(Парафраз 2 Цар. 1. 26: «брат мой! ты очень дорог для меня; любовь твоя для меня превыше любви женской».)
С 9 класса, когда с лучшим и единственным другом детства мы по жизни разошлись, друзей больше у меня не было. Нет, были, конечно, приятельские отношения, считал я и их по невежеству дружескими. Но «у кого есть друзья, у того нет друга», - считал прославленный Аристотель. А потом - окончание школы, мои университеты…
В 17 лет я признался себе, что дружить и любить не умею. А так как люди не проводят курсов любви, не открывают школ дружбы, я попросил у Бога показать мне пример любви и научить меня этому.
Сначала я был проведен через ревность, собственничество, стремление к узурпации и монополии на человека. И все бы хорошо, но я получил первое «мы не друзья».
Люди, наверное, до сих пор обижаются, когда я честно расставляю акценты в отношениях, признаваясь, что не считаю их друзьями… Постоянно возникают промежуточные отношения, сердечные привязанности, но все выгорает.
Возвышенные отношения с людьми, рассеянными по всему миру, с которыми нас связывает общее упование, земное странничество рука об руку, исцеление сердец, ученичество и наставничество, духовные открытия и причастность вечности, - все же даже больше, сокровеннее, неизъяснимее, чем дружба. Эти отношения, будто неотмирны, возобновляются раз от раза при редких rendez-vous, но они такие неземные, что исключают априори разговор о быте и даже о сердце, его движениях и чувствованиях…
Есть у меня аксиома дружбы. Друг - это тот, кто рядом. Простите, любезные, и не обижайтесь, если вы не рядом. И читайте предыдущий абзац: может, он про вас?
Рядом со мной есть друг. Его мало в моей жизни, но он все равно не-пространственно-рядом. Он по-земному странный, весьма мистически чувствительный, духовно одаренный, живой, вдохновляющий. И он - первый человек, кто меня назвал другом. Теперь и я друг!
Но есть в нашей дружбе смешной момент. Я постоянно промахиваюсь по его сердцу. Он говорит, что у него нет сердца, что чувствует только разумом. Но все еще интереснее - dextropositio cordis. Так что мы прямое отражение наших сердец!