Система координат для стартапа

Sep 30, 2011 12:23

Мне часто приходится общаться со стартаперами. Все они очень увлеченные люди, готовые часами рассказывать про свой проект. Все говорят: мы сделаем то-то и то-то, наймем людей, и они будут делать вот это и т.д.
Но, как показывает мой опыт, очень мало кто представляет реальную картину своего стартапа во времени и в финансовом измерении. Даже если Вам называют точную цифру - сколько нужно денег - взята она зачастую «с потолка».



Время-деньги

Тем не менее, любой стартап легко укладывается в простую систему координат время-деньги.
Для этого достаточно ответить на несколько вопросов по модели Вашего бизнеса и выстроить финансовый план/финансовую модель его развития. Сделать это не сложно, так как базовые стартовые параметры известны.
Например, для интернет-проектов - среднесуточная/среднемесячная посещаемость сайта, конверсия, число повторных заказов, средняя стоимость покупки.
Общие показатели - оборот, маржа, норма прибыли, срок возврата инвестиций и т.д.
Для проектирования нашей модели достаточно файла в Excell.

Бизнес-цели

Прежде всего, определяемся с бизнес-целями: как Вы будете зарабатывать деньги, т.е. каким образом Вы монетизируете свой проект и сделаете его привлекательным для потенциальных инвесторов.
Кто и за что Вам будет платить деньги и будут ли платить их вообще. Каким образом, с какой скоростью и за счет чего будут расти Ваши доходы. Определились? Далее распределяем этот приятный процесс сбора денег в пространстве и во времени.

Расходы

Точно также поступаем с предполагаемыми расходами. Расходы делим на три категории:
- инвестиции или те расходы, которые создадут в дальнейшем капитальные активы вашего бизнеса: основные средства, патенты, уникальные права и прочая, прочая...
- расходы начального периода, когда Вы еще не зарабатываете деньги или не вышли «в ноль» - зарплата, аренда, реклама;
- операционные расходы - без них никак нельзя. Вы ведь сами кушаете регулярно, чтобы не загнулся Ваш прекрасный организм, а наоборот - жил, развивался и творил!
Есть постоянный рацион - расходы, которые не зависят от Вашей деятельности. Они есть всегда - офис, услуги связи, интернет.
Есть расходы, которые определяются уровнем развития Ваших доходов и напрямую с ними связаны. Например, себестоимость реализованных товаров или услуг.
Сопоставляя по времени доходы и расходы, Вы легко определите, а надо ли в принципе браться за дело, стоит ли «игра свеч» и не проще ли «переквалифицироваться в управдомы».
Кроме того, Вы начнете лучше понимать своего потенциального инвестора, который в очередной раз отказался вкладывать деньги в Ваш замечательный стартап. Да и свои собственные средства «целее будут».

Модель работает

Скорее всего, Вы обязательно ошибетесь в своих планах и ошибетесь не раз. Это нормально. Модель тем и хороша, что позволяет спроектировать разные варианты и ситуации и соответственно скорректировать Ваши планы.
Модель можно переделывать, дорабатывать. С ней можно «сродниться» и жить. С ней очень интересно играть, рассматривая различные сценарии. Можно, например, ввести сценарий выхода на рынок конкурентов.
Выстраданная Вами модель, правильно сделанный план позволяет быстро смоделировать ситуацию и принять верное решение.

Процесс

Сам процесс создания модели - бесценен, так как позволяет Вам реально ориентироваться в системе координат Вашего бизнеса, сопоставляя достигнутые показатели с тем, что Вы задумали и определять новые факторы роста.
Купите учебник по финансовому менеджменту, изучите его. Потом забудьте все, что там написано и действуйте!

Стартапы

Previous post Next post
Up