В книге «Эгоистический капиталист» Оливер Джеймс убедительно продемонстрировал корреляцию между ростом числа психических расстройств и неолиберальным режимом капитализма, внедрённого в таких странах, как Британия, США и Австралия. Количество психических расстройств в период с 1982-го года по 2000 год повысилось приблизительно в два раза. Британские исследователи говорят о том, что психиатрическими болезнями поражена почти треть населения. Эти показатели особенно высоки в странах, где внедрён (по выражению Джеймса) «эгоистический» капитализм. Виной тому именно эгоистическая, неолиберальная, капиталистическая политика и культура.
А еще в 1937г. Карен Хорни в книге "
Невротическая личность нашего времени" писала:
"Существуют определенные характерные трудности, неотъемлемо присущие нашей культуре, которые отражаются в виде конфликтов в жизни каждого человека и которые, накапливаясь, могут приводить к образованию неврозов. Так как я не являюсь социологом, то лишь кратко выделю основные тенденции, которые имеют отношение к проблеме невроза и культуры.
Современная культура экономически основывается на принципе индивидуального соперничества. Отдельному человеку приходится бороться с другими представителями той же группы, приходится брать верх над ними и нередко «отталкивать» в сторону. Превосходство одного нередко означает неудачу для другого. Психологическим результатом такой ситуации является смутная враждебная напряженность между людьми. Каждый представляет собой реального или потенциального соперника для любого другого. Эта ситуация вполне очевидна для членов одной профессиональной группы, независимо от стремлений быть справедливым или от попыток замаскировать соперничество вежливым обращением. Однако следует подчеркнуть, что соперничеством и потенциальной враждебностью, которая ему сопутствует, проникнуты все человеческие отношения.
Соревновательность является одним из господствующих факторов в социальных отношениях. Соперничество присутствует в отношениях мужчин с мужчинами, женщин с женщинами, и безотносительно к тому, что является поводом для него - популярность, компетентность, привлекательность или любое другое социально значимое качество, - оно крайне ухудшает возможности прочной дружбы. Оно также, как уже указывалось, нарушает отношения между мужчинами и женщинами не только в выборе партнера, но в плане борьбы с ним за превосходство. Оно пронизывает школьную жизнь. И возможно, самое главное, оно пронизывает семейную ситуацию, так что, как правило, ребенку прививают зародыш соперничества с первых лет жизни. Соперничество между отцом и сыном, матерью и дочерью, одним и другим ребенком не является общим человеческим феноменом, это лишь реакция на культурно обусловленные воздействия. Одним из великих достижений Фрейда остается то, что он открыл роль соперничества в семье, что нашло свое выражение в понятии Эдипова комплекса и в других гипотезах. Однако следует добавить, что соперничество само по себе не является биологически обусловленным, а является результатом данных культурных условий и, более того, не только семейная ситуация порождает соперничество, но оно стимулируется, начиная с колыбели вплоть до могилы.
Потенциальное враждебное напряжение между людьми приводит в результате к постоянному порождению страха - страха потенциальной враждебности со стороны других, усиленного страхом мести за собственную враждебность. Другим важным источником страха у нормального человека является перспектива неудачи. Страх неудачи вполне реален и потому, что в общем шансы потерпеть неудачу намного больше шансов достичь успеха, и потому, что неудачи в обществе, основанном на соперничестве, влекут за собой реальную фрустрацию потребностей. Они означают не только экономическую небезопасность, но также потерю престижа и все виды эмоциональных переживаний неудачи.
Еще одной причиной того, почему успех становится такой манящей мечтой, является его воздействие на наше чувство самоуважения. Другие нас оценивают не только по степени нашего успеха; волей-неволей наша собственная самооценка следует по тому же пути. Согласно существующим идеологиям, успех отражает неотъемлемо присущие нам заслуги, или, на религиозном языке, является видимым воплощением Божьей милости; в действительности он зависит от многих факторов, не поддающихся нашему управлению, - случайных обстоятельств, чьей-то недобросовестности и т. п. Тем не менее под давлением существующей идеологии даже абсолютно нормальный человек считает, что его значимость напрямую связана с успехом, сопутствующим ему. Нет надобности говорить о том, что это создает шаткую основу для самоуважения.
Все эти факторы вместе: соперничество и сопутствующие ему потенциальные враждебные отношения между людьми, страхи, сниженное самоуважение - в психологическом плане приводят к тому, что человек чувствует себя изолированным. Даже когда у него много друзей и он счастлив в браке, эмоционально он все же изолирован. Эмоциональную изоляцию выносить трудно любому человеку, однако она становится бедствием, если совпадает с мрачными предчувствиями и опасениями на свой счет."
Перевод статьи, опубликованной в The Gaurdian, на сайте
http://human-crisis.blogspot.com.
Верхний 1% наиболее разрушителен для благосостояния человечества
"...В журнале “Psychology, Crime and Law” были опубликованы результаты исследования Белинды Борд (Belinda Board) и Катарины Фритзон (Katarina Fritzon).
Они протестировали 39 старших менеджеров и генеральных директоров
ведущих британских компаний и сравнили их достижения с результатами
тестов, проведенных в Бродмурской специализированной больнице (Broadmoor special hospital),
где содержатся заключенные, которые осуждены за тяжелые преступления.
По некоторым показателям психопатичности, результаты менеджеров
сравнялись с результатами преступников и даже превысили их. Фактически,
по этим показателям они обошли даже тех пациентов, у которых в диагнозе
официально значатся психопатические расстройства.
Борд и Фритзон отмечают, что психопатические особенности, проявленные
менеджерами, несомненно, напоминают те качества, которые ищут
коммерческие компании. Обладатели подобных качеств, по большей части,
наделены способностью льстить и манипулировать влиятельными людьми.
Эгоцентризм, сильное чувство, что они в своем праве, готовность
использовать других, отсутствие совести и сопереживания также вряд ли
снизят шансы менеджеров на успех во многих организациях"
"Если бы богатство являлось неизбежным результатом тяжелой работы и
предприимчивости, то каждая женщина в Африке была бы миллионершей.
Утверждения супербогатеев, относящихся к верхнему 1%, о том, что они
одарены умом, творческим началом или упорством, - это примеры
распространенного заблуждения, заставляющего людей приписывать себе
заслуги за достижения, которых они не совершали."
И из другой статьи:
"Результаты проведённого в Санкт-Галлене исследования поразили самих
учёных: биржевым игрокам специалисты приписывают черты характера,
свойственные психически больным людям, в частности - непреодолимую
страсть к разрушению. Финансисты ведут себя, не считаясь ни с чем и ни с
кем, в большей степени бесцеремонно, чем психопаты, заявили соавторы
исследования - психолог, исследующий случаи коррупции, хищений,
мошенничества и злоупотребления должностными обязательствами, Паскаль
Шеррер (Pascal Scherrer) и психиатр Томас Нолль (Thomas Noll), один из управляющих швейцарской тюрьмой Пёшвиз, расположенной к северу от Цюриха...
В основу исследования была положена следующая гипотеза: биржевики поведут себя не менее эгоистично и нагло, чем психически больные, но добьются гораздо лучших результатов. Увы, в целом банкирам по ходу тестов не удалось опередить конкурентов - они зарабатывали не больше людей из других групп, с которыми их сравнивали.
Но вместо того, чтобы сконцентрироваться на получении максимальной прибыли, биржевики в первую очередь старались получить больше, чем тот, против кого они играли, и потратили немало энергии, чтобы навредить сопернику. Медики традиционно наделяют характер психически больных эгоцентричным поведением, отсутствием эмпатии и стремления сотрудничать. Тем не менее на долю психопатов в швейцарском тесте пришлись 4,4 действия, признанных деструктивными, из примерно 40. У «нормальных» набралось 0,2 деструктивных шага из сорока, у финансистов их оказалось 12.
Томас Нолль, оценивая результаты исследования, отметил: «Конечно,
не стоит сравнивать финансистов с психически больными, но по ряду
показателей биржевики проявили себя эгоистичнее и оказались более готовы
рисковать, чем группа психопатов, проходившая те же тесты. Всё
выглядит примерно так: у соседа хорошая машина, и биржевой игрок
направляется к ней с бейсбольной битой, чтобы у него самого остался
лучший автомобиль в квартале»."