"Не хочу участвовать в безумии", - живущая в США журналистка о покупке дешевых вещей

Dec 22, 2021 17:05

Когда мы заказываем в интернет-магазине три пары штанов, намереваясь две из них отправить назад, мы по сути две новые вещи выбрасываем, пишет в своем блоге на НВ Татьяна Ворожко, украинка, журналистка, живущая в США, информирует UAINFO.org.

Когда я росла в Советском Союзе, новое платье или свитер у меня появлялись раз в год. В основном мой гардероб был таким же, как и у других детей - советская текстильная промышленность разнообразием не славилась. В 90-х годах, с появлением челночной торговли, выбор стал шире, но даже за дешевые турецкие или китайские вещи приходилось отдавать значительную часть зарплаты.

В США мне трудно объяснить, что в середине 90-х и в начале 2000-х, несмотря на то, что я работала сначала репортером крупнейшей газеты, а потом журналисткой и сценаристкой популярного телевизионного шоу, покупка нового пальто или обуви была для меня большой событием. Разрешить какое себе я могла не часто. Да и делать это приходилось обычно на открытых рынках, примерять, стоя на картонке, и принимать решение о покупке под сильным психологическим давлением продавцов. О возвращении речь не могла - как минимум для меня.

Поэтому, когда моя покупательная способность возросла и появилось больше возможностей, особенно после переезда в США в 2007 году, я пережила период стремительного пополнения гардероба. Покупала как в торговых центрах, возвращаясь с тремя-пяти вещами за раз, так и в Интернете, заказывая из таких дальних краев, как Малайзия, Китай и Израиль. Но уже несколько лет, как я вернулась к тому же стилю покупок, что был у моих родителей, когда я росла: покупаю не больше полдюжины новых вещей в год, только то, что мне нужно, и в магазинах. При этом больше не покупаю дешевую одежду брендов, специализирующихся на так называемой «быстрой моде».

В этом я значительно отличаюсь от среднестатистического американца, покупающего 68 предметов гардероба в год - примерно в пять раз больше, чем в 1980 году. Большинство из них почти не носится: американцы, участвовавшие в одном исследовании, обнаружили, что 82% своих вещей они ни разу в год не одели. По другим оценкам, до 20% одежды вообще никогда не используется. И, по некоторым подсчетам, на одного жителя США приходится 37 кг текстильных отходов в год.

Вот причины, почему я не хочу участвовать в этом безумии и вернулась к модели шопинга 20-го века.
А вы видите эту моду?

Большой модницей я никогда не была. Однако в те далекие времена, когда мода менялась раз в сезон, я определенный момент начинала видеть тренды и покупала что-то актуальное. Теперь, когда производители одежды выпускают новые коллекции почти еженедельно, для меня все это превратилось в шум. Возможно, я просто старею. Но подумайте: даже если вы тратите время и деньги, чтобы оставаться в тренде, кто вообще будет знать, что этот смешной жилет - писк моды середины декабря? Похоже, что мода, ранее диктовавшая людям разного возраста, что носить, превратилась в увлечения подростков, влияющих друг на друга в соцсетях. Я не вижу смены модных тенденций на улицах. Люди носят то, что носят. Я сомневаюсь, что многие в принципе стремятся оставаться модными, покупая очередную футболку в Интернете. Я не слежу за инфлюэнсерами в Instagram и выключаю рекламу продуктов в своей ленте Facebook - у меня достаточно проблем с контролем своей тяги к сахару.
«Быстрая мода» разрушает окружающую среду

Постоянное приобретение и выброс вещей создает огромное давление на окружающую среду. О вкладе быстрой моды в деградацию экологии в последнее время стали говорить многие. Вот несколько фактов по исследованию Программы ООН по окружающей среде и Фонду Эллен МакАртур, опубликованных Всемирным банком:

• Ежегодно индустрия моды использует 93 миллиарда кубометров воды - достаточно, чтобы удовлетворить потребности пяти миллионов человек.

• Около 20% сточных вод по всему миру поступает от окрашивания и обработки тканей.

• Из общего объема волокна, используемого для изготовления одежды, 87% сжигается или утилизируется на свалке.

• Индустрия моды является источником 10% ежегодных глобальных выбросов углерода - это больше, чем все международные рейсы и морские перевозки вместе взятые.

• Ежегодно в океан сбрасывается полмиллиона тонн пластикового микроволокна, что эквивалентно 50 миллиардам пластиковых бутылок.

Кстати, пожертвование благотворительным организациям не очень помогает. Лишь небольшая доля старых свитеров или обуви находит нового владельца, пишет издание Treehugger, специализирующееся на экологических темах. Дело в том, что предложение значительно превышает спрос: 28% американцев когда-то жертвовали одежду и только 7% жителей страны ее у них покупали (по данным за 2018 год).

Неудивительно, что на 7,7 млрд человек на Земле ежегодно производится более 100 предметов одежды. Африканские страны просят Запад больше не посылать им свои старые вещи - они хотят развивать собственную текстильную промышленность и не заниматься чужими отходами, разрушающими их окружающую среду. Переработка одежды тоже не выход - в США в 2018 году было переработано только 14,7% использованного текстиля.

Думаю, что даже если мировая индустрия моды примет паузу на 10 лет, человечеству все равно будет что носить. Это даст время, чтобы рассортировать уже сделанные вещи и хотя бы часть их сносить.
Рабский и детский труд

Начиная с 1980-х годов, большая часть текстильного производства переместилась в страны с низкой стоимостью рабочей силы - Индию, Китай, Бангладеш, Камбоджу и Вьетнам. Сегодня только 2% одежды производится в Штатах по сравнению с 95% в 1960 году.

В США и других промышленно развитых государствах почти исчезли рабочие места в этой отрасли, но, похоже, что людям, получившим их в бедных странах, счастья это не принесло. Согласно отчету Международной организации труда, около 42% всех работников мировой текстильной промышленности почти или вообще не имеют социальной защиты, а 29% живут в нужде. Многие из тех 24,9 миллиона людей, которые в разных частях света занимаются принудительным трудом, делают это в текстильной промышленности. Организация Fashion Law, специализирующаяся на отраслевых исследованиях, подсчитала, что увеличение заработной платы индийских рабочих вдвое позволит им выйти из бедности и при этом прибавит всего 20 центов к цене футболки. Есть также детский труд и опасные условия труда. В 2013 году в Дахе, Бангладеш, под завалами завода погибли 1138 человек. Когда текстильщики протестовали с требованием повышения зарплаты в Камбодже, троих из них застрелила полиция.

«Да хоть доллар», - сказала бы я, если бы компания спросила меня, могу ли я заплатить на 20 центов больше футболки, чтобы работники выбрались из нищеты. Однако меня не спрашивали, а сделали, как потребителя, соучастницей этой трагедии.
С покупкой одежды в Интернете тоже покончено

У меня был достаточно успешный опыт покупки платьев для телевизионных эфиров в одном британском магазине. Однако почти каждый раз, когда я заказывала что-то в другом месте, это приходилось возвращать - не подходил размер, цвет был совсем не таким, как на фото или качество оставляло желать лучшего. Как показало расследование, проведенное журналом Атлантик, в США многое из того, что мы возвращаем почтой, отправляется прямо на мусоросжигательный завод, свалка или утилизируется каким-то другим способом - компаниям просто не выгодно оформлять возврат и снова выставлять вещь на продажу. Когда мы покупаем три пары штанов, намереваясь две из них отправить назад, мы по существу две новые вещи выбрасываем.

Если задуматься, то магазины - идеальное место для покупки одежды. Вы можете прикоснуться к ткани, увидеть ее настоящий цвет, посмотреть, как вы в этой одежде выглядите, а если вещь вам не понравилась, не нужно ехать на почту. Я не знаю, как американцы, считавшие шопинг отдыхом, дошли до того, что стали отдавать предпочтение поездке на почту похода в магазин.

Есть еще два менее известных преимущества шопинга в магазинах. Во-первых, вы можете быть уверены, что заплатите такую ​​же цену и увидите те же предметы, что и остальные. Во-вторых, вероятнее всего, вещи, которые вы только что сдали назад, вернутся на вешалки, а не отправятся на мусоросжигательный завод.
Но ведь хочется новенького

У меня есть несколько способов обновить свой гардероб. Один из них - положить в коробку вещи, «не вызывающие радости», как говорит Мари Кондо, а затем вернуться к ним через несколько лет. Другой - обмениваться вещами, которые мы делаем в женском кругу нашей семьи. Меня тоже вполне устраивает, когда мне отдают вещи, которые бывшим владелицам больше не подходят - так у меня появилось несколько любимых платьев. Я тоже отдаю некоторые предметы гардероба знакомым и незнакомым людям - например, в группе Ничего не покупай в Facebook. Эти группы организуются в США по месту жительства и позволяют людям передавать вещи, которые им не нужны своим соседям.

В нашей группе также есть странствующая модная коробка: каждая женщина, когда к ней переходит эта коробка, может взять одну понравившуюся вещь, а вместо этого положить что-то от себя, хорошего качества. Что касается вещей моего сына, который растет как бамбук, и ничего сносить не успевает, то у меня разработана целая система, включающая и продажу, и пожертвования конкретным людям.

И хотя мое отношение отличается от распространенного в США, оно не уникально. Как демонстрирует недавнее исследование, с каждым годом все больше американцев, особенно молодежь и матери детей до 16 лет, пересматривают свои привычки, предпочитая покупать качественные вещи, которые будут служить долго, а также покупку и продажу одежды секонд-хенд.

источник

экология, мода, точка зрения

Previous post Next post
Up