На прошлой неделе у меня было много очень важных, знаковых встреч: - переговоры с редакторами SUP, бизнес-завтрак в PWC по оффшорному финансированию. Но самые яркие, не забываемые впечатления я получила от знакомства с Михаилом Куснировичем на его мастер-классе "Как делать бизнес в России" в бизнес-инкубаторе МГУ.
Вот здесь
http://webils.ru/translation/ есть полная запись мастер-класса. Правда, там плохой звук и колоссальный объем трафика. Мастер класс продолжался почти четыре часа!
Расскажу вкратце самые запомнившиеся моменты. У Куснировича - что не фраза, то готовый афоризм. Настолько емко, вкусно и красиво он формулирует свои мысли.
О своем пути в бизнес:
Чем я занимаюсь - "Я продаю брюки и юбки - и радуюсь этому!"
Зачем я это делаю - "Химики, как и экономисты, тоже хотят питаться свежей овсяной кашей" / Куснирович по образованию химик-технолог/.
"Чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы - неплохая мотивация"
"Не надо так серьезно воспринимать себя и тогда все пойдет как по маслу. Надо серьезно воспринимать и относиться к своему делу."
"Прежде всего получите системное образование и поставьте себе вопрос - мне это зачем?"
"Все, что происходит со мной - происходит либо благодаря или вопреки. У меня есть виденье, но обязательно присутствует элемент труда".
"Главное мое качество - это терпение. Столько, сколько есть у меня - может столько и не нужно".
"Я ни о чем не сожалею, но постоянно, с каждым днем или месяцем кажется, что что-то уже ушло. Уходит время и это самое обидное, как мне когда-то говорил папа. Внутренне чувствую себя на 20-25, а внешне чуть иначе. Надо постараться не упускать возможности жить с широко открытыми глазами. Шоры - это самое неблагодарное, что может быть".
О построении семейного бизнеса:
"Я не совсем предприниматель, я - создатель системы управления. Я - управленец. Я - создал компанию. Семейная компания - 5 000 человек. Без модных и часто применяемых сегодня инструментов, как наращивание капитала, выход на IPO и т.д."
"Я хотел бы донести до каждого, что очень важны отношения между людьми. Взаимоотношения должны быть основаны на чистоте процесса - не вырывать стул из-под товарища. Так же, как в семье - у вас есть сложные и противоречивые отношения. Это как гнездо".
"Я ретранслирую свою энергетику первому и второму рангу управленцев".
"Я не нанимаю людей, я их приглашаю".
"У нас в компании все пишут письма. Я пишу, к примеру, - дорогие друзья и члены семьи, кто хочет поехать волонтером - пишите мне письма, я их читаю. И я еще читаю рекомендации их руководителей."
"Важно в творчестве и предпринимательской деятельности - возлюби ближнего своего - принцип жизни! Человек, который находится рядом - люби его. Важно не обмануть. Если ты его не любишь - это никому не надо".
"Я могу приехать не на машине, а на метро, но я должен приехать /раз обещал/".
"Эти ценности не лопнут ни в какой кризис".
О своем бизнесе:
"Почему мы выбрали моду - это был субъективный фактор. Нечего из-за маечек сходить с ума! Я не могу продавать дешевые вещи. Лакшери - это свобода выбора и качество эстетики. Это не цена.
Наиболее успешные бренды могут показаться странными, они отрезали экстримы с разных сторон. Но они стабильны. Массовый - ЗАРА - как Макдональдс - поставщик товара вне зависимости от заказа. Обычный цикл - 6 месяцев, у них - 3 месяца. Это успешная инновационная модель.
У нас - 120 тыс. постоянных клиентов, с карточками, которые "подсели" на нас. Я надеюсь, что они не сошли с ума!"
О новых планах и идеях:
"Если Вы увидели идею - не гоните ее, найдите мотивацию для того, чтобы ее воплотить. Осуществляемые идеи не конечны, они дают трамплин для следующих.
"То ли могу себе позволить, то ли правда - могу сделать образовательную школу для детей и юношества с определенными жизненными установками".
"В Парке Горького будут новые аттракционы и музей Черешневый лес"
"ГУМ - это атмосферное явление, наш продукт".
О предпринимателях:
"Предпринимателями, безусловно, рождаются. Предприниматель - это суть, а не форма.Это способность взять на себя ответственность за весь процесс и за результат".
"Этот человек постоянно пытается заглянуть за горизонт. Если это есть - можно себя пробовать. Это не значит - сразу "выпасть из окна". Можно - по лестнице или на лифте".
"В основе бизнеса - люди. Если у Вас не будет знаний, если Вы будете - неучем - Вы рискуете поломать судьбы людей".
"Важно понимать причинно-следственные связи. И чтобы в предпринимателе присутствовал симбиоз физика и лирика."
"Важно быть успешным. И важно, чтобы этот успех был красивым. Сила, уверенность, желание победить. Успех - когда ты востребован, когда то, что ты делаешь, кому-то любо".
"Я за тех, кто выходит играть с нацеленностью на победу и готовностью победить".
"Не думать как продать, думать - как удивить мир".
О помощи предпринимателям:
"Мне нравится, когда человек спрашивает, не как поесть, а как накормить другого".
"Я могу ему помочь /стартаперу/, если он и вправду сам может это сделать; если это вкусно; если - востребовано.
Если он не чувствует кураж, радость - я ничего не смогу сделать. Созидание - это главная движущая сила".
О государстве, предпринимательстве и инвестициях в инновации:
"Эффективность государственных вложений и инвестиций очень низкая. Гора рождает мышь. Это обидно. Это имеет отношение к наращиванию мощи страны, ресурсов. И это не имеет отношения к бизнесу. Но, если из молока получается хоть немного сметаны - это лучше, чем просто вода".
"Не уезжайте, не стоит. Я не уверен, что Вас везде ждут. Здесь есть то, куда ушли Ваш предки. Чем легче Вы готовы покинуть страну, тем меньше у нее шансов. Дайте нам шанс - не уезжайте. Я -москвич и горжусь этим".
"Не любят нашего брата. Так, чтобы "Слава, слава предпринимателю". Этого нет. Это закаляет и стимулирует.
Только от тебя зависит, насколько ты сможешь влюбить в себя. Ты должен постараться. Если это не так, то не они виноваты, а я - недостаточно крутой".
"Сорос сказал- деньги делают миллионеры. Миллиардеры делают историю".
"Важно, чтобы предприниматели не отводили глаза, не смущались и гордились своим делом. Но делать нужно успешно"!
"Мне не хотелось бы быть одному. Я хочу, чтобы нас было много. Нужно нечто необратимое, что позволило бы нам с Вами получить больше кислорода".
О благотворительности:
"Наличие кожи /у людей/ не означает отсутствие души. Если Вы встретились с человеком глазами, если Вас кольнуло - помогите. Не бойтесь отдать.
Берегите себя, не ходите к тем, кто стоит с рукой и просит. Это не имеет отношения к бизнесу.