Подборка составлена из демотиваторов, размещенных в
паблике Радфем-цитаты.
***
Я понимаю маскулинность (мужественность) как нечто, что имеет отношение к модели поведения, искусственно сконструированной и необходимой для поддержания мужского превосходства. Мужественность - это не просто то, что присуще мужчинам, тем более что сами мужчины могут считать себя недостаточно мужественными. И действительно, так многие думали о геях, в том числе и они сами о себе, до 70-х годов.
Таким образом, маскулинность - это не биологическая данность, не нечто, что связано с конкретными гормонами или генами. Напротив, маскулинные (мужественные) поведение, внешность, артефакты и конструкции есть символы "мужественности" как политической, а не биологической, категории. Исходя из такого понимания маскулинность не может существовать без своей противоположности, феминности (женственности), которая свойственна женскому подчинению. Ни мужественность, ни женственность как точки отсчёта не могут существовать друг без друга.
стр. 6
***
Философия и культура мужского доминирования являются враждебными по отношению к возможности существования любви и дружбы между женщинами.
стр. 20
***
Понятие женской дружбы, или привязанности женщины к женщине сильно отличается от привязанности между мужчинами. Мужская дружба - это клей, скрепляющий мужское превосходство. Она основана на признании той разницы, которую мужчины видят между собой и женщинами, и является одной из форм поведения - маскулинности, которая создаёт и поддерживает мужскую власть. <…> Мужское братство зависит от энергии, отобранной у женщин.
стp. 20-21 ***
Понимание лесбийства в контексте феминизма сильно отличается от понимания женской гомосексуальности или женской инверсии в сексологии или от раннего ассимилятивного движения. Такая лесбиянка также сильно отличается от геев в рамках гей-освобождения. В то время как гей-движение признало, что сексуальная ориентация является социальным конструктом, никто не предполагал, что мужская гомосексуальность может быть предметом добровольного выбора и выбранной в качестве формы сопротивления репрессивной политической системе. Лесбийские феминистки рассматривают свое лесбийство как то, что можно выбрать, в том числе в качестве политического сопротивления в действии. Принимая во внимание то, что активисты гей-движения говорят «я горжусь», лесбофеминистки пошли дальше и говорят «я выбираю».
стр. 21 ***
"Патриархат сам по себе является доминирующим культом на целой планете и главная его идея (посыл - message) - некрофилия. Все так называемые религии, узаконивающие патриархат, на самом деле всего лишь секты, собранные под его широким зонтом/прибежищем. Все они - от буддизма и индуизма до ислама, иудаизма и христианства, до их светских производных - фрейдизма, юнгианства, марксизма и маоизма - объекты инфраструктуры (доктрины; системы взглядов; системы ценностей; парадигмы; системы; теории) здания патриархата."
(Daly 1979: 39).
стр. 23 ***
«Гетеросексуальность должна быть проанализирована как политическая система, которая в равной степени оказывает влияние как капитализм и кастовая система». (Rich 1993) В кастовой системе гетеросексуальности положение женщины ограничивается ролью обслуживания мужчин сексуально и в других формах труда. Труд извлечён через женское зависимое положение в семье и оправдан романтической любовью или культурными ожиданиями.
стp. 26 ***
Лесбийские феминистки не без основания недоверчиво относятся к включению в ряды значимых квир-теоретиков гетеросексуальной женщины - Ив Кософски Седжвик (Eve Kosofsky Sedgwick), пишущей исключительно о геях. Седжвик была признана одной из важнейших основоположниц и специалисток в квир-теории. Свидетельством гетеросексуальности Седжвик, которую она никогда не скрывала, может служить её последняя автобиографическая работа «Диалог о любви» (A Dialogue on Love, 1999), в которой рассказывается о терапии, которую писательница проходила по излечению от рака груди.
Она говорит, что квир - центр её жизни, но что это может значить, когда речь идет о гетеросексуальной женщине? Седжвик откровенно говорит о своей старомодной гетеросексуальной жизни. Она вышла замуж в девятнадцать, и живет со своим мужем по сей день, занимаясь с ним традиционным сексом. Её сексуальная жизнь - это «ванильный секс раз в неделю, в миссионерской позе, при свете дня, сразу после душа, с человеком так называемого противоположного пола, с которым я легально состою в браке уже почти четверть века». Её фантазии носят садомазохистский характер, как она говорит: «Насилие и боль. Унижение. Пытки. Изнасилование», - и в частности, порка. Она объясняет, что боялась своего отца, который жестоко обращался со своими детьми и порол её. Однако ее фантазийные сценарии не находят воплощения в реальности.
Её муж Хэл работает в другом городе и дома бывает только на выходных. Она живет с гомосексуальным мужчиной, в которого «влюблена» и с которым имеет «очень страстную» связь, «очень физическую, хотя мы не занимаемся сексом; я думаю, мой эмоциональный настрой почти всегда определяется эмоциональным настроем Майкла». Свою любовь к Майклу она описывает так: «Я не могу жить без эмоционального тепла и света, которыми одаривает меня Майкл. Часто я думаю о том, что готова на все, чтобы получить и удержать их». Её эмоциональная субординация по отношению к этому гомосексуальному мужчине днапоминает традиционные гетеросексуальные обязанности жен по отношению к их мужьям.
Единственная тема ее работ, как, например, книги «Между мужчинами» (Between men, 1985) - взаимоотношения мужчин и анальный секс. И хотя сама она не состоит в сексуальной связи с двумя мужчинами, любит она именно геев и посвящает им все свои работы. Вот как она объясняет это:
«Мне кажется, самое большое мое достижение - возможность вести жизнь, в которой работа и любовь неотделимы друг от друга. Большинство моих академических трудов посвящены гомосексуальным мужчинам, что может показаться странным, ведь я не мужчина и даже, скажем прямо, не гомосексуальна. Но это остается правдой. Главное в моей работе - секс, любовь и желание... Что ж, я должна сказать истинную правду о себе: я _люблю_ гомосексуальных мужчин».
Она не скромничает и в оценке своего вклада в квир-теорию и квир-сообщество. Она говорит о себе как о «важнейшем, центральном члене квир-семьи» и любезно рассказывает о квир-людях как им самим, так и всем остальным, «просвещая, создавая новое и представляя квир-идеологию привлекательной для других».
Отношения Седжвик с женщинами в книге упомянуты только однажды - один абзац, написанный заглавными буквами, - судя, по всему, мнение психиатра Седжвик о сложности в её взаимоотношениях с женщинами.
ИВ ГОВОРИТ, ЧТО В ОТНОШЕНИЯХ С ЖЕНЩИНАМИ ОНА ЧУВСТВУЕТ, ЧТО РАСТВОРЯЕТСЯ, ПЕРЕСТАЕТ БЫТЬ СОБОЙ (ОСТАЕТСЯ ЛИ ОНА ВООБЩЕ ЖЕНЩИНОЙ?), БОИТСЯ ИСЧЕЗНУТЬ, ПОТЕРЯТЬ СВОЁ «Я», НЕ СООТВЕТСТВОВАТЬ, СТАТЬ НИЧТОЖНОЙ. С ЛЮДЬМИ «КОТОРЫЕ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ЖЕНЩИНАМИ», ОНА ЧУВСТВУЕТ СВОЮ ОСОБЕННОСТЬ, ВЛАСТЬ, ЧУВСТВУЕТ СВОЮ СИЛУ. РЯДОМ С ЖЕНЩИНАМИ ОНА НЕ ЧУВСТВУЕТ НИКАКОЙ ОСОБОЙ СИЛЫ.
Можно с уверенностью утверждать, что для лесбийских феминисток теория, созданная гетеросексуальной женщиной, утверждающей, что влюблена в гомосексуальных мужчин, не является привлекательной. Сюзанна Данута Уолтерс (Suzanna Danuta Walters) отмечает, что Седжвик идентифицирует себя с «гомосексуальными мужчинами», и «это даже не наивная честность фэг-хэг (прим. пер.: fag-hag - женщина, предпочитающая компанию гомосексуалов), которая просто приходит в восторг от необычности гомосексуальных мужчин. Седжвик, интеллектуальный образец постмодерна, не просто идентифицирует себя с ними, симпатизирует им или является их политической союзницей - она полагает себя одной из них».
Главная проблема квир-теории - её маскулинный базис, который вряд ли сможет поколебать женщина, посвятившая свою жизнь и работы превозношению гомосексуальных мужчин, одним из которых, как она считает, стала. Отказ Седжвик считать себя женщиной и нежелание признать свои сложности в идентификации себя с ними кардинально противоположно любви к женщинам, которая является одной из базовых позиций философии и практики лесбийского феминизма.
стр. 40-42 ***
Центральным местом в квир-теории стало пришедшее из философии Мишеля Фуко понятие «трансгрессии». В рамках квир-теории идея революционного активизма, который мог бы бросить вызов существующим между полами материальным различиям в доступе к власти, где гендер - это просто самовыражение; была заменена идеей, почерпнутой из работ Джудит Батлер, что трансгрессия на уровне одежды и перформанса сама по себе революционна и способна разрушить гендерную систему.
стр. 42 ***
Практики трансгрессии имеют долгую историю среди мужчин, принадлежащих высшему классу. В 18 веке английские джентльмены развлекались, устраивая и показывая садомазохистские представления в Hellfire-клубе. Возможно, что тогда некоторые моралисты этим были возмущены, однако в целом структура гетеропатриархального общества Англии не пострадала. Трансгрессия представляет собой сильнодействующее удовольствие для тех, кто может представить самого себя порочным, непослушным и капризным человеком. Это зависит от поддержания общепринятой традиционной морали. Во всём этом не было ничего серьёзного, и все эти практики исчезли бы, если бы произошли серьёзные социальные перемены. Трансгрессоры ("нарушители морали") и моралисты взаимно зависимы друг от друга и заперты в бинарных отношениях, которые скорее продолжают существовать, а не дают возможность произойти изменениям. Кроме того, осуществление трансгрессии зависит от существования других подчинённых лиц - в первую очередь в их число входят проституируемые женщины и мальчики - на которых можно осуществлять такие практики. (Kappeler 1990). Это не то, что доступно домохозяйке, проституируемой женщине или подвергающемуся абьюзу ребёнку. Эти люди больше объекты трансгрессии, нежели субъекты.
Идея о том, что привычные гендерные различия могут быть нарушены через внешний перфоманс, восходит к работам Джудит Батлер и других квир-теоретиков, где в рамки квир-активистов включают геев, которые используют в своей внешности одежду и атрибуты противоположного пола; трансвеститов; транссексуалов; тех, кто разыгрывает роли буч/фем и всех тех, кто ведёт себя или одевается вне соответствия тому полу, в котором они были воспитаны. Эти идеи в конечном счёте привели к тому, что появилась необходимость признать существование многих "гендеров". В таком понимании многие гендеры могут включать в себя лесбиянок буч и фем, драг-квинов или маскулинных геев - с делением на "нижних" и "верхних", а также феминных гетеросексуальных женщин и маскулинных гетеросексуальных мужчин, а также другие комбинации. Такой подход к пониманию гендера отделяет его значение от той материальной базы, которая лежит в основе угнетения женщин. Проблемой становится просто нехватка гендерных возможностей.
стp. 43
***
Мне не очень нравится слово "гендер" и я бы предпочла заменить его выражениями, которые непосредственно указывают на политическую основу мужского доминирования. Таким образом, я предпочитаю описывать маскулинность как "мужское доминирующее поведение" и женственность как "женское подчиняющееся поведение". При таком подходе сущестование многообразия гендеров становится невозможным.
стр. 43-44 ***
Понимание гендера как формы доминирующего и подчиняющегося поведения положило конец идее, что «гендеров может быть много». У привычных способов выражения доминирования/подчинения могут быть варианты. Но гендеров всегда только два. Квир-подход, который использует понятие «гендерный перформанс» и его разнообразие, неизбежно сохраняет существование этих двух гендеров. То есть, вместо того, чтобы устранить доминирующую и подчиненную модели поведения, он вопроизводит их. Таким образом, теоретиков и активистов квир-движения, пытающихся отыгрывать гендерные роли, можно считать преданными сторонниками гендера, заинтересованными в поддержке системы мужского господства.
стр. 44 ***
Рождение квир-теории повторно закрепило понимание гомосексуальности как гендерной инверсии, когда гей/лесбийская политика была объединена с транссексуальностью в квир-коалицию ЛГБТ. Создание такого объединения особенно удивительно в виду того, исторически транссексуальность была средством "лечения" гомосексуальности. Те геи и лесбиянки, которые не могли справиться с внутренней гомофобией, подвергались хирургическому и медикаментозному вмешательству с целью "сменить" пол так, что вместо гомосексуальных людей они "превращались" в искалеченных и искаженных гетеросексуалов.
стр. 45 ***
Гей-освобождение и феминизм в такой степени изменили мировоззрение подавляющего большинства людей, идентифицирующих себя как "лесбиянка" или "гей", что теперь они вряд ли будут рассматривать свою гомосексуальность как некую проблему, связанную с гендером. Сами себя мы не считаем бледными пародиями на настоящих женщин/мужчин. Но транссексуальность всё чаще играет важную роль в деле ликвидации гомосексуальности. Особенно хорошо это влияние просматривается в психологическом термине "расстройство гендерной идентичности". После того, как лесбо/гей-активисты в 1973 году добились исключения диагноза "гомосексуализм" как формы психического расстройства из американского справочника по диагностике и статистике психических расстройств (ДСМ) [DSM], в 1980 году он был заменен неким диагнозом, названным как "Расстройство гендерной идентичности" (РГИ) [GID]. Этот диагноз ставится тем детям, поведение которых в консервативной Америке считается неадекватным - например, когда мальчики играют в куклы, а девочки учатся чинить автомобили. ДСМ-4 указывает на субъективный дискомфорт ребёнка, диагноз РГИ ставят для него/неё на следующих основаниях: "отвращение к грубым играм и отказе играть в стереотипные мальчишечьи игрушки/игры" у мальчиков; "отвращение к ношению нормативной женской одежды" у девочек. (Minter, 1999) Детей направляют на лечение в ГИ-клиники (которые являют собой прекрасны пример по зарабатыванию денег на социальном контроле), где дети подвергаются лечению с целью изменить или приблизить их поведение к тому, которое должно быть у людей их половой касты (класса). Тем не менее подавляющее большинство из них вырастают гомосексуальными людьми, многие из этих детей, будут бисексуальными, независимо от того, лечились ли они по диагнозу РГИ или нет. Это ясно из отчётов психологов, занимающихся проблемой лечения РГИ - что является гомосексуальностью, которая вызывает беспокойство у психологов, которые хотят её предотвратить. Как выразился Lawrence Mas, "...американская психиатрия долго занималась тем, чтобы переосмыслить гомосексуализм как психическое расстройство под новым названием - "детское расстройство гендерной идентичности."
стр. 47 ***
Задачей радикального феминизма является свержение норм, правил и предрассудков господ и создание теории, основанной на женском опыте.
стр. 52 ***
Любое пространство станет мужским пространством, если только женщины не приложат совместные усилия, чтобы отметить пространство для себя.
р. 53 ***
Квир-теория подвергалась критике за предоставление теоретического обоснования ряду типично мужских практик, бывших важными формами самовыражения для мужчин-геев. Эти практики стали объектом критики со стороны гей-активистов и феминисток,. Идеи Джудит Батлер о трансгрессивном потенциале «перформативности» гендера были использованы, к примеру, для поддержки таких явлений, как драг, трансвестизм, транссексуальность, ролевые игры, садомазохизм - все, что является квитэссенцией практик квир-политики
стр. 55 ***
Согласно феминистскому анализу, порнография как пропаганда представляет женщин как объекты, которые обожают насилие и учит мужчин практикам унижения и насилия в отношении женщин.
стр. 79 ***
Требование создать порнографию для мужчин-геев было частью желания заполучить те же привилегии, которые есть у гетеросексуальных мужин, полученные благодаря их доминирующему статусу.
стр. 80 ***
Широко распространенные истории сексуального абьюза над детьми являются одним из факторов, повлиявших на распространение садомазохизма в лесбийском сообществе. Возможно, такой абьюз также повлиял на влечение мужчин-геев к садомазохизму, но примечательно то, в случае лесбиянок связь между детским абьюзом и влечением к С/М практикам является секретом Полишинеля. Я помню комментарии (которые говорились на конференциях в 80-х годах, когда я или другие критиковали садомазохизм), защищавшие такие практики как эффективный метод для тех, кто не мог получать сексуальное удовольствие другими способами после пережитого инцестуального насилия. Были предложены довольно подробные обоснования садомазохизма - например то, что он может быть неким очистительным средством и помогает пострадавшим от инцестуального насилия примириться с абьюзом через повторное проигрывание насильственных практик.
стр. 108 ***
Садомазохизм и другие формы самовредительства следует понимать как результат воздействия угнетающих сил - таких как сексуальный абьюз, буллинг, физическое насилие, ненависть и презрение, - а не как нечто "трансгрессивное" или даже как виды гей-практик. Чествование разрушительных практик не должно быть признаком гомосексуальности. Другая причина, из-за которой феминисткам есть дело до садомазохизма, в том, что гей-С/М влияет не только на гей/лесбийское сообщества. Модные практики могут выйти из подполья в гетеросексуальном андроцентричном мире, где культивирование приносящих доход вредных практик может серьёзно повлиять на целое поколение молодых гетеросексуальных женщин, которые никогда не узнают истинную причину того, почему пирсинг пупка стал модным. В долгосрочной перспективе популяризация С/М из-за влияния гей-лоббистов скорее всего повлияет на судьбы всех тех женщин, которые страдают от мужского насилия; это зависит от того, насколько успешно удастся внести изменения в закон о даче согласия. В садомазохизме нет ничего революционного; напротив, эта практика нежизнеспособна. Серьёзные социальные изменения, - как если бы маскулинность перестала восприниматься как безусловное благо и геи бы перестали причинять себе боль, терзая свои тела, - прекращение этого уничтожило бы С/М. Одновременно можно успешно бороться против садомазохизма другими способам - например, можно поддерживать нынешние законы о согласии или укреплять их в интересах женщин; выгонять С/М организации из общественных учреждений; выступать против продвижения вредных практик в гей/лесби СМИ и пространствах.
p.122 ***
Девочки учатся любить и проявлять чувства к противоположному полу из позиции низкого социального статуса. Эротизация бессилия является нормальной практикой конструирования женственности.
р. 130 ***
В обществе мужского доминирования пожилые женщины имеют настолько низкую ценность, что становятся невидимыми.
р. 142
***
Основополагающим, фундаментальным принципом радикального и лесбийского феминизма является понимание того, что "личное - это политическое". Эта фраза имеет два взаимосвязанных значения. Это значит, что структура политической власти в "публичном" пространстве отображается в частном мире. Таким образом, для женщин в особенности, "частный" мир гетеросексуальности не является сферой личной безопасности или убежищем от жестокого мира, но напротив, является зоной, в которой происходит извлечение их(женщин) труда; женские тела, сексуальность и эмоции ограничиваются и эксплуатируются на благо каждого отдельного мужчины и на всю систему мужского господства в целом. Сама "частная жизнь", как её понимает Кэтрин МакКиннон, является огороженным местом для насилия в браке и для осуществления эксплуатации женского труда.
Но эта фраза ("личное - это политическое") также имеет дополнительный смысл, заключающийся в том, что "публичный" мир мужской власти, мир корпораций, военных институтов и парламентов основываются на частном подчинении. Здание маскулинных властных отношений, начиная от бахваления наличием ядерного оружия и заканчивая взятием под контроль цен, - построено на основе его самобытности, отличия от "женской" сферы и базируется на мире женщин, которые кормят и поставляют услуги мужчинам и мужской власти. Изменение публичного мира, где правит мужская агрессия, таким образом требует изменения отношений, которые происходят в "частном" мире. Всеобщее равенство не может существовать при сохранении частного рабства.
стр. 145-146 ***
В то время, как либералы ратуют за установление равенства в общественном пространстве, радикальные феминистки указывают на то, что общественное, построенное на подчинении женщин в личной сфере, никогда не сможет предложить женщинам равенства.
стр. 146 ***
Одна из причин, по которой сексуальные практики лесбиянок отличаются от секс-практик геев может быть в том, что лесбиянки не испытывали чувство "стыда" - вероятно как это есть у геев. Michael Warner настаивает что геи сильно переживают из-за подобных чувств, возникающих во время секса, и поэтому эта проблема может быть разрешена посредством занятия сексом в публичных местах, в которых мужчины могут увидеть что любой может быть "нижним", и поэтому от этого не стоит так переживать. [Warner 1999]. Различия в конструировании сексуальности лесбиянок и геев являются результатом разных политических позиций которые лесбиянки и геи занимают в отношениях к мужскому доминированию. Чувства "стыда и позора", которые геи испытывают из-за пассивной роли - это те чувства, которые испытывает женоподобный мужчина, потерявший свои гетеросексуальные мужские привилегии и власть. У лесбиянок ситуация совершенно другая. Поскольку женщины всегда были подчинённым классом, лесбиянки не теряют свой статус, а могут "подняться" в равенстве в любви, поскольку ни от кого не требуется играть пассивную роль.
стp. 157-158