Принадлежности для морской глубоководной рыбалки отличаются внушительными размерами. Блесна в виде металлической "селёдки"-пилкера вестит добрых полкило и снабжена флюоросцентной полоской, чтобы быть видимой на глубине нескольких сотен метров. Леса не пластиковая, а в виде толстого шнура длиной метров 500. И крючок - будто из камеры пыток. У меня была мысль сфотографировать все эти принадлежности средневекового палача, но буду милосердной к тем, кто не посвящён в действо.
По-другому тут не выходит. Рыба в северных водах основательна и внушительна. Борьба порой идёт на равных - мои полцентнера веса против таких же килограммов палтуса.
К сожалению, поводов сразиться с настоящим морским чудовищем выпадает за двухнедельную поездку не слишком много. Если не рассчитывать на помощь профессиональных шкиперов, конечно.
На Лофотенах основной базой для самостоятельной морской рыбалки является посёлок под незатейливым названием О.
Это не сокращение, а полное имя. Табличка на трассе перед последним населённым пунктом архипелага - предмет ажиотажного интереса всех туристов. Она даже подвергается регулярным похищениям.
Не так давно это была сугубо рыбацкая деревня, в которой квартировались профессиналы во время путины. Да и теперь, в зимне-весенний период здесь их больше, чем туристов. Но лето отдано на откуп людям с рюкзаками.
Рорбу - деревянные домики на сваях прямо над водой - недорогой вариант постоя. В О можно арендовать и койку в хостеле, и даже просто разбить палатку на живописном плато над обрывом. В любом случае, несмотря на брутальность окружающей природы, здесь легко получить необходимые удобства, питание и пребывать в обстановке идиллического покоя и безопасности.
От этого посёлка начинаются интересные пешие маршруты в горы, где можно пить воду из ледниковых речек и озёр, любоваться арктической природой или знакомиться с пещерами людей каменного века. Но главная тема всё же - рыбалка. У владельцев коттеджей всегда в запасе несколько моторок и катеров, которые лучше забронировать одновременно с домиком. Но если, как мы, приезжать надолго, хотя бы на десять дней или пару недель, то трудно предвидеть, в какие дни лучше будет выйти в море. Хозяин ещё заранее заверил меня при переписке, что можно будет получить лодку на месте когда угодно. Однако, всё оказалось сложнее.
Мы получили один из этих катеров только в самом конце пребывания, потому как the Nature is Boss here. Никто не в силах спрогнозировать достаточно заранее местную погоду. От неё зависит всё. В целом, все печальные прогнозы оказались ошибочны - нам сопутствовало солнце. Дожди, если бывали, то проливались кратковременно, чтобы показать красоты местных радуг во всём их великолепии. Но вот ветры... Именно благодаря им раздувало тучи и они не зависали плотной пеленой на целые недели. Зато море было слишком неспокойным. Никто не отваживался выходить из гавани, кроме профессиональных судёнышек. Лодки не давали никому из туристов.
Ещё один важный момент - соседство со знаменитым и смертельно опасным течением Мальстрём. На старинных картах оно обозначалось морским чудовищем, поглощающим корабли.
Ужасы этого явления природы были красочно иллюстрированы Эдгаром По в «Низвержение в Мальстрем» и Жюлем Верном в «20 000 льё под водой», когда Наутилус закрутило в этом месте в подводный водоворот. Высокие приливы и сложный рельеф дна в этих краях образуют зрелищные водовороты так же и в заливах у побережья материка, ближе к Будё. Но наблюдать с берега не идёт ни в какое сравнение с реальным мореплаванием. Мальстрём действительно является опасной штукой, хотя его трудно рассмотреть с острова. Вся жизнь местных моряков была связана с темой этого течения. В О даже установлен своеобразный памятник жертвам Мальстрёма.
Вдобавок, незадолго перед нашим приездом, у хозяина был серьёзный стресс, связанный с потерей одной из своих лодок и гибелью клиента - рыбака-туриста из Литвы. Самое рыбное место, разумеется, находится на окончании мыса последнего из Лофотенских островов - Москенесёй, в проливе между следующим маленьким, уже малообитаемым скалистым Ферё. Именно там течение проявляет свою мощь и непредсказуемый характер. Рыбаки не часто бывают в силах преодолеть искушение подойти максимально близко к границе неспокойных вод. Когда у литовцев кончилось топливо, моторку вынесло в пролив. Внезапные высокие буруны её опрокинули и пожилой человек погиб.
На снимке ниже виден этот пролив вдали.
Наконец наступил день, когда ветер стих и мы отправились в море.
Отчаливали от пирса музея сушёной трески.
Здесь собраны экспонаты недавнего трудового быта местных рыбаков и тех, кто занимался заготовкой рыбы.
Мы выходили в море трижды. Погода была переменчивой и колорит пейзажей менялся очень быстро.
Катерок понравился чрезвычайно. Двигатель от Фольксвагена, дизель. Оборудован компасом и системой навигации. Хозяин обеспечил нас заламинированной картой прибрежных вод с отмеченными на ней рыбными местами. В сотый раз предостерёг от приближения к течению. Потребовал сделать ему звонок на мобильный, чтобы проконтролировать связь. Если бы не наши две предыдущие норвежские морские рыбалки и не Капитанов водительский опыт, неизвестно, дали бы нам вообще катер или нет. Деньги там не всё решают (аренда 1200 крон или 160 евро в сутки).
Паром пересекает Мальстрём. Ему-то что, он большой. А мы маленькие, поэтому держимся на расстоянии.
Братишка отметил свой день рождения на морской рыбалке. Впервые в жизни поймал собственноручно большую треску. Российские научные кадры сильны не только в астрофизике.
Мощные катушки и полукилограммовые яркие пилкеры - действенное оружие в борьбе за улов.
Прямо рядом с бортом во время ловли собираются терпеливые зрители в надежде на кусочек добычи.
Приятно чувствовать себя в рядах тех, кто возвращается с морской рабочей смены с уловом.
В конце двухнедельного заполярного отпуска ночи уже начали обретать свою обычную темноту...
Наконец, главный хит сезона: капелька морских Лофотен на память о нашем мореплавании.
Click to view