(no subject)

Jul 15, 2009 00:22

Посмотрел я недавно вторых "Трансформеров". Фильм, сразу скажу, мне понравился. Хорошенько отключив мозг и не думая о качестве даже не вторичного, а n-в-чёрт-знает-какой-степени-ричного сюжета, можно наслаждаться красивейшими картинами пейзажей... Это, конечно, больше для девушек, потому что для лиц мужского пола все эти блестщие железки, эффектные преображения, взрывы, разрушения, летящие в разные стороны детали милы до глубины души. Просто так, без всяких объяснений, такие мы кровожадные варвары в глубине души. Кстати, после фильма осталось приятное послевкусие, его хочется пересмотреть дома, повторяя некотоыре сцены по нескольку (десятков!) раз, желательно на большом экране и с большими мощными колонками. Фильм не претендует на качество сюжета в плане мотивов сторон и всяких там чудесных совпадений, поэтому я его и не оцениваю по этому критерию, подобно тому, как на огромных джипах вместо расхода топлива пишут "метрика неприменима".

Однако есть один критерий, который хочешь - не хочешь, а сам собой применяет сугубо рациональное причинно-следственная часть подсознания, готовая согласиться с огромными человекообразными роботами из космоса, с лёгкостью превращающимися в земную технику, но не готовая смириться с нелогичностью получившегося мира. Баланса сил нет. Сверхмощные трансформеры, с лёгкостью крушащие всё и вся, будучи в явно превосходящем числе, сдерживаются людьми с какими-то нелепыми автоматами, робот в спутнике, с лёгкостью находящий всё, что угодно, не предпринимает ровно никаких действий, когда положительным героям нужно побродить по пустыне, воздушные пространства над стратегически важными объектами США совсем-совсем не охраняются зенитными ракетами... Можно очень долго продолжать список, а суть его в том, что придуманная вселенная не следует своим же законам, меняет их на ходу, чтобы таким образом скрыть непродуманность пресловутого баланса и завораживающими картинками отвлечь от справедливых размышлений на эту тему, как следствие, сомнений и выпадении из состояния погружённого сопереживания происходящему на экране.

В кино я чаще всего вижу причину подобного в том, что автор оказывается заложником своего желания показать как можно более эффектных супер-героев с самого начала, ошеломить зрителя, показав их возможности, как совершенно невероятные. А потом ему с этим героем обращаться не проще, чем слону вальсировать в посудной лавке, пытаясь не сломать хрупкий, как китайский фарфор, баланс логичного. Как этот герой будет применять свои возможности для достижения целей в этом придуманном мире? Будет ли автор следовать придуманному в самом начале или уровни силы и способности героев будут произвольно увеличиваться и уменьшаться, затыкая дыры в истории? Будет ли герой распоряжаться ими действительно разумно, применяя что нужно где нужно максимально эффективным образом, избегая лишних опасностей... Или же будет вести себя, как имбецил, даже не подозревающий, что он может сделать со своими силами, пока сценаристу не захочется дёрнуть за ниточку сюжета, чтобы продемонстрировать очередную эффектную сцену (заведя при этом героя в закритическую ситуацию, которой он с лёгкостью мог избежать)? К сожалению, чаще всего происходит именно второе.

Конечно, баланс придумывать очень тяжело, это хорошо видно на примере стратегических игр. Тут авторы обычно идут по простому пути: все расы-участники различаются крайне незначительно, на уровне картинок. Характеристики и возможности строений и единиц техники повторяют друг друга. В тех случаях, когда разные участники конфликта делаются действительно разными, часто оказывается, что одна из них обладает явным преимуществом, что быстро выясняют игроки в сетевых игрищах. Blizzard, известная как раз тем, что ей удаётся создавать разные стороны с совершенно разными игровыми стратегиями, так, что при этом ни одна из них не обладает тотальным преимуществом, тратит на выверку баланса больше времени, чем собственно на разработку игры и не прекращает его доводить, даже когда игра уже выпущена. Естественно, у сценаристов и писателей нет такой возможности... да и, честно говоря, думаю, что и желания, ведь работа эта очень занудная и далеко не простая.

Так вот, ключевая мысль этого наблюдения в том, что придумать фантастический мир, насочинять супервозможностей и супергероев, непохожих на уже придуманные сюжеты -- это уже не просто, а оживить его -- это, на мой взгляд, на несколько порядков более сложная задача. Честь и хвала тем, кто с ней справляются, насмешки тем, кто не смог, но тужится продемонстрировать обратное. Мир людей борющихся против роботов в третьей части "Матрицы" и подобный, в принципе, вариант из четвёртой части "Терминатора" -- это издевательство над здравым смыслом, мир, в который не веришь и, как следствие, за который не переживаешь. Мир будущего из "Firefly", вселенная Толкиена, варианты миров из лукьяненкоговского "Спектра" и "Холодных берегов" -- это, на мой взгляд, вершины, на которые стоит равняться. Не стоит ожидать большого количества таких произведений, но когда они выходят, и когда обёртка делается под стать содержимому -- вот тогда и получаются настоящие шедевры. А пока отключаем мозг и вперёд, купаться в волнах фантазии, незамутнённой занудной логикой.
Previous post Next post
Up