манипуляции сознанием и психология пропаганды

May 31, 2012 22:37

Библиотека известная, но на всякий случай http://psyfactor.org/lybr71.htm  Заметим, что это только один из разделов внушительной библиотеки сайта (ссылки на подобные библиотеки надо будет добавить к списку литературы).

Михель Гофман
Минимальная личность

«Незаурядный в своих талантах человек представляет опасность для демократического общества и должен быть выброшен за борт. В обществе равных люди должны перестать быть личностями». Просветитель Жан-Жак Руссо в «Общественном Договоре»


Принцип стандартизации в массовом производстве потребовал не только упрощения всех производственных процессов, но и упрощения человека, сведения всего объема его индивидуальной жизни до главной функции - рабочей.

В деловом, механизированном процессе от работника требовалось лишь точное следование инструкциям, его личностные качества не имели какого-либо значения. Приспосабливаясь психологически к выполнению элементарных операций рабочий сам становился элементарен, прост как машина.

В 20-е годы, когда в производстве автомобилей стал использоваться конвейер, автомашины превратились в атрибут повседневной жизни, а количество работников конвейера во всех индустриях исчислялось миллионами, начал появляться новый человеческий тип, который было принято называть «basic personality», базовая личность. Человек ассоциировался с базовой, ходовой частью автомобиля, от личности оставалась лишь ее основа, база, лишь то, что необходимо для действия. Термины, обозначавшие этот упрощенный тип, менялись вместе с изменением технологии и усложнявшейся экономической структуры.

В 1951 году президент Чикагского университета Эрнест Колвелл говоря о влиянии экономики и технологии на трансформацию личности, использовал термин «одномерный человек»: «Экономическое общество, которое мы строим, принесет многие блага и в то же время уничтожит объем личности и многообразие социальных типов».

Через 10 лет социолог Герберт Маркузе назвал свою книгу о качествах Нового Человека - «One-dimensional man», человек одного измерения, заимствовав определение Эрнста Колвелла. В 1975 году появилась работа социолога Кристофера Лаша «Мinimal-self», минимальная личность.

Минимальный человек появился задолго до двадцатого века, он вырастал из самой почвы американской жизни. Его предшественниками в 18-ом веке были члены протестантских сект, проповедовавших всеобщее равенство, в котором простота была высшей добродетелью. Они  называли себя «plain people», простые, чистые люди, чистые перед богом в своих простых желаниях и целях, просты как Первозданный Адам. Общество равных ценило в человеке то, что делало его таким как все, неординарность, своеобразие противоречили идее зарождающейся демократии. 
...

Тема конформизма стала чрезвычайно острой во всем мире во второй половине 20-го века благодаря тому устрашающему эффекту, к которому он привел в нацистской, тоталитарной Германии. Конформизм тоталитарных режимов был насильственным подчинением интересов индивида интересам государства, конформизм в рыночной демократии строится на принципе личного интереса, на праве каждого думать только о себе.

Крайний индивидуализм, замкнутость на себе, формирует социальный тип манипулировать которым значительно проще чем людской массой. Эгоцентрик, обрывая все полноценные связи с другими с другими людьми, беспомощен перед любым внешним давлением которое лепит его как сырую глину. Поэтому конформизм экономического общества гораздо более тотален чем конформизм режимов, использовавших массовый террор.

Как это ни парадоксально, эгоцентризм современного американца - это форма аскетизма, характерного для протестантской этики 18 века. Но аскетизм протестантской этики требовал ограничений материальных потребностей и расширения духовного мира, а индивидуализм в потребительском обществе требует другого типа аскетизма, расширения материальных потребностей и сужения мира внутреннего.

«Человек в глазах американцев - работающая машина, и его мысли, переживания и чувства ни в коем случае не должны мешать процессу работы», - Джеффри Горер, английский социолог.

Ценя себя прежде всего как продуктивного работника, американец рассматривает свой внутренний мир, свои эмоции и эмоции других как нечто мешающее делу.

Журналист-иммигрант Александр Генис: «С первых дней в Америке меня преследует навязчивый образ мира лишенного объема... Нарисованная, мультипликационная жизнь, которая вся исчерпывается поверхностью...»

В рисованных декорациях мультипликации нет деталей и нюансов, нет их и в плоских фигурках персонажей лишенных внутренних противоречий, человеческого объема, исчезающего в беспрерывном действии, которое и составляет основное содержание их жизни..

Америка раньше других стран пошла по пути создания минимального человека, конформиста, но сегодня, повсеместно, люди становятся все более и более похожими друг на друга, их лица, их одежда, их чувства, их мысли штампуются на одном и том же конвейере."

ссылки, манипуляции, конформизм, М. Гофман, homo economicus

Previous post Next post
Up