Если рассматривать сексуальность как неотъемлемый аспект личности человека-творца, как базовое проявление половой принадлежности, то оказывается, что искусство во все времена... сексуально.
На коже человека есть особые участки, воздействие на которые меняет сексуальный тонус. Называются они эрогенными зонами. Может, у каждой эпохи свои эрогенные зоны? Во времена неолита - культ плодородия, стихий, полногрудой и дородной природы-матери. В Античности - начала наук, искусные мифологии, давшие искусству архетипы, и философии, от аскетических школ до гедонизма... В Средние века - Божественный экстаз, эрос как движущая сила творения (по Максиму Исповеднику). В эпоху Ренессанса центром вселенной становится человек. До 20 века всё искусство - христианское, именно христианство можно считать двигателем в познании... сексуальности времён.
Эрогенные зоны эпох, как и в случае с телесностью, являют невидимую природу-логос эпохи, обнаруживают центр внимания времени. Как эрогенные зоны меняются со временем - по локализации и чувствительности - так и в искусстве происходит смещение акцентов. Во все предшествующие эпохи эрогенной зоной так или иначе являлся человек во взаимодействии с природой и невидимыми сферами духа; Новейшее время предложило различного рода перверсии. До этого периода "сексуальность" эпох проявлялась в ценных материалах и гармоничных формах; Новейшее время предложило к использованию отходы человеческой деятельности, от бытового мусора до продуктов физиологических отправлений (Андрес Серрано и Крис Офили), отсутствие смысла, кич и деструктивизм.
Истинное искусство благоговеет перед тайной-сексуальностью времени и пространства, суррогатное - девуалирует тайну, затягивая на своей птичьей шее надёжную петлю, не имея под ногами уже никакой табуретки. Истая танатофилия! Естественной сексуальности и природных эрогенных зон современному искусству уже не хватает, оно открывает сексшопы с дополнительными стимуляторами, имитаторами и возбудителями. Не потому ли так условна и размыта граница между такими разными по духу эротикой и порнографией? Не отсюда ли кризис идентичности эпохи? По мощам - и миро... Чем мазан современник, становится понятно, если держать руку на нитевидном пульсе агонирующего искусства. Мерцательная аритмия... Вымыть руки!
"Порнография духа"
Отплясывает при народе
с поклонником голым подруга.
Ликуй, порнография плоти!
Но есть порнография духа.
Докладчик порой на лектории,
в искусстве силён, как стряпуха,
раскроет на аудитории
свою порнографию духа.
В Пикассо ему всё не ясно,
Стравинский - безнравственность слуха.
Такого бы постеснялась
любая парижская шлюха.
Когда танцовщицу раздели,
стыжусь за пославших её.
Когда мой собрат по панели,
стыжусь за него самоё.
Подпольные миллионеры,
когда твоей родине худо,
являют в брильянтах и нерпах
свою порнографию духа.
Напишут чужою рукою
статейку за милого друга,
но подпись его под статьёю
висит порнографией духа.
Когда на собрании в зале
неверного судят супруга,
желая интимных деталей,
ревёт порнография духа.
Как вы вообще это смеете!
Как часто мы с вами пытаемся
взглянуть при общественном свете,
когда и двоим - это таинство...
Конечно, спать вместе не стоило б...
Но в скважине голый глаз
значительно непристойнее
того, что он видит у вас...
Клеймите стриптизы экранные,
венерам закутайте брюхо.
Но всё-таки дух - это главное.
Долой порнографию духа!
Андрей Вознесенский, 1974.