Из забавного учебного пособия "Социальная психология потребления"
"Модель современного потребителя представили В.Е. Хруцкий и И.В. Корнеев, обобщая ответы на вопрос, чего ждут сегодня потребители[10]:
1. Потребители хотят спокойствия и безопасности буквально во всем.
2. Они благодарны тому, кто может позаботиться об их жизненных проблемах, с которыми им самим трудно справиться.
3. Потребители хотят персонального внимания и общения.
4. Потребители хотят качества, соответствующего новым технологиям, уровню техники и науки.
5. Иногда потребители хотят быть партнерами производителей и продавцов.
6. Они ждут, что им будет предоставлена возможность посетить предприятие, и надеются, что их мнения и пожелания станут учитывать.
7. Потребители хотят, чтобы им доставляли радость и удовольствие.
8. Потребители хотят жить в атмосфере предсказуемости рынка товаров и услуг.
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=493330 Авторы умалчивают (или сами не знают)) о том, каким образом формируются потребности, равно как и том, как формируется сам человек-потребитель, но не это интересно в данном случае. В приведенных ниже цитатах из Бодрийяра в достаточной мере раскрывается вся эта скрытая "механика", хотя в последующих работах его анализ становился еще глубже, который можно существенно дополнить идеями о даблбайнде.
Я думаю, что во влиянии на человека рекламы, СМИ, рынка, государства и общества огромную роль играет double bind и другие виды парадоксальной коммуникации.
Возьмем рекламу. Она вся, как и любая другая коммуникация, помещена в определенный контекст (или контексты) и всегда имеет сопутствующие сообщения (более высокого логического типа), которые, как можно предположить, затрудняют идентификацию рекламных сообщений (как и сообщений индивиду от общества), то есть не обесценивает, не маркирует как ложные, а затрудняет различи между правдой и ложью. Надо также заметить, что все это УЖЕ помещено в контекст других шизофренических игр и уже сформированной соответствующей психологии.
Отличительной чертой шизофренических отношений является невозможность идентифицировать отношения и роли. Например, манипуляция выдается и воспринимается как забота.
Бодрийяр "Система вещей"
"Тщательно скрадывая объективные процессы, социальную историю вещей, реклама тем самым, через посредство инстанции социального воображаемого, фактически утверждает реальный строй производства и эксплуатации. Поэтому за рекламной психагогией необходимо слышать демагогию политического дискурса, чья тактика также основана на раздвоении: социальная действительность раздваивается на реальную инстанцию и ее образ, который ее скрадывает, делает неразличимой и оставляет место лишь для схемы растворения личности в заботливо-материнской «среде». Реклама фактически внушает вам: «Общество всецело приспосабливается к вам, так интегрируетесь же и сами в него», - но эта взаимность, конечно, с подвохом: к вам приспосабливается чисто воображаемая инстанция, вы же взамен приспосабливаетесь ко вполне реальному социальному строю. Через посредство кресла, «сочетающегося с формами вашего тела», вы сами сочетаетесь, принимая за него ответственность, со всем технико-политическим строем общества. Принимая вид матери, оно тем самым предохраняет свой принудительный строй..."
Или вот, о
логике Деда Мороза.