реклама, потребление и double bind

Nov 25, 2012 20:06


Из забавного учебного пособия "Социальная психология потребления"
"Модель современного потребителя представили В.Е. Хруцкий и И.В. Корнеев, обобщая ответы на вопрос, чего ждут сегодня потребители[10]:

1. Потребители хотят спокойствия и безопасности буквально во всем.

2. Они благодарны тому, кто может позаботиться об их жизненных проблемах, с которыми им самим трудно справиться.

3. Потребители хотят персонального внимания и общения.



4. Потребители хотят качества, соответствующего новым технологиям, уровню техники и науки.

5. Иногда потребители хотят быть партнерами производителей и продавцов.

6. Они ждут, что им будет предоставлена возможность посетить предприятие, и надеются, что их мнения и пожелания станут учитывать.

7. Потребители хотят, чтобы им доставляли радость и удовольствие.

8. Потребители хотят жить в атмосфере предсказуемости рынка товаров и услуг.
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=493330

Авторы умалчивают (или сами не знают)) о том, каким образом формируются потребности, равно как и том, как формируется сам человек-потребитель, но не это интересно в данном случае. В приведенных ниже цитатах из Бодрийяра в достаточной мере раскрывается вся эта скрытая "механика", хотя в последующих работах его анализ становился еще глубже, который можно существенно дополнить идеями о даблбайнде.
Я думаю, что во влиянии на человека рекламы, СМИ, рынка, государства и общества огромную роль играет double bind  и другие виды парадоксальной коммуникации.
Возьмем рекламу. Она вся, как и любая другая коммуникация, помещена в определенный контекст (или контексты) и всегда имеет сопутствующие сообщения (более высокого логического типа), которые, как можно предположить, затрудняют идентификацию рекламных сообщений (как и сообщений индивиду от общества), то есть не обесценивает, не маркирует как ложные, а затрудняет различи между правдой и ложью.  Надо также заметить, что все это УЖЕ помещено в контекст других шизофренических игр и уже сформированной соответствующей психологии.
Отличительной чертой шизофренических отношений является невозможность идентифицировать отношения и роли. Например, манипуляция выдается и воспринимается как забота.

Бодрийяр "Система вещей"
"Тщательно скрадывая объективные процессы, соци­альную историю вещей, реклама тем самым, через посред­ство инстанции социального воображаемого, фактически утверждает реальный строй производства и эксплуатации. Поэтому за рекламной психагогией необходимо слышать демагогию политического дискурса, чья тактика также ос­нована на раздвоении: социальная действительность раздва­ивается на реальную инстанцию и ее образ, который ее  скрадывает, делает неразличимой и оставляет место лишь для схемы растворения личности в заботливо-материнской «сре­де». Реклама фактически внушает вам: «Общество всецело приспосабливается к вам, так интегрируетесь же и сами в него», - но эта взаимность, конечно, с подвохом: к вам при­спосабливается чисто воображаемая инстанция, вы же вза­мен приспосабливаетесь ко вполне реальному социальному строю. Через посредство кресла, «сочетающегося с формами вашего тела», вы сами сочетаетесь, принимая за него ответ­ственность, со всем технико-политическим строем общества. Принимая вид матери, оно тем самым предохраняет свой при­нудительный строй..."
Или вот, о логике Деда Мороза.

манипуляции, потребление, реклама, Бодрийяр, даблбайнд, шизо

Previous post Next post
Up