Вчерашняя поездка на МАКС-2009 была омрачена погодой и сокращенным вариантом показательных выступлений. Игнорируя все прогнозы, множество людей на выставке были одеты по позавчерашнему и дико мерзли на аэрополе в Раменском. При этом мест, чтобы не то что согреться, но хотя бы просто посидеть не на ветру, практически не было.
На авиасалон пришлось ехать аж в 7 утра из-за боязни застрять в пробках на въезде. Моими провожатыми были Таины родители - АА и ТР. Я на МАКС поехал впервые, поэтому без их профессионального участия в этой поездке было не обойтись. Сначала они мне добыли билет на бизнес-день, а потом еще и сделали экскурсию по выставке. Что удивило в начале, так это совершенно дикие меры безопасности: перекрытый город, милиция и военные на каждом шагу, несколько кордонов досмотра. Но - на последнем кордоне, там, где нам должны были выдать бейджи в обмен на анкету посетителя, завис компьютер и ответственная за это девушка стала пропускать народ просто так. В анкете пришлось написать, что я, как представитель Кинотеатра.док, имею профессиональный интерес к авиасалону.
В бизнес-день народу было не очень много. То, что представлено в павильонах - это в основном разные детали, агрегаты, разработки, макеты и тд. Там, конечно, есть на что посмотреть, но самая интересная часть выставки все же на улице. Ушедший на переговоры АА, оставил нас с ТР наедине и она провела мне экскурсию с подробным рассказом об особенностях разработок конструкторских бюро, конструктивных отличиях вертолетов КА и Миг, показала у кого что за что отвечает, ну и все в этом духе. Ни в один самолет мы не поднимались - большинство были закрыты, в другие водили делегации из дружественных нам африканских стран. По-моему, единственным доступным для всеобщего осмотра был ТУ-144 - советский "Конкорд", с красным флагом и старым логотипом "Аэрофлота" на борту, но в него стояла длинная очередь.
Пообедать на МАКСе оказалось целой проблемой. Говорят, что раньше между павильонов стояли бесчисленные палатки с шашлыком и напитками. На этом салоне решили все унифицировать, закуски и напитки оставить в специальных тентах на улице, а серьезную еду выдавать в ресторане и кафе. В кафе нам посидеть удалось в утренние часы, а в ресторан мы не попали не только по причине жуткой дороговизны - 0,2 сока - 150 руб, суп-пюре - 300 руб, салат - 400 руб... - но и просто потому, что не хотели стоять в очереди из полусотни голодных авиаторов.
На показательных выступлениях, понятно, не было ни "Русских витязей", ни "Стрижей" - АА очень сетовал, что мне так не повезло в этом году с авиасалоном. Зато были другие, на мой взгляд, тоже достойные выступления. Из наших пилотажных групп выступали липецкие "Соколы России", разыгравшие воздушный парный бой. Интересно, что полеты на МАКСе сопровождаются комментарием диктора, этим создается особый эффект - самолеты не просто показывают фигуры, а делают это как бы по указанию ведущего, который к тому же рассказывает историю создания и технические характеристики машин.
Окончательно продрогнув к пяти часам вечера и так и не дождавшись итальянских "Три колори", под выступление французов, расцвечивающих небо цветами национального флага, мы двинулись домой. Тёща накормила меня запипецким борщом и хачапури с баварскими сосисками. Так долго мы еще ни разу не проводили вместе.