Петр Смоляр (Piotr Smolar), обозреватель французской ежедневной газеты Le Monde, был одним из тех, кого я специально упомянул в своем посте здесь три дня назад. Я тогда спросил у нескольких замечательных журналистов, ныне очень влиятеных и авторитетных в мировом медийном сообществе, а когда-то начинавших свою карьеру корреспондентами своих изаний в Москве, - что они думают об отвратительном балагане, устроенном путинской пропаганистской командой вокруг "обретения новой родины" Жераром Депардье.
Этот мой текст, когда его опубликовал у себя еще и сайт "Эха Москвы", прочло за двое суток больше 157 тысяч человек.
И вот мой давний знакомый и коллега Петр Смоляр прислал мне текст своей реплики, опубликованной Le Monde 9 января вместе с занявшей целый газетный разворот подборкой прочих материалов по "делу Депардье". Реплика мне кажется очень важной и очень точной. Смоляр пишет, что она вышла только в бумажном издании, на сайте ее нет, поэтому помещаю тут полный текст в моем собственном переводе.
ОСКОРБЛЕНИЕ
Петр Смоляр, Le Monde, 9 января 2013
Еще с 1920-х годов и до самой смерти Сталина в 1953-м, некоторые французские писатели превратились в агентов советской пропаганды, публикуя очерки о своих полных энтузиазма путешествиях. Жерар Депардье теперь осваивает это творческое наследие на свой лад, по новым правилам телевизионной реальности. Можно над этим смеяться или плакать. Можно заметить, что медиа привлекают слишком много внимания к его российским приключениям. А можно заставить себя оторваться от французской перспективы и посмотреть на эти события с точки зрения русских. Точнее, тех самых русских, которые восстают сейчас против своего собственного режима
О них отзывались как о равнодушных и безразличных, но после парламентских выборов 2011 года они вышли на улицы больших городов, чтобы протестовать против фальсификаций. Они патриотичны, но хотят перемен в своей стране. Активные потребители и пользователи интернета, они до сих пор относились к политике с недоверием и никогда не отождествляли себя с яростными оппозиционерами. Они мечтают о современном обществе, организованном в соответствии с общепринятыми нормами права. Наиболее успешные из них путешествуют, в отличие от своих родителей, может быть, не меньше, чем Жерар Депардье. Но вот умеют видеть - гораздо больше чем он.
Это они были оскорблены актером, когда в его публичном объяснении в любви к их стране, названной им "великой демократией", заблистали политические декларации. Не стоит сомневаться: актер любит Россию. Но Россию картонную, изукрашенную тысячей пошлых штампов, Россию нескончаемых попоек и березовых лесов. Грустная реальность этой страны никогда актера не интересовала, поскольку он никогда до сих пор не принимал в ее жизни никакого участия.
Погрузившись с головой в свое бездонное эго, он рассчитывал показать нос французским медиа и Жан-Марку Эро, который посмел назвать "жалким" его побег от налогов в Бельгию. Но в этом буйном порыве он бросил перчатку всему российскому гражданскому обществу. Даже не отдав себе в этом отчета.
* * *
Вот такой ответ Le Monde на мою заметку в фейсбуке.
А еще из Почти 200 комментариев к той моей записи, хочу привести тут еще один. Это Paola Messana, блестящий репортер и знаток российской политики, да и России вообще, много лет возлавлявшая российский корпункт агентства AFP, а потом управлявшая тут целыми издательскими домами.
Вот что она мне пишет:
"Меня больше всего, Сергей, как дочь женщины, которая долгие годы не имела никакого гражданства, -моя мама, как ты знаешь, родилась в Париже от русских эмигрантов, и получила итальянский паспорт только когда вышла замуж, до этого был только Нансеновский документ, - возмущает лёгкомысленность, с которой Путин дарит паспорт одному человеку, когда миллионы во всём мире страдают и погибают в попытке получить документы..."
Спасибо, Паола. Всё верно.