- Не первый раз вижу, что вы отвечаете на вопросы читателей. Не считаете ли вы, что у вас недостаточно опыта и знаний, чтобы выступать экспертом по вопросам ислама или религиоведения? Если я правильно поняла ваше представление на Радио Свобода, у вас вообще нет законченного высшего образования. Как в таком случае на вашу активность смотрят представители мусульманских общин? И почему лично вам недостаточно просто верить в Бога? Для чего на этом вопросе зарабатывать себе славу? Ирина.
- Здравствуйте! Всё, что касается вопросов Ислама, то я могу сказать точно, что отвечать я стараюсь, исходя из источников, которыми сама пользуюсь при изучении религии. Это и Коран, и Сунна (действия Пророка, да благословит его Аллах и приветствует) и хадисами (высказывания Пророка, да благословит его Аллах и приветствует). Поэтому некорректно будет назвать меня экспертом. Я лишь практикующий верующий человек, а потому на некоторые вопросы ответить, конечно, могу. Если на что-то ответить не могу, то не могу - и не скрываю этого.
Да, у меня нет законченного высшего образования по журналистике, что не мешает мне работать в специальности уже более 12 лет в Беларуси, России и Польше. Кроме того, я учусь в светском университете на факультете журналистики. Поэтому я не считаю, что высшее образование или его отсутствие как-то может повлиять на мои религиозные познания, а уж тем более практику.
Весьма положительно смотрят, знаете. Поддерживают во многом, альхамдулиллах. У нас очень сплочённая община, слава Богу.
Мне лично хватает. Но Вы ж понимаете, когда задают вопрос, я же не могу задрать нос и пробежать мимо. Или Вы думаете, что я с утра до ночи обиваю пороги редакций, стою на коленях и умоляю «пожаааалуйста, ну сделайте со мной онлайн-конференцию!!!». Вовсе нет. Ко мне обращаются коллеги с предложением, я его не отвергаю. А если Вы считаете, что я так зарабатываю славу, то ок. Значит, это слава.
- Мо прыгласіце каго з татар адказваць на пытаньні аб ісламе. Яны і нашыя ўжо цалкам, і мусульмане на сто адсоткаў. Алена.
- Вельмі добрая ідэя. Я ж ня вашая цалкам, а толькі па пашпарце і месцы нараджэння, па мове і месцы працы. Ды й не мусульманка, так разумею, па-Вашаму. Так што, прасіце, бо Вас пачуюць.
- Ассаляму алейкум, сестра. 1. Ты действительно не первый раз публично выступаешь и рассказываешь людям о нашей жизни, о нашей вере. Каждый раз в свой адрес получаешь огромную кучу дурнопахнущих комментариев. Что бы ты ни говорила, чтобы ты ни объясняла, они всегда недовольны. Лично я уже разочаровалась в наших людях и не вижу смысла никому ничего объяснять. Почему же ты не сдаешься? Ты думаешь, что сможешь что-то изменить? 2. Ежедневно каждая из нас сталкивается с такими бытовыми проблемами как: а) занятие спортом (в помещении где нет мужчин), б) косметические процедуры (везде открыты окна, двери и т.д.), в) поход к доктору. Можно продолжать этот список до бесконечности. Не возникало ли у тебя мысли создать некий женский центр для мусульманок, который бы помогал в решении таких вопросов? Зухра.
- Ва алейкум ассалам ва рахматуллахи ва баракатуху, дорогая.
1. Изменить что-то в принципе может только Всевышний Аллах, я всего лишь Его раба - не больше (уже вижу возмущённых читателей, которые готовы обвинить меня в зомбированности). Как ты наверняка знаешь, Зухра, даават - часть нашей религии, а потому я не собираюсь и не буду останавливаться. Тем более, пока у меня есть возможность что-то сказать. Помни про нашего любимого пророка (саллалаху алейхи вассалям) и пророков до него (алейхи вассалям), которые не останавливались ни при каких обстоятельствах. Я не претендую на роль пророка, ни в коем случае. Я люблю Аллаха, я восхищаюсь красотой Ислама и крайне печалюсь, когда люди понимают Ислам превратно. А потому пока я живу, пока мне дают слово, я буду это использовать, чтобы поделиться с людьми тем немногим, что у меня есть.
2. Да, такая идея есть. Наша община в Беларуси достаточно многочисленная, поэтому реально оценивая ситуацию в стране, я безусловно ни раз задумывалась над тем, чтобы каким-то образом улучшить условия для мусульманок прежде всего. И я считаю, что тут разумнее прибегнуть к стратегии малых шагов. Пока это обсуждается на уровне муфтията, что будет дальше - посмотрим.
- А в чем кайф? Александр.
- В том, чтобы жить в соответствии со словом Всевышнего Аллаха. Прожить эту жизнь достойно и отправиться в райские сады для вечного успокоения. Иншаллах.
- Вольга, у нашай краіны ёсць традыцыйная рэлігія - хрысціянства, адразу ў двух канфесіяў. Чаму вы адракліся ад каранёў і вырашылі прыняць не ўласцівую беларусам рэлігію? Вiталь.
- Дзякуй за пытанне, Віталь. Ну па-першае, давайце разбярэмся, што ёсьць нашыя карані? Чаму Вы вырашылі, што менавіта хрысьціянства ёсьць нашымі каранямі? Думаю, Вы цудоўна памятаеце, якім коштам былы хрышчоная Беларусь, так? Дык чаму не паганства? Да таго ж, хацела бы Вам нагадаць, што сярод беларусаў доўгі час было распаўсюджана арыянства - плынь хрысьціянства, якая не прызнавала боскае паходжанне Ісы (Езуса).
Больш на тэму можаце пачытаць тут. Некаторыя дасьледчыкі лічаць, што менавіта таму татары так добра прыжыліся ў хрісьціянскае Беларусі. Хаця я асабіста з такім меркаваннем не зусім згодна.
Да таго ж, вельмі няправільна думаць, што калі чалавек прыходзіць да ісламу, ён аўтаматычна здраджвае хрысьціянству. Чаму? Таму што ўсе нашыя рэлігіі - сутнасьць манатэізм (адзінабоства), то бок вера ў аднаго і абсалютна адзінага Бога без ніякіх сутаварышаў і гэтык далей. Мы прызнаем усіх прарокаў ад Ібрагіма (Абрама) да Мохамэда. Мы прызнаем Сьвятыя Кнігі Эвангіле і Тору. Проста мы не згаджаемся, згодна з тэкстам Карану і вучэннем Мохамэда, з існаваннем троіцы, інстытутам сьвятых і пасрэднікаў паміж Богам і людзьмі. Мы лічым, што пакланяцца, маліцца і прасіць трэба толькі Аллаха і нікога больш - ні Мухамэда, ні іншых прарокаў.
А што датычыцца не ўласьцівай рэлігіі, то і хрысьціянства калісьці было неўласцівай рэлігіяй. У маім выпадку я лічу (у сэнсе я асабіста лічу і не навязваю Вам свайго меркавання), Іслам - гэта вышэйшая ступень духоўнага і рэлігійнага разьвіцця чалавека. Таму, па маім меркаванні зноў, не вельмі карэктна казаць пра неўласьцівасьць.
- Як вы ставіцеся да шарыяту? Ці думаеце, што гэта ідэальная судзебная сістэма, якую (на ваш погляд) было б добра ўвесьці і Беларусі? Гадоўля сьвіньняў - часткі беларускай традыцыйнай культуры. Што ў гэтым благога з пункту гледжаньня ісламу? Чаму беларуска ці беларус, які пераходзіць у іслам, павінен адмаўляцца ад сваёй культуры? Парадкі ў якой мусульманскай краіне вам бліжэй - у Турцыі, Іране ці Саўдаўскай Аравіі? Беларус.
- Вельмі і вельмі станоўча. Так, менавіта, я лічу, што гэта ідэальная, але і таму досыць утапічная судовая сістэма. Таму што правасуддзе ў Шарыяце будуецца выключна на чалавечай богабоязнасьці, то бок першапачаткова закладаецца, што чалавек, які верыць у Бога, ня можа хлусіць перад Творцам. Але ж мы ўсе людзі, усімі намі досыць часта кіруюць выключна спакусы, таму богабоязнасьць - вельмі адносная рэч, ці не так? Да таго ж, Шарыят прадугледжвае вынясенне судовага рашэнне толькі пры наяўнасьці чатырох дарослых сьведкаў мужчынаў, якія бачылі злачынства на уласныя вочы. Што, пагадзіцеся, амаль немагчыма. Таму, складаная сістэма доказнасьці (якая цяпер, нажаль, вельмі часта парушаецца ў некаторых мусульманскіх краінах, я з гэтым згодная), па маім меркаванні, з'яўляецца гарантам таго, што суд будзе справядлівы. Але гэта, зноў падкрэсьліваю, у ідэале. Не варта забываць, што Іслам - гэта не заўсёды тое, што робяць мусульмане. І сітуацыі бываюць розныя. Настолькі ахідныя, што нават мы, мусульмане, дзівімся, як так можна. Пра гэтым заўжды трэба памятаць, што ўсех нас чакае Апошні Суд, калі мы станем пред нашым Творцам, і тады ўжо ані схлусіць, ані выкруціцца не атрымаецца. А расправа Ўсявышняга будзе страшнейшая за ўсе суды на сьвеце. Таму менавіта аб гэтым трэба заўжды памятаць.
Для пачатку хацелася б запытацца: у Вас, як, відавочна, у карэннага беларуса, жыве сьвіння дома? Не? Непарадак... А затым, сьвінаводства ў Беларусі традыцыйна, бо вельмі таннае і досыць неклопатная справа. Калісьці традыцыйным для беларусаў было канаплеводства - з канаплі рабілі абсалютна ўсё, ад кашы да нітак. І дзе гэта цяпер? Чаму мусіць адмаўляцца? Но бо сьвініна шкадлівая для чалавечага арганізму. Справа ў тым, што слой саланіны пад скурай свінні не дае яе арганізму выводзіць шкадлівыя рэчывы праз пот, як ў іншых жывёлінаў. Уся бяка затрымліваецца ў саланіне. Таму сьвіння лічыцца бруднай жывёлінай. Апроч таго, вельмі раю прачытаць вось гэты артыкул.
Мне блізкія парадкі ва ўсіх без выключэння краінах, дзе я магу свабодна вызнаваць сваю рэлігію, насіць хусту і выхоўваць сваіх будучых, дай Аллах, дзяцей згодна з запаветамі Ісламу.
- Ольга, скажите, а какие гигиенические или другие функции стоят за постоянным ношением этой чудесной простынки на голове? То есть житейские, без всякой мистики. Простите за термины, я не знаю, как это правильно называется. Валерий.
- Спасибо за вопрос. Во-первых, я постоянно ношу платок только в обществе чужих для меня мужчин. Дома и в обществе женщин я хожу без платка.
Какие функции житейские? Хм... Ну во-первых, мои волосы стали намного лучше и здоровее - на них не оказывается разрушающее влияние окружающей среды, а потому они не секутся, не ломаются. Кроме того, в метро никому в лицо не лезут, никто их не трогает - красота. Да в жару солнце мне не печёт в голову, в холод - не мёрзну. В общем, одни плюсы.
- А это правда, что под хиждабом на голове у вас выбрит крест? Неужели это позволяется? Интересно.
- Ахахахаха. Под хиджабом у меня выбрит полумесяц, поэтому никакого когнитивного диссонанса я не испытываю.
- Ольга, ответьте пожалуйста - а насколько вы знакомы с теологией Христианства? Обычно в ислам переходят люди либо не слишком знакомые с Христианством, либо те, кто с Библией вовсе незнаком. Для людей незнакомых с Христианством, или мало знакомых, ислам действительно может показаться привлекательной религией. Человеку же знакомому с Христианством, очевидны двуличие и лицемерие ислама. В отдельный вопрос хотелось бы выделить - Ольга ваше отношение к таким исламским понятиям и практикам как "дхимми" и "джизья". Что вам известно о жизни иноверцев в мусульманских странах, а также об отношении мусульман к мусульманам желающим сменить веру? Александр (США).
- Я прочла Библию очень внимательно, ознакомилась с историей христианства до и после раскола. В общем, как мне кажется, достаточно много узнала о христианстве. И Вы знаете, никакого двуличия или лицемерия в Исламе не замечаю. Странно даже было немного Ваш вопрос читать. Потому что в чём лицемерие и двуличие?
Давайте для начала разберёмся в понятиях. Итак, джизийа - это подушная подать, налагаемая на немусульман, которая была одним из важных доходов бюджета мусульманского государства. Подать бралась с иудеев и христиан, но их женщины, старики, дети, бедные и рабы были освобождены от неё. Идея подати заключалась в том, что обладателям Писания не предписывалось участие в войнах, чтобы защищать себя и других, поэтому было справедливо, что они платят подать, так как мусульманское государство их защищало и обеспечивало им нормальную жизнедеятельность и предпринимательство. Ведь мусульмане отдавали государству пятую часть военной добычи, закят (очистительную милостыню), милостыню после Рамадана и различные милостыни во искупление грехов. Подать - не наказание, а участие в бюджете государства, как делают мусульмане. Соответственно, я лично не вижу никакой несправедливости в подобном распределении выплат налогов и податей. На сегодняшний день ситуация с налогообложением в мусульманских странах немного изменилась и джизийю, по-моему, уже не выплачивают. Но я могу и ошибаться.
Далее, димми (араб. ذمي, собирательно: أهل الذمة, ал аль-димма буквально "люди договора") - собирательное название немусульманского населения (в основном тех, кто исповедовал христианство, иудаизм, зороастризм и проч.) на территории государств, созданных мусульманами и живущих по законам шариата. Несомненно, несмотря на некоторую толерантность, дхимми находились в подчинённом малопривилегированном положении (при этом, термин дхимми (исключительно немусульманские резиденты преимущественно исламских государств) следует отличать от понятия райя - низших классов общества (которые, хотя и состояли в основном из немусульман, включали в себя и низшие сословия мусульман). Пользуясь защитой жизни и имущества, они обязаны были признать безраздельное господства ислама во всех сферах жизни общества и подлежали уплате дани (джизья), но освобождались от уплаты заката, предназначенного для мусульман. В отличие от Арабского халифата, обширные территории которого (Аравия, Северная Африка) были изначально заселены семито-хамитскими народами, родственными арабам, а потому в основной своей массе принявших ислам в первые же столетия арабской власти (за исключением небольшой группы арабов-христиан), Османская империя имела гораздо более пёстрый религиозно-этнический состав населения. Опять же, ничего предосудительного я в этом не вижу. Живя где-нибудь заграницей, я же не получаю гражданство сразу же, а то и вообще не получаю. Соответственно, у меня может больше обязанностей и меньше прав по отношению к коренному населению. Пока я окончательно не ассимилируюсь и не получу гражданство, если это возможно. Это нормально.
Что касается немусульман в мусульманских странах, то живут же. Даже в Саудовской Аравии. Если говорить про страны, объятые конфликтом, как Афганистан, например, ну то пардоньте, за что боролись.
Далее, про выход из Ислама Вы наверное имеете ввиду наказание смертью по Шариату? Так вот, если человек выходит из Ислама и не бежит сразу же клеветать на Ислам и мусульман, то никто ему ничего не сделает по Шариату. Другое дело, если речь идёт о направленной войне (информационной или фактической) против Ислама. Тогда следует наказание по Шариату вследствие шариатского суда.
- Здравствуйте, Ольга. Скажите, изменился ли ваш круг общения после того, как вы приняли ислам и стали открыто говорить об этом? Со многими ли друзьями вам пришлось разорвать отношения, если они критически отнеслись к вашему шагу? Анатолий.
- Здравствуйте, Анатолий. Если говорить про изменение круга общения, то да он во многом изменился. У меня появилось очень много друзей и знакомых по всему миру из числа мусульман. Любой вопрос я могу теперь решить в несколько раз быстрее, причём не только в Беларуси но и за её пределами. Потому что мусульмане призваны помогать друг другу по мере возможностей.
Кроме того, у меня есть очень много настоящих друзей из числа немусульман, которых я очень люблю и с которыми очень близко общаюсь. Это те люди, которые приняли мой выбор адекватно, не издеваются над Исламом или мусульманами - одним словом, не оскорбляют моей религии и единоверцев. У меня есть даже подруга католическая монахиня - я её очень люблю.
Есть, безусловно, и те, с кем общение прекратилось как-то само по себе. Мы не встречаемся, не общаемся, потому что кардинально поменялись интересы. Но это естественно со временем друзей терять, потому что многое в жизни меняется, ничего не стоит на месте.
- По большому счету, ислам и христианство очень похожи. Для истинно верующего человека смысла перехода из одного в другое в общем-то нет. Вероятно, при переходе в ислам, вы преследовали бытовые или меркантильные цели. Так ли это? Mihail.
- Самое главное и фундаментальное отличие Ислама и Христианства в том, что мы , мусульмане, не признаём божественность Иисуса. Мы считаем, что он Пророк Всевышнего Аллаха, почитаем и любим его. Но не молимся ему, не просим его ни о чём - со всем мы обращаемся только ко Всевышнему Аллаху. Собственно, даже слово Аллах в переводе с арабского означает один, единственный Бог, которому нет равных.
Поэтому при переходе в Ислам я руководствовалась именно этими соображениями. Я не признаю божественность людей, которые пусть даже прожили праведниками всю свою жизнь. Я молюсь только и исключительно Аллаху - ни Пророкам, ни святым, никому. И только Аллах может ответить на наши мольбы. Ибо мы были Им созданы и к Нему вернёмся, независимо от того, верим мы в Аллаха или нет.
ИСТОЧНИК:
http://www.belgazeta.by/ru/online/tema/27310/?fb_action_ids=615969888443178&fb_action_types=og.likes&fb_source=other_multiline&action_object_map=%5B227154720774910%5D&action_type_map=%5B%22og.likes%22%5D&action_ref_map=%5B%5D