"ВСЕ В СУД!". Юридическая справка к проекту

Jun 28, 2012 17:41


Вот тут можно ознакомиться с подробной юридической справкой, содержащей обоснование права избирателя обращаться в суд с иском о нарушениях избирательного законодательства, вне зависимости от того, произошло ли оно на том же избирательном участке, где он сам зарегистрирован, или в любой другой точке территории страны.

Выкладываю этот документ для тех, кто заинтересуется инициативой массовых обращений в суд о нарушениях на выборах. Если хочется подробно и детально во всем разобраться - читайте под катом.



Избирательные права:

Согласно ст.32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.  Для этих целей граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти.

В силу п.1 ст.81 Конституции РФ Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

По статье 3 Протокола №1 от 20.03.1952 года к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Российская Федерация обязана проводить свободные выборы путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа при выборе органов законодательной власти.

Из преамбулы Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67-ФЗ от 12.06.02. государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права.

Право на судебную защиту:

Нарушенные права истца подлежат судебной защите.

По ст.45 Конституции в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.  При этом каждый гражданин вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Согласно ст.46 Конституции каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод, а любые решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

При этом по п.1 ст.47 Конституции никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Согласно статье 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года каждый человек имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела.  При этом по ст.13 Конвенции каждый гражданин, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Из этого следует, что право на судебную защиту является неотъемлемой частью прав и свобод человека.

Право на обращение в суд:

Право истца на обращение в суд с настоящим иском основано на ст.32,45,46,81 Конституции РФ, п.10 ст.75 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67-ФЗ от 12.06.02., п.1 ст.259 ГКП, поскольку с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан может обратиться любой избиратель.

При выборах Президента Российской Федерации вся территория Российской Федерации представляет собой единый избирательный округ, который в силу п.31 ст.2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67-ФЗ от 12.06.02.  включает в себя всю территорию, на которой проводятся выборы.  Об этом говорит и конструкция ст.77 №67-ФЗ.

При этом согласно п.1 ст.78 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67-ФЗ от 12.06.02. суд не вправе отказать в приеме жалобы на нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации, а само такое заявление может быть подано в суд в течение одного года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов.

Сроки обращения в суд

Согласно п.4 статьи 260 ГПК после опубликования результатов выборов заявление о нарушении избирательных прав граждан, имевшем место в период избирательной кампании, может быть подано в суд в течение года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов.

В силу прямого указания п.19 ст.2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67-ФЗ от 12.06.02.

19) избирательная кампания - деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Таким образом, в понятие избирательной компании входят непосредственно как сами выборы, так и подведение их итогов, в связи с чем подача настоящего иска возможна в течение одного года с даты официального опубликования результатов выборов.

Полномочия суда

В силу п.1 статьи 261 ГПК суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) избирательной комиссии незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права.

Согласно п.5 ст.75 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67-ФЗ от 12.06.02. суд может отменить решение соответствующей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов или иное решение комиссии.

При этом по п.1.2. ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67-ФЗ от 12.06.02. 1.2. суд, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов были допущены нарушения настоящего Федерального закона. В случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, суд может признать итоги голосования, результаты выборов недействительными.

По п.3. ст.77 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67-ФЗ от 12.06.02. суд может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов,  других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Аналогично на основании п.3. ст.85 Федерального закона «О выборах Президента РФ» №19-ФЗ от 10.01.03. суд может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке, территории, в субъекте Российской Федерации, о результатах выборов Президента Российской Федерации в случаях нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), порядка определения результатов выборов, других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

*Статья 77 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67-ФЗ от 12.06.02.. Отмена решения об итогах голосования, о результатах выборов, референдума

1.2. Суд, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, , если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов были допущены нарушения настоящего Федерального закона. В случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, суд может признать итоги голосования, результаты выборов недействительными.

3. Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

6. Отмена судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными.

10. В случае признания итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, территории, в субъекте Российской Федерации недействительными после составления соответствующей вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, о результатах выборов, референдума эта комиссия обязана составить новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов, референдума с отметкой: "Повторный".

11. На основании протоколов комиссий об итогах голосования с отметкой: "Повторный" или "Повторный подсчет голосов", составленных после составления вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, о результатах выборов и сводной таблицы, в протокол и сводную таблицу, составленные вышестоящей комиссией, вносятся соответствующие изменения.

Постановление Пленума Верховного суда №5 от 31.03.11 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав граждан РФ»:

39. Основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г" пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте "а" пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.

Если при оспаривании решений об итогах голосования, результатах выборов, референдума, принятых иными, кроме участковых, избирательными комиссиями, комиссиями референдума, заявитель ссылается на нарушения законодательства о выборах и референдумах на избирательных участках, участках референдума и (или) на нарушения, допущенные самими участковыми комиссиями при подведении итогов голосования и составлении протоколов об итогах голосования, то предметом оспаривания фактически являются решения соответствующих участковых комиссий.

Исходя из положений части 1 статьи 261 ГПК РФ, пунктов 1.2, 9 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ в случае отмены решения комиссии об итогах голосования, результатов выборов, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, суд вправе признать недействительными итоги голосования, результаты выборов.

При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц суд не вправе осуществлять подсчет голосов и определять результаты выборов, референдума, поскольку в силу положений пункта 1 статьи 70, пункта 11 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение этих вопросов относится к компетенции соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума. В этом случае в решении указывается на необходимость проведения комиссией повторного подсчета голосов избирателей.

40. Признав оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, суд удовлетворяет заявление и возлагает обязанность на указанные органы и лица восстановить в полном объеме нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.

45. При рассмотрении данной категории дел суды не должны оставлять без внимания выявленные недостатки в деятельности избирательных комиссий, используя предоставленное им частью 1 статьи 226 ГПК РФ право вынесения частного определения.

Previous post Next post
Up