - относительно которого он советовался за границей с одним известным швейцарским специалистом - был за год его сидения в тюрьме в лучшем состоянии, чем в предыдущий год на воле». Мать носила три раза в неделю передачи, составленные в соответствии с предписанной ему врачами диетой, «кроме того, он имел платный обед и молоко. Очевидно, сказалась благоприятная и регулярная жизнь этой российской «санатории»… «Свидании были очень содержательными и интересными. Особенно много можно было поболтать на свиданиях за решёткой».

Этот сюжет детворе запомнился лучше всего очевидно из-за «молочных писем». Ульянова-Елизарова и Крупская вспоминают: «…И, вспомнив одну детскую игру, Владимир Ильич стал писать молоком между строк, что должно было проявлять нагреванием на лампе. Он изготовлял себе для этого крошечные чернильницы из чёрного хлеба…».

Крупская о своём опыте расшифровывания «молочных писем»: «Письма молоком приходили через волю в день передачи книг - субботу. Посмотришь на условные знаки в книге и удостоверишься, что в книге письмо есть. В 6 часов давали кипяток, а затем надзирательница водила уголовных в церковь. К этому времени разрежешь письмо на длинные полоски, заваришь чай - письмо проявляется (в тюрьме неудобно было проявлять на свечке, вот Владимир Ильич и додумался проявлять их в горячей воде), и такой бодростью оно дышит, с таким захватывающим интересом читается».

Таким образом, я попытался представить вам тот образ Ленина, который изображали авторы на страницах детской литературы. Конечно, этот образ далеко не полный, в исследовании мне не удалось задействовать все произведения о Ленине для детей. Но у меня и не было такой задачи. Уже на основе изученных четырёх десятков рассказов и стихотворений о Ленине можно чётко представить себе ту характеристику, которая приписывалась вождю мирового пролетариата.



Выступление В.И.Ленина на Красной площади в 1919 году. Худ. Д. Налбандян, 1970

А теперь я хочу рассказать об истории одного текста, точнее, о его трансформации, которая происходила с ним в соответствии с требованиями времени. На мой взгляд, это очень показательная история - она даёт нам представление о том, как из незначительного происшествия в жизни вождя умелыми руками можно создать невероятно популярную мифическую историю. Рассказ, о котором пойдёт речь ниже, многим из нас известен под названием «Ёлка в Сокольниках».

Из книги Е.В. Душечкиной "Русская ёлка": Нескольким поколениям советских людей рассказы о Ленине, присутствовавшем на детских ёлках, были известны едва ли не с младенчества. Создание и тщательная обработка произведений, в которых вождь мирового пролетариата и основатель советского государства организует для детей ёлку, беспечно веселится и водит с ними хоровод вокруг разукрашенного дерева, вызывались необходимостью не только утвердить, но и постоянно поддерживать в детях культ «дедушки Ленина».

В основу «ЁвС» положены воспоминания уже упомянутого нами видного советского и партийного деятеля В.Д. Бонч-Бруевича. Эпизод о ёлке в сокольнической лесной школе, на которой присутствовал Ленин, содержится в очерке «Нападение бандитов на В.И. Ленина в 1919 г.» (1925). Сюжетным центром этого очерка является не столько праздник ёлки, сколько эпизод нападения бандитов на машину, в которой Ленин ехал в Сокольники. Главная цель мемуариста состояла в изображении тех постоянных опасностей, которые подстерегали Ленина на его жизненном пути.

Как рассказывает Бонч-Бруевич, в конце 1919 года Крупская по настоянию Ленина едет, чтобы поправить своё здоровье в лесную школу, расположенную в Сокольниках. Однажды в конце декабря Ленин приглашает Б-Б в Сокольники, чтобы повидать жену и вместе с тем принять участие в детском празднике ёлки. Ленин даёт Б-Б деньги «для складчины» и наказывает купить продукты и игрушки для ёлки: «…доставайте, где хотите, пряников, конфет, хлеба, хлопушек с костюмами, масок, игрушек и поедем 24 декабря к вечеру». Выполнив заказ, Б-Б приезжает в Сокольники и обнаруживает, что Ленина там нет. Волнения Нади - дети не хотят начинать праздник - приезд - розыски машины Дзержинским.

Во время праздника Ленин ласково беседует с детьми, вызывая у них полное доверие к себе, организует хоровод вокруг ёлки, поёт песни, играет с ними в кошки-мышки. Свой рассказ о ёлке в Сокольниках Б-Б заканчивает фразой, характеризующей Ленина: «Ведь он так сильно и привязчиво любил детей!», после чего снова возвращается к теме нападения и последовавшего за тем расследования инцидента.

«Для детского пользования» этот эпизод не употреблялся до 1935 г. А после того, как ёлка была реабилитирована (в конце 1935 г.), он отпочковался от полного текста «Воспоминаний» и в отредактированном и адаптированном для детей варианте зажил своей самостоятельной жизнью. Впервые переработанный текст появился вскоре после опубликования статьи Постышева, когда срочно понадобились данные, подтверждающие правомерность возвращения ёлки. Уже в 1936 году под названием «Владимир Ильич на ёлке» он был включён в первое советское пособие по устройству ёлки. Этот вариант был последним, в котором упоминалась дата - 24 декабря, Сочельник. Рассказ завершался фразой: «И мне хотелось бы, чтобы дети знали, что сердце Владимира Ильича всегда билось за радость и счастье детей. Он их ценил и любил».



Ленин и дети на елке. Худ. Евдокия Усикова

Редактирование текста «ЁвС» производились позднее неоднократно, причём как самим автором, так и многими другими писателями. В последующих вариантах из него полностью исключается эпизод нападения бандитов, а действие разворачивается сразу после предложения Ленина Бонч-Бруевичу поехать в Сокольники. Если в ранней редакции деньги собирались вскладчину, то теперь Ленин сам выделял средства: «А на расходы вот вам деньги», т.е. Ильич, в столь тяжелое для страны время, брал на себя все затраты по организации праздника.

В переработанной для детей версии получает дальнейшее развитие тема «Ленин и дети». Здесь Ленин предстаёт как талантливый педагог, сразу же берущий инициативу в свои руки. Он с лёгкость вовлекает детей в игровую ситуацию и моментально завоёвывает их доверие: водит с ними хоровод вокруг ёлки, играет в кошки-мышки, поёт, рассматривает вместе с ними школьный зоологический уголок и т.д. «Дети говорили с ним просто и не чувствовалось никакого стеснения», «он быстро узнал их имена, и надо было удивляться, как он только не путал их», «Владимир Ильич углубился в их дела, да так, как будто он всю жизнь только и делал, что занимался со школьниками». А после праздника ёлки «хотя был очень занят, всегда отвечал им» на их письма.

Воспоминаний Б-Б о таком значительном эпизоде в жизни вождя, очевидно, было не достаточно. За дело взялись детские писатели, и появилось несколько интерпретаций рассказа Б-Б. Среди прочих, важное место занимает пересказ А.Т. Кононова. Проделанная им редактура была значительна и в высшей степени показательна: в его тексте события представлены уже глазами детей. Дети, уже приготовившиеся к празднику, всё время пристают к завхозу (который оказался старым петроградским рабочим, знавшим Ленина ещё до революции) с вопросом: «А что если Ленин не приедет?». На что завхоз уверенно отвечает: «Раз Ильич сказал, что приедет, значит приедет!». Причём в рассказе Кононова главным препятствием на пути Ленина в школу становятся уже не бандиты, а разыгравшаяся метель. Интересным момент: дети сразу же узнают Ленина, ведь «сколько раз они видели портрет Ленина!». Напомню, что действие разворачивается всего через два года после революции.

В изложении Кононова дети уже не представляют собой безликой массы: они наделены именами, которые Ленин тотчас же запоминает и не разу не ошибается в их идентификации (ср. воспоминания Лепешинского). Во время праздника детям раздают подарки, которые им привёз Ленин. А в конце, подобно Деду Морозу, выполнившему свою роль, «Ленин как-то незаметно вышел и уехал». Причём в оригинале, у Б-Б, «Ленин тепло простился с маленькими друзьями».

Кроме этого, существует, по крайней мере, ещё один вариант «Ленина на ёлке» некого Гутмана. История похожа на рассказ Кононова, автор делает некоторые незначительные изменения, вводит «сознательных бандитов» и датирует событие январём 1919 г.

Текст Кононова, равно как и переработка мемуаров Б-Б, выходил ежегодно многотысячными тиражами в различных сериях, сборниках, богато украшался иллюстрациями. Причём картинки, помещённые в книжках, со временем перестали соответствовать тексту - ёлка богато украшалась, дети одевались по моде того времени, когда книжка издавалась. «Событие модернизируется и абстрагируется, становится внеисторичным  - вечным примером доброты и щедрости вождя».



Портрет В.И. Ленина. Худ. К.Петров-Водкин

За последние 13 лет в России произошли столь значительные изменения в социальной и политической системе, что многие реалии былой повседневности исчезли бесследно. Поэтому история недавнего советского прошлого, живые свидетели которого всё еще составляют большую часть населения нашей страны, оказывается также далека от современного ребёнка, как и события, например, 19 века. Также далёк от современного школьника и В.И. Ленин. Человек, имя которого ещё недавно писалось с приставкой «великий», для нынешних детей в лучшем случае - один из исторических персонажей 20 века. Но чаще всего они просто не представляют кто он такой. Боязнь оказать ненужное идеологическое давление заставляет современных родителей и учителей отказываться в процессе воспитания детей от многих книг, в которых описывается советское прошлое, от интерпретации каких-либо событий и описания конкретных исторических личностей.

Образ Ленина, который начал создаваться в 1920-е гг., удачно занял освободившуюся после революции 1917 года нишу, которую ранее в литературе для детей занимали Иисус Христос, царь-батюшка и различные святые. Однако Ленина идеологи его культа представляли нам сразу в нескольких, порой противоречащих друг другу, амплуа. Он играл роли одновременно и создателя самого лучшего в мире государства рабочих и крестьян и Господа Бога, он трудился на благо родины и умер за неё как святой, он был Дедом Морозом и всеми любимым «общим» дедушкой.

С начала 1990-х гг., когда Ленин навсегда был сброшен со своего пьедестала, в нашей стране так и не появилось героя, исторического персонажа, которого знала бы вся детвора и на примерах из жизни которого можно было бы учиться.

Безусловно, шедевры советских писателей о Ленине нельзя рассматривать только как воспитательную литературу. Гораздо большее значение имеет идеологический аспект. А в совокупности два эти показателя имели огромное влияние на маленького гражданина страны Советов. Детская литература о Ленине играла важнейшую роль, особую роль в социализации советского ребёнка. Через неё он знакомился с главным историческим персонажем, с историей своей страны, учился отличать «хорошее» от «плохого». Но помимо неё существовали и другие идеологические инструменты: ленинские праздники, октябрятские и пионерские ритуалы и многое другое. Речь о них ещё впереди.


дата, фото, РГГУ

Previous post Next post
Up