Виктор Мазин. «Круги Бернара Стиглера»
(Лаканалия №11):
«Либидинальная эконо-мика, основанная на маркетинге, производит то, что Стиглер называет по аналогии с биовластью Фуко психовластью. Психовласть «контролирует индивидуальное и коллективное поведение потребителей, канализируя их либидинальную энергию к товарам» 56 . Понятно, что субъект желающий, мыс-лящий и говорящий бесполезен для маркетинга. Понятно, что нормальным для рынка оказывается адаптированное к нему «поведение потребителей». Первым шагом в сторону такой нормализации оказывается переход от желания к вле-чению.Вторым шагом, пожалуй, оказывается подмена самого психоаналитического понятия «влечение» биологическим «инстинктом». Новый капиталистический рынок товаров замещается животноводческой фермой по производству индивидов, наделенных базовым инстинктом потребления. Причем, к потреблению относятся не только товары и услуги, но хуже того - информация. В отличие от времен Маркса, мы живем в «эпоху мафи-озного капитализма <…>, который развивает система-тическую ложь государства, влеченческую политику и аддиктивный капитализм». «
«Потребитель утрачи-вает не свои умения, навыки, а свое умение жить, поскольку теперь не он сам решает, как ему жить, а есть специальные маркетинговые исследования, которые ему говорят, что он должен жить с айподом, GPS-ом, MacDonalds-ом, пользо-ваться определенной маркой стирального порошка и так далее.
Я задумался об этой пролетаризации потребителя в связи с одним происшествием, которое состоялось во Франции. Это было убийство, и убийцей был некий Ришар Дюрн (Richard Durn). Этот человек из автомата расстрелял 23 марта 2002 года Муниципальный совет города Нантер, в результате чего было убито 8 и ранено 15 человек. Потом этот человек был арестован и, к сожаленью, покончил жизнь само-убийством. Через 3 недели полиция нашла его личный дневник, и выяснилось, что это не какой-то необразованный человек, он учился в университете. В этом дневнике он опи-сывает свою аффективную нищету, например, за месяц до преступления он написал: «Я утратил ощущение того, что я существую, и я буду вынужден причинить зло, чтобы, по крайней мере, благодаря этому почувствовать, что я суще-ствую». Я думаю, что нельзя жить без знаний (наверное, это нельзя будет в точности передать в русском языке, потому что знания - savoir, во французском восходят к одному латин-скому корню со словом вкус - saveur, т.е. знания придают вкус жизни). Маркс и Энгельс в 1848 году и особенно в 1857, когда они критиковали политическую экономию, они говорили о разрушении всех знаний и умений, что приводит к пролета-ризации. Если в XIX веке пролетаризации подверглись про-изводители - т.е. работники, в ХХ веке потребители, то сейчас в ХXI веке происходит пролетаризация людей, которые при-нимают решения, т.е. менеджеров, владельцев предприятий. Об этом говорит, в частности, Алан Гринспен (Alan Greenspan). Когда его вызвали в Палату представителей, чтобы объяснить, почему происходят скандалы с Lehman Brothers, с Madoff, он сказал: «Потому, что я больше ничего не понимаю, что происходит в системе». Эта утрата умений и знаний приводит к тому, что Маркузе в 1953 году в своей работе «Эрос и цивилизация» называл десублимацией. Эта система захвата внимания сейчас распространяется на всех, даже на инвесторов, поскольку существуют целые стратегии, как привлечь их внимание, и эта система разрушает желание. Например, если мы возьмем совсем маленьких детей, на них очень влияют аудио-визуальные средства массовой инфор-мации. У меня есть статистика, говорящая о том, что в США 40% детей в возрасте 1 года уже охвачены телевидением, про-смотром dvd или видеоиграми, а к трем годам эта цифра повышается до 90%. Мы знаем, благодаря Винникотту, что маленькие дети имеют потребность в двигательной актив-ности, которая позволяет им общаться, прежде всего, с матерью и близкими, и, если эта двигательная активность подавляется, то это препятствует прохождению определенной фазы развития. В университете Вашингтона двое исследова-телей тоже провели работу, которая показала, что, если дети в возрасте от одного до трех лет, что очень рано, вступают в контакт с этими средствами информации, то это мешает гене-зису формирования синапсов, то есть иначе формируется детский мозг, что через несколько лет сказывается на их пове-дении самым негативным образом, в частности, на их вни-мании. Уже 20 лет назад в отделах маркетинга в США, которые занимались исследованием мотивации, было ска-зано, что нужно использовать теорию Фрейда о первичной идентификации, согласно которой ребенок в возрасте пяти лет слепо имитирует своих родителей, было сказано, что нужно заменить родителей телевидением и развивать вер-ность и приверженность каким-то брендам. В целом, если говорить о формировании психики, мы знаем, что форми-рование переходных объектов является фундаментальным для развития ребенка. До 5 лет - это первичная идентифи-кация, где возникает понятие идеала-яи усваивается понятие сверх-я, т.е закона, потом идет фаза вторичной идентифи-кации и во все эти фазы сегодня вмешиваются электронные средства массовой информации.»
ПСИХОЛОГИ ПРОТИВ КАПИТАЛИЗМА