"Кругобайкальская" паромная переправа - пристань в Танхое

Jul 14, 2009 22:51

На прошлой неделе довелось провести сутки на станции Танхой, с определенным количеством свободного времени. И пошел я искать остатки знаменитой байкальской железнодорожной паромной переправы. Мало, конечно, от нее осталось. Но кое-что пока есть.
От существующей станции Танхой идти приходится два километра. Если делать это прямо по прибрежному пляжу, а не вдоль железной дороги или шоссе, придется перебрести пару речек. Зато можно издали увидеть насыпной мол, который защищал паромные пристани от юго-западного ветра. Даже с ним место для причала неудачное, потому при строительстве гавани пришлось сооружать искусственную защиту. Так она выглядит с юго-запада.



Вот его восточная сторона.


К молу вместо пароходов причаливают утиные выводки, спугнул целых три штуки.


Если посмотреть с него к берегу, увидим собственно причальную вилку ледокольного парома "Байкал". В GoogleMaps она, кстати, видна, но плохо: снимков высокого разрешения на этот участок пока нет.


В земле сохранились шпалы, оставшиеся от подъездного пути к причалу. Правда, есть небольшая вероятность, что конкретно эта ветка шла не к причалу парома, а к электростанции.


Стены еще крепкие.


Интересна надпись на фронтоне:" ТЭС. Наркомвод. 1939 1969". Собственно, самое любопытное тут - 1969 год. Если станция действовала до этого года, то необычно было бы видеть на объекте дату его закрытия. Пока непонятно. Возможны и другие версии, будем уточнять.


Около начала северного пирса причальной "вилки" два постамента непонятного назначения. Правда, неясно, относятся ли они к пристани или к ТЭС.


Сама вилка изнутри. Заметно расширение для парома. По центру определенно остатки причального устройства.


Деревянные ряжи засыпаны галькой и бутовым камнем - классический способ строительства причалов и молов. Структура кладки бревен небезынтересная, потому зашел снаружи.


Ближе к берегу - еще один причал, для ледокола "Ангара", перевозившего пассажиров и часть грузов.


(Вот он, собственно, в качестве музея)


От здания, которое когда-то было у пристани (видимо, ее ровесник), остался один бетонный фундамент, ушедший в траву и совершенно невзрачный, снимать я его не стал.

Здесь же находится танхойский маяк. Стоит он, возможно, на первоначальном основании первого десятилетия XX века, но сама конструкция более поздняя. Маяк действовал до недавнего времени, годов до 1960-х или 70-х.


И в заключение - еще одна достопримечательность Танхоя: две водонапорные башни того же периода. Построены они в то же начальное время Кругобайкальской дороги, когда паромная переправа еще существовала. Дальняя водокачка, возможно, на несколько лет моложе ближней; действует она до сих пор. В отличие от нее, некоторые "изначальные" транссибовские каменные и кирпичные водонапорки не то что не работают, но и частично разрушены. А жаль: каждая из них непохожа на другую, но в то же время несет отпечаток единого железнодорожного стиля 100-летней давности.

in memoriam, маяки, на пирсе, историческое, паромы

Previous post Next post
Up