Два байкальских трудяги

Feb 11, 2009 21:24

Ледокол "Ангара" на музейном приколе в Иркутске.


Не буду писать про него много, информацию несложно найти, забравшись в "Гугл" или "Яндекс". Лучшая, на мой взгляд, ссылка - в конце текста. Ограничусь только тем, что пароход этот вместе со своим компаньоном - ледоколом "Байкал" был более ста лет назад построен в Англии, затем они в разобранном виде были доставлены водным путем на Байкал и тут собраны на верфи в селе Лиственничном. На пару они перевозили вагоны и пассажиров через Байкал в то время, когда Кругобайкальский участок Транссибирской магистрали еще достраивался. Позднее "Ангара", после долгой службы и разных жизненных перипетий, наконец-то была отреставрирована и стала музеем. "Байкал" не сохранился - сгорел в Гражданскую войну и впоследствии разобран.



А посмотреть на него в Google Maps/Earth из космоса в высоком разрешении можно в точке 52° 15.0' N, 104° 20.6' E.

А про второго (не считая "Байкала") трудягу, к сожалению, можно показать только более грустное зрелище... Так что особо впечатлительным и интересующимся только внешними судовыми формами кликать на кат не стоит.


Это останки позвоночника парохода "Комсомолец" в поселке Култук осенью 2007 г.




Одно из крупнейших пассажирских судов на Байкале. Об истории парохода известно немного. Это "немного" можно тоже добыть из Интернета по соответствующему запросу. Мы знаем, в частности, то, что он начал свою работу на Байкале до войны и что у него был двойник "Коммунист", с которым они в войну занимались обслуживанием рыбного промысла. О технических характеристиках известно гораздо меньше, чем о ТТХ "Ангары и "Байкала", - в сущности, ничего. Найти что-то, вероятно, можно, но только в неоцифрованных архивах или у старых капитанов.
Этот пароход делал пассажирские рейсы из порта Байкал до Северобайкальска - через весь Байкал вдоль - до того, как по тому же маршруту начала ходить "Комета" на подводных крыльях. Для многих поселков по берегу это была единственная связующая пассажирская (да и грузовая) нитка, например, для Давши в Баргузинском заповеднике. В 1980-х годах пароход поставили на прикол в порту Байкал. Еще помню его там. В 90-х его пытались отремонтировать, в частности, реконструировали носовую часть и надстройки. Некоторое время ржавую "коробку" судна можно было видеть у судовой стоянки в Иркутске. Но, вероятно, ремонт оказался неподъемным или нерентабельным. В итоге "Комсомольца" отбуксировали сначала еще куда-то, потом - в Култук, где у бывшего нефтяного "БАМовского" причала разрезали на металлолом. Вот здесь: 51° 43.1' N, 103° 42.7' E. Резали его долго, два года,- прочное было железо, клёпаное, 10-12 мм... Застал я его там уже почти в таком виде. Точнее, немного раньше, когда еще торчала корма, но правда, надстройки, аутентичная и позднейшая фурнитура и всё прочее, не говоря о механизмах, уже были сняты. Но тогда не было возможности сфотографировать. Да и желания-то не было, не люблю "похоронные" фотографии. Позднее всё же сделал несколько снимков. Вот еще два, покрупнее.







Отвинтить на память о "Комсомольце" уже было абсолютно нечего. Нашел только гаечку в междудонном пространстве. Идентифицировать судно в таком виде удалось, собственно, только по его размеру: около 50 м в длину. Других настолько крупных пароходов на Славном море в последние годы не могло быть. А единственный, который мог быть, к счастью, находился в другом месте - смотрите в начало.

Ссылка в тему http://angara.gavailer.ru
Кроме "Ангары", которой, собственно, и посвящена эта страничка, в фотогалерее можно найти и "Комсомольца". Стоят они на том фото в порту Байкал (51° 52.1' N, 104° 48.3' E).

Update: а вот еще со-сообщники дали ссылку на фоторепортах о посещении "Ангары": http://zoopunks.livejournal.com/90595.html#cutid1

in memoriam, историческое, ледоколы, пароходы

Previous post Next post
Up