Одна мама провела
радикальный эксперимент «неделя без игрушек» (совсем!) и пришла к интересным выводам.
«В целом, эксперимент - это чистый восторг. За эту неделю я узнала о себе, своем ребенке и взаимодействии между нами чуть ли не больше, чем за предыдущие год и пару месяцев.»
Основные выводы:
«1. Ребенок (в возрасте года-полутора - точно, хотя думаю, что это распространяется на детей любого возраста) вполне комфортно может обходиться без игрушек при условии достаточного внимания со стороны родителей (и речь не идет о 100% внимании).
2. Игрушки больше нужны родителям, чтобы занимать ребенка на то время, пока родитель занять своими делами...
3. Появится большое количество новых (или редко используемых старых) совместных занятий, и часть из них останется в виде ритуалов даже после снятия моратория. Это, наверное, самый важный и значимый итог эксперимента для меня...».
Совсем нетрудно заметить, что все «потребляемое» является для членов общества потребления своего рода игрушками. По крайней мере, нам ничто не мешает посмотреть на общество потребление именно под таким углом зрения.
Тогда получится, что эти «игрушки» служат по сути бегству от себя. Они направляют членов общества потребления по пути, на котором они будут крайне мало знать о себе, о взаимоотношениях между собой и миром (сравни «За эту неделю я узнала о себе, своем ребенке и взаимодействии между нами чуть ли не больше, чем за предыдущие год и пару месяцев.»), а о многом они вообще не будут знать и не узнают.
Все это очень неплохо согласуется и с бодрийяровской критикой общества потребления, и с фроммовской.
Фромм писал, что для потребителя весь мир - это что-то вроде материнской груди.
Бодрийяр писал о «мистике заботы», об «одаривании», на которое не возможности ответить и т.д. «Потребление» - это просто очень «удобная» «активность», оно может сильно затягивать, особенно если брать кредиты, возникает привыкание и т.д. Одновременно мир потребления, мир «игрушек» - очень ограничен во всех отношениях, и он также ограничивает, в нем совершенно не нужно обучаться обучаться (выходить на более высокий уровень обучения), и в этом мире постоянно происходит положительное подкрепление существования в узких границах. Конечно, все не так просто - этот мир все-равно пронизан противоречиями и конфликтами, в том числе и парадоксальными предписаниями, но... он очень притягателен и соблазнителен (с определенной точки зрения, конечно же))).
Бодрийяр писал, что потребление стало своего рода трудом, продолжением труда - «все мы трудящиеся на ниве потребления». Но труд, по его мнению, стал в основном не производительным, а воспроизводительным.
«От труженика требуется не производить, а социализироваться - включаться в сеть общественных знаков, значимых только как взаимно соотнесенные элементы, и воспроизводить ее своей энергией. Подвижная структура интеграции, помещающая индивидуумов в операционально размеченную социальную сеть, работает в режиме постоянной мобилизации: люди должны быть повсюду приставлены к делу. В итоге воспроизводительный труд заполняет всю человеческую жизнь как фундаментальная репрессия и контроль, как необходимость постоянно чем-то заниматься в то время и в том месте, которые задаются общественным кодом.» (В. Фурс «Радикальная социологическая теория Жана Бодрийяра»).
Точно также и «игрушки» - вещи, предметы, которые так любят потребители, просто и «мягко» помещают потребителей в «операционально размеченную социальную сеть» и можно не особенно беспокоится за то, что они начнут размышлять, например, о классовой борьбе, или об аутопоэзисе и самоорганизации, или о воображаемых установлениях общества, или об уровнях обучения...
Да много о чем можно начать задумываться, особенно если еще и воображение освободить от рамок...