Вдоль Порздни, Усохи и Добрицы

Feb 01, 2017 19:21

Оригинал взят у deni_spiri в Вдоль Порздни, Усохи и Добрицы




Сегодняшний пост - заключительная часть обзорного репортажа о путешествии в поисках достопримечательностей Ивановской области, начало которого можно прочесть здесь: « Палех - Ландех - Лух». Во второй части моего повествования мы побываем в старинных сёлах, расположившихся вдоль рек и речушек с такими оригинальными названиями, как Порздня, Парша, Матня, Усоха и Добрица. Там нас ожидают подлинные памятники архитектуры и истории - монументальные храмы, высоченные колокольни и даже целые храмовые комплексы, возрастом в несколько столетий.




Начало третьего дня в погоду столь же ненастную, как и в предыдущие дни, ознаменовалось прибытием в село Воскресенское Новое (в прошлом Ново-Воскресенское Юрьевецкого уезда, Костромской губ.) На окраине деревни, главную улицу замыкает погост с расположенной на нём церковью Воскресения Христова - пример крупного сельского храма в стиле позднего классицизма. К югу от погоста протекает река Добрица и летом места здесь, определённо, живописнейшие. Жаль, но передать красоту здешних просторов при такой погоде не представляется возможным. Перебравшись через каменную ограду, запечатлел давно уж поросший молодыми берёзками да ельником боковой фасад здания, оформленный четырёхколонным портиком.



Воскресенская церковь была построена в 1827 г. Внутри фрагментарно уцелела живопись весьма плохой сохранности. Первоначальная клеевая роспись во 2-й пол. XIX века  была прописана маслом, а композиции в четверике выполнены заново. Заметно, что в цветовой гамме преобладают бледно-голубые, ярко-синие и коричневато-серые тона.



Забравшись на каркас деревянных хор, обнаружил, что из под отваливающихся кусков лепнины (тяга меж парусов) выглядывают чёрные головешки. Возможно, это остатки конструкций когда-то сгоревших старых хор, а может некая строительная особенность. С учётом, что хоры пошли ходуном и затрещали, когда вслед за мной на деревянное сооружение взобралась напарница Катя, жить им осталось недолго.



Воскресенская церковь была закрыта в начале 1930-х, но в 1972 г. как памятник культовой архитектуры была поставлена на государственный учёт. До недавнего времени здание использовалось под авторемонтную мастерскую колхоза «Красная Нива».



Ещё по прибытию в Воскресенское наш экипаж встретил бездомный Пёс-пёсыч, всю дорогу сопровождавший нас, покуда мы исследовали местный памятник архитектуры.



Наш отъезд собачун ознаменовал попыткой лая. Поскольку пёс болеет, вместо лая он издавал всего лишь хрип.



Почесав у болеющего за ушком и пожав ему лапу, сделал прощальный кадр этого серого одинокого существа.



А следующим кадром запечатлел очередную церковь Воскресения Христова, на этот раз в селе Воскресенском Старом (в прошлом Старо-Воскресенское), расположенном в 10 км от Воскресенского Нового. С запада к церкви примыкает высоченная восьмигранная колокольня. Высота монументальной колокольни мне неизвестна, но и невооружённым взглядом видно, что она является доминантой не только села, но и всей прилегающей округи. А округа здесь живописная - погост расположен на возвышенном правом берегу реки Добрицы.



Большущая церковь не может не впечатлить своими габаритами. Известно, что стены храма толщиной 1,1 м и выполнены из кирпича размером 26х15 см. Воскресенская церковь была построена в 1823 - 1842 гг. в стиле позднего классицизма. Как памятник культовой архитектуры была поставлены на гос.учет в 1974 г. Она никогда не закрывалась (всё время использовалась по назначению), поэтому её первоначальный облик с момента возведения не изменён.



Третьей точкой маршрута стало самое колоритное местечко во всём путешествии - село Макаровское. Его отдалённость и тупиковое расположение. Несмотря на дорожный указатель «Лух - Пучеж», уверяющий вас, что через N-ое количество времени вы окажитесь в Пучеже, предстоящие 14 км проезжабельны, разве что в сухую летнюю погоду для внедорожников да лесовозов. Ещё в предыдущий день местные (со стороны Пучежа) заверили, что дороги там больше нет, а есть лишь с десяток урочищ. Поэтому, чтобы попасть в Пучеж или Лух вам предстоит заложить крюк в 115 км. Но, слава богу, нам в ту сторону было не надо.



Итак, мы на мосту через пересохшую речку Усоху. Даже серая небесная плена и белое покрывало, накрывшее землю, не испортило вид; наоборот, придало месту большую обречённость и запустение.



Кстати, мосты в тех краях практически все железо-бетонные, что не так часто встретишь в глухих местечках. Впрочем не даром изначально Ивановская область создавалась как промышленная. До сих пор сёла здесь живут лучше, чем в прочих центральных областях. Хотя и сюда потихоньку добирается оптимизация и новая политика современной России. Вспомнилось, как проезжая г. Шую, увидели огроменные корпуса прядильно-ткацкой фабрики «Шуйский пролетарий», где на фасаде здания висел баннер: «Сдаётся в аренду БЕСПЛАТНО». Видимо, чтобы хоть кто-то и как-то поддерживал функциональность крупных заводских помещений.



Ещё издалека с дороги на Макаровское хорошо виден комплекс заброшенных культовых построек, раскинувшихся на вершине пологого холма.



Сёл, расположенных в провинциальной глубинке, с каждым годом становится всё меньше. Сельскохозяйственный труд в настоящее время государством не востребован, и такие поселения являются вымирающими, т.к. молодёжь предпочитает не оставаться в родных местах, где не строится жильё, нет достойно оплачиваемой работы, нет центров досуга, закрываются школы и больницы, одним словом не того, что необходимо для полноценной жизни. В результате закрытия предприятий и учреждений, снижается и жизненный уровень. Население сельской местности стремительно стареет и уменьшается. Это касается и малых городов, население которох в отличии от городов-миллионников так же сокращается. Немного статистики по Ивановской области я представлю в конце поста.



К юго-западу от храма (колокольни) стоит двухэтажное здание церковноприходской школы, рубежа XIX - XX вв. - типичный пример скромного учебного здания периода эклектики.






То там, то здесь раскиданы брошенные деревенские избы, с нарядными наличниками.



Казанская церковь была построена в 1813 г. Её трапезная выстроена чуть позже храма и колокольни.



Интересно, что согласно данным на 1 октября 1933 г. две церкви села Макаровского (вторая кладбищенская деревянная не сохр.) относились к обновленческой ориентации. В переломном для России ХХ веке в Русской православной церкви произошло несколько расколов. Обновленческое движение начало оформляться в годы Первой русской революции (1905 г.). В тот период «обновление Церкви» стало одним из популярных лозунгов в либеральной интеллигентской среде. После Февральской революции это течение оформилось во «Всероссийский союз демократического духовенства и мирян» - весьма активная группа, состоящая в основном из священников, архиереи публично её не поддерживали. После 1917 г. она получила широкую известность в стране благодаря большевистской поддержке. Более подробно вдаваться в раскол церкви не стану, тому и без меня посвящено предостаточно статей.



Церковь была закрыта в 1934 г. и передана под продуктовый склад. После войны здесь размещался зерносклад, а с начала 1970-х до настоящего времени храм пустует. Трапезная, имеющая в центре два массивных крестообразных столба, разделяет пространство на шесть нефов, перекрытых цилиндрическими сводами.



Что ж, сполна удовлетворив свой интерес, покидаем вымирающие территории и направляемся в ещё живые места.



На перекрёстке дорог, вдоль правого берега реки Порзднянка, стоит большое и красивое село Порздни, улочки которого заполнены старинными ухоженными домами. Первое топонимическое упоминание о селе «Порздня» встречается на карте Городецкого удельного княжества XII - XIII вв.. А на карте Нижегородского Великого княжества (1342-1392 гг.) значится уже крепость «Пороздно». В XVI в. село входит в Мыцкий (Мытский) стан Суздальского уезда Стародубского княжества. В разные времена эти земли принадлежали именитым фамилиям - Куракин, Вяземский, Бутурлин и др. Более подробную историю я изложу, как всегда, позже и в индивидуальном посте. Отмечу лишь, что в 1860-х Порздни - центр самой большой волости Юрьевецкого уезда Костромской губ. Ещё издалека с оживленной в прошлом торговой дороги Лух-Пучеж перед взором предстаёт храмовый комплекс церкви Успения и Преображения, расположенный на возвышенности в центре села.



Доминантой на многие км вокруг служит отдельно стоящая колокольня Успенской церкви (1751 - 1763 гг.). Колокольня - выдающееся по высоте сооружение, которое отличается тонкой проработкой деталей. Правда при таком освещении и толстым слоем обмазки уже трудно различить архитектурные изыски. Но, определённо, это одна из самых высоких колоколен, встреченных нами.



Четыре одинаковые угловые часовни ограды (1849 г.) выполнены в классицистических традициях с куполом барочного силуэта.



Перед нами - церковь Преображения, построенная в 1768 г. иждивением князя П. Г. Вяземского. В последующие 50 лет неоднократно перестраивалась. Весь комплекс, бесспорно, заслуживает детального рассказа и больше ракурсов, что и будет представлено мною несколько позже. Однако наиболее важно посетить село в лучшую погоду ещё раз.



2-я пол. XIX века была для села периодом наибольшего расцвета. К 1873 г. Порздни считаются одним из самых крупных населённых мест Костромской губернии. В год здесь проходили четыре ярмарки. Помимо торговли, жители были заняты производством кож, извозом, портняжным, сапожным и кузнечным делом. В 1920-е в селе заработала школа, построено здание клуба, который являлся центром культурной жизни. В связи с организацией в 1930-х колхоза «Ленинский путь», МТС и льнозавода начались изменения в облике села. Вокруг завода разрастался посёлок. В 1960-х в Порзднях открылся аэропорт. Такие небольшие аэропорты были повсеместны в советское время. И довольно часто встречаются, правда, теперь больше в воспоминаниях сторожил.



За последние два десятилетия в селе закрылись: парикмахерская, хлебопекарня, баня, отделение сбербанка, два детсада, книжный магазин, аэропорт, льнозавод, стационар участковой больницы и т.д. Смертность в Порзднях сегодня превышает рождаемость в 2,5 - 3 раза.



Следующим примечательным и очень мне понравившемся местом стало село Парское. Подъезжая к селу уже издали поражает своим воплощением изумительный храмовый комплекс. Село Парское расположено по обоим берегам река Парша, от которой и произошло название села, основанного в 1399 г. на большом тракте из Костромы в Шую. Упоминать легенды, связанные с Екатериной II, Петром I, давшим название протекающей тут реке даже не стану. Согласно исследованиям финского учёного-лингвиста, занимающегося в т.ч. мерянским наследием (угро-финское племя) название «парша» означает «бурная вода».



Ещё в сер. XVI веке в центре села была поставлена деревянная церковь. Среди первых владельцев села были князья Шуйские, Черкасские и др. С нач. XVII века село приобретает известность благодаря местными ярмаркам, а также еженедельными торгами. К сер. XVIII века здесь образуется торговая площадь, которую занимал крупный гостиный двор. Комплекс, состоящий из двух церквей и колокольни, окружала ограда с ампирными часовнями по углам (имеют облик небольших павильонов). Перевод всероссийской Макарьевской ярмарки в Нижний Новгород и строительство во 2-й пол. XIX века железной дороги Иваново-Шуя подорвали торговлю в селе. По праву, здешний храмовый комплекс - один из наиболее ярких в области, отличающийся выразительным силуэтом и нарядностью фасадного убранства.



В 1859-1863 гг. зимний храм (1822 г.) перестраивается в новую крупную церковь Вознесения. Декоративное фасадное убранство, выполнено в основном в формах русско-византийского стиля, сочетает приёмы древнерусского зодчества, классицизма и московского барокко. Своеобразно выглядит венчание храма пятью маленькими главками на маленьких глухих барабанах.



А в 1785 г. вместо старого храма, сгоревшего в 1773 г., был выстроен новый кирпичный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в традиционных для региона формах - с пятиглавым двусветным четвериком и шатровой колокольней. Своеобразной оригинальностью выделяются боковые притворы (сер. XIX века).



Из местно чтимых в далёком прошлом святынь я бы отметил образ св.Иоанна Предтечи, писанный в нач. XV века и храмовый образ Предтечи - дар царя Иоанна Грозного, который в 1552 г. провёл в Парском день своего ангела (во время второго похода на Казань). К настоящему времени иконы утрачены. В 1930-е храмы были закрыты и переданы местному колхозу. Для хранения зерна использовался Вознесенский (внтури стояла семяочистительная машина, а в притворе устроена мельница), а для хозматериалов использовался Предтеченский храм. В 1990 г. храмовый комплекс был передан верующим, и постепенно начато церковное служение. Однако за 26 лет состояние церквей заметно не улучшилось, на считая обновления кровли.



Дровишки, припасённые для зимнего храма, закинуты в нишу одного из двух пилонов, обрамляющих сохранившиеся ворота (1822 г.).



Неподалёку, на всё той же бывшей торговой площади, расположен действующий ДК. В 2016 г. парский Дом культуры отметил своё 47-летние. В 1965 г. образовался совхоз «Парский» и вскоре на центральной усадьбе началось строительство нового клуба. Торжественное открытие состоялось в 1969 г. Клуб продолжал традиции культурной жизни на селе. Он был знаменит хором, драмкружком, сельским ВИА. В 1981 г. институтом «Росгипрониисельстрой» был разработан генеральный план дальнейшего расширения и застройки села. Но, увы...



Чуть был не забыл про село Болотново, на окраине которого, на возвышенном месте, расположены: крупная центрического типа церковь Николая Чудотворца, 1839 г. возведения (передн.план) - традиционный пример провинциальной архитектуры периода позднего классицизма; и церковь Воскресения Христова (на заднем плане; снимать не стали), 1790 г. постройки, с колокольней.



И последним в этом небольшом путешествии мы посетили село Воскресенское. Успенская церковь на местном кладбище строилась с 1822 по 1827 гг.. Колокольня к моменту завершения храма была построена лишь частично. В наши дни венчание четверика и колокольни "заковали" в оцинкованное железо и выкрасили в ярко белый цвет. Так что это не блики солнечного света и не снег, а современные восстановительные работы, обезличивающие архитектурные формы культового памятника.



Село Васильевское - одно из старейших сёл области, ещё в 1554 г. бывшее в дворцовом ведении. Первое наименование села - Матнинский стан - по небольшой речке Матня. Располагавшееся на правом берегу этой реки, при пересечении дорог из Шуи на Кинешму, село имело важное торговое значение. В период Смутного времени здесь было охотничьё хозяйство царя Василия Шйуского. Видимо, именно тогда село и получило современное название. В XVII веке село принадлежало роду Черкасских, с 1741 г. - Шереметевым. Первые письменные упоминания о селе относятся к нач. XVII столетия, в основном из многочисленных челобитных крестьян на действия местных властей, побоях, грабежах и о побегах крепостных. В XIX веке село находилось на почтовом тракте, называвшимся Аракчеевской бульварной дорогой. Выгодное расположение села и близость одной из крупнейших в России ярмарок в Парском, способствовали развитию села. На фото: главный дом усадьбы сельского старосты С.П. Шорина. Построенный в кон. XIX века дом представляет из себя характерный для того времени пример соединения традиций позднего классицизма с элементами, стилизующими декор XVII века.



Во 2-й пол. XVIII века в центре села, на базарной площади был возведён масштабный церковный комплекс с тремя храмами и высокой колокольней, внешне подобный монастырю.



Колокольня над главным западным въездом - одно из наиболее примечательных сооружений подобного рода в Ивановской области. Первоначально её оштукатуренные стены красились в тёмно-красный цвет, на фоне которого выделялись побеленные детали.



История строительства величественной колокольни - выдающегося архитектурного сооружения не вполне ясна. Точная датировка завершения возведения расходится между 1784 и 1802 гг.. Любопытна переписка жителей села с управляющей конторой Шереметева в Петербурге о ремонте колокольни. Оказывается, колокольня была сильно повреждена ураганом в 1859 г. и решался вопрос о её сносе и возведении новой. Необычно, что аргументом в пользу сноса колокольни был учёт стоимости строительных лесов. Так жители Васильевского посчитали нерентабельным заготовку большого количества хорошего леса для возведения лесов до самого верха повреждённой колокольни. Было мнение, что такой ремонт будет затратным и недолговечным - проще построить новую (раз уж леса предполагается строить до самого верха).



Сход жителей решает строить новую колокольню и просит графа выделить необходимое количество леса для строительства. Из Петербургской конторы Шереметева в ноябре 1860 г. приходит положительный ответ. Однако, чем же закончился ремонт колокольни - неизвестно, т.к. никаких документальных сведений об этом нет. Возможно, полный расчёт предстоящих затрат по сносу, проектированию и строительству новой колокольни оказался неподъёмным для прихожан. Я тем временем отворив незапертую, к моему счастью, калитку, захожу на территорию храмового комплекса, состоящего из трёх церквей, богадельни, часовен и проч.



Спросив у некоего человечка, пребывающего там же, пофотографировать и получив ответ: «Валяй!», с удовольствием запечатлел весь комплекс построек. Слева - летняя церковь Грузинской Богоматери, по мнению искусствоведов, выстроенная во 2-й пол. XVIII века. Справа - крупнейшая в комплексе Троицкая церковь соборного типа, строилась аж несколько десятилетий. Затяжные работы объясняются конструктивными просчётами, повреждениями после пожаров, изменениями вкусов заказчиков. В ряде источников указывается, что строительство Троицкой церкви первоначально завершилось в 1768 г., в других - в 1773 г. Первый этап строительства (до 1773 г.) продолжался около 10 лет, но, в день освящения «только что оконченные своды храма обрушились, народ едва успел разойтись». Возможно, затягивание второго этапа строительства снова на десять лет связано с пожарами 1770 и 1771 гг.. «Церковь в честь и славу Святой и Живоначальной Троицы каменная, холодная, основанная в 1773-м, окончена строением и освящена Преосвященным Тихоном Епископом Суздальским и Юрьевским в 1784-м. Она устроена тщанием и усердием Боголюбивых и Православных к ней прихожан». Главный западный вход выделен крытым крыльцом со сложной фигурной кровлей.



Это, конечно, далеко не все постройки на территории комплекса, но для обзорной части, пожалуй, хватит. Подробности как исторические, так и художественные оставлю для индивидуальных постов, которые будут опубликованы мною в будущем.



И в заключение, на фоне вот уже четверть века "встающей с колен России" и возрождающейся духовной веры, скажу, что даже промышленная (в недавнем прошлом) Ивановская область верно, но вымирает. Для наглядности приведу данные численности населения крупных городов области. Перепись 1979 г. и 2016 г. соответсвенно: Кинешма 101 877 - 84 561; Шуя 71 970 - 58 690; Вичуга 52 339 - 35 281; Юрьевец 18 073 - 8 536; Заволжск 17 226 - 10 664; Пучеж 12 976 - 7 284; Плёс 3 509 - 1 893 и даже г. Иваново в 1979-м насчитывал 464 324 жителя, а ныне - на 60 тыс. меньше. Население же посёлков городского типа практически по всей области уменьшилось вдвое, а деревень...

При создании поста использованы следующие источники:
- книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2-я и 3-я»
- "Село Порздни: история и современность"
- сайт "Молитва в камне"

Previous post Next post
Up