Готфрид П. Странная смерть марксизма.

Dec 23, 2009 15:41


М.: ИРИСЭН, 2009. - 249 с.
«ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ» / Июль, 2009
Вклад Карла Маркса в политическую философию и социологию более чем значителен, без его работ не было бы современной экономики, однако на протяжении всего ХХ века целые толпы профессионалов и любителей лезли из кожи вон, чтобы ниспровергнуть марксизм. Война шла на всех фронтах: критиковали самого Маркса, критиковали его последователей, и в первую очередь - Советский Союз, руководители которого считали себя ортодоксальными марксистами. Страх перед коммунизмом, достигший апогея во время холодной войны, подпитывал интеллектуальные баталии: одни с пеной у рта доказывали, что коммунисты (в том числе и Сталин) абсолютно правы и безгрешны, другие - что СССР является Империей Зла.
Несмотря на то, что многие идеи Маркса были усвоены и активно использовались его оппонентами, борьба с марксизмом продолжалась вплоть до начала девяностых годов. После крушения Советского Союза в Европе и Америке поспешили вздохнуть с облегчением. Неолиберальный философ Фрэнсис Фукуяма написал бестселлер «Конец истории и последний человек», в котором заявил, что капитализм - идеальная форма общественного устройства, и он победил навсегда. Правда, прошло не так уж много времени, начался беспрецедентный мировой кризис, порожденный тем самым «идеальным» капитализмом, и с прилавков книжных магазинов начал стремительно пропадать в очередной раз переизданный «Капитал» Карла Маркса, в котором подобного рода катаклизмы предсказаны и подробно описаны. В этом же году издательство «ИРИСЭН» издало книгу видного американского специалиста по политической философии Пола Готфрида «Странная смерть марксизма».
Готфрид - теоретик право-консервативных взглядов, автор многочисленных книг, в том числе монографий «Консерватизм в Америке» и «Карл Шмитт: политика и теория» (если кто не в курсе, знаменитый философ и юрист Карл Шмитт одно время был главным правоведом гитлеровской Германии). Помимо работ, посвященных истории и теоретическому обоснованию консерватизма, Готфрид пишет полемические книги, направленные против его идеологических противников - тех, кто выступает за мультикультурализм, государственное регулирование экономики и социально ориентированное государство. Особенную нелюбовь Готфрида заслужили неомарксисты, многочисленные западные философы, социологи и экономисты, развившие в ХХ веке учение Маркса и приспособившие его к постоянно трансформировавшемуся капитализму. Основной тезис «Странной смерти марксизма» заключается в следующем: поскольку неомарксизм изменил оптику и по-другому расставил акценты в учении Маркса, то по сути своей он уже никакой не марксизм, но нечто причудливое и, с точки зрения американского теоретика, крайне неприглядное. «Им пришлось выдвинуть на первый план реальное или предполагаемое материальное неравенство в рыночных или квазирыночных системах, чтобы доказать превосходство социалистов с точки зрения гуманизма <..> отказаться от чисто материалистического анализа и сосредоточиться на религии, морали и эстетике». В своем анализе Готфрид отталкивается от марксизма, который принято называть «вульгарным»: это представление об обществе, предполагающее, что культура вторична по отношению к экономике и классовой борьбе за средства производства (это хорошо знакомо нам по плохим советским учебникам). Однако в работах Маркса и Энгельса легко найти указания на то, что культура обладает определенной автономностью и в свою очередь воздействует на экономику и материальные условия нашего существования. Сегодня днем с огнем не сыщешь «зубра», который станет доказывать, что важнее классовой борьбы ничего нет и быть не может, что первоочередная задача марксизма - отнять и поделить средства производства, а раз их нет, говорит Готфрид, значит, марксизм умер, и дело с концом. Еще автор настаивает на том, что главные идеи неомарксизма являются по своему происхождению американскими, поэтому современные левые борются за права меньшинств, за экологию и т.п., но не за пролетариат. Аргумент у Готфрида следующий: после прихода нацистов к власти ведущие немецкие неомарксисты, представители Франкфуртской школы, вынуждены были переместиться в Америку - там-то их и научили борьбе за права и политкорректность. На самом деле Адорно, Маркузе и другие разрабатывали совершенно самостоятельную критическую антитоталитарную теорию, а акцент на правах человека и культуре вынуждены были сделать из-за того, что на своей шкуре почувствовали силу гитлеровской пропаганды. Именно поэтому многие разработки неомарксизма остаются актуальными по сей день: пропаганда и промывание мозгов никуда не делись из нашей жизни, просто приобрели несколько иной, «комфортный» облик. А странный человек Готфрид словно бы живет в мире, в котором не было Второй мировой войны, зато была холодная война, причем изрядно затянувшаяся: ему по-прежнему в каждом человеке, добивающемся социальной справедливости, мерещится страшный кровожадный коммунист. А рыночная экономика, воспеваемая сотнями нобелевских лауреатов, тем временем рассыпается на глазах... Одним словом - время читать «Капитал» и не обращать внимания на критиков марксизма: собака лает, караван идет.

http://www.chitaem-vmeste.ru/pages/review.php?bl=content&book=482
Previous post Next post
Up