"Золотая акция" в "Роснефти"

May 23, 2012 19:52

Оригинал взят у olly_oxen в "Золотая акция" в "Роснефти"
1.
Следим за руками.
21 мая своим указом Путин вносит "Роснефть" в перечень стратегических компаний, федеральное имущество которых не подлежит приватизации. Но указ не публикуется.
В тот же день Медведев называет в числе "семи ключевых дел" правительства на ближайшие полгода распродажу госпакетов компаний "в соответствии с ранее заявленным перечнем, по новому графику". А Шувалов заявляет, что этот график "мы сейчас еще более ускорим".
22 мая Медведев подписывает директиву о выдвижении на пост председателя правления "Роснефти" Сечина, главного критика ускоренной приватизации. И лишь спустя два часа указ Путина появляется в интернете, причем на сайте президента его до сих пор нет.
Красиво.


2.
Прямая государственная доля в "Роснефти" составляет 0,000000009%. Это одна акция, фактически. Она-то и внесена в стратегический перечень (позиция 305.1).
Одновременно в том же перечне находятся 100% акций "Роснефтегаза" (позиция 400.1), владельца чуть более трех четвертей акций "Роснефти".
Что дает перечень? Об этом сказано в соответствующем указе Путина от 4 августа 2004 года. По закону, правительство имеет право приватизировать входящее в список федеральное имущество лишь после того, как президент страны лично решит исключить ФГУП из числа стратегических или уменьшить долю государства в уставном капитале стратегического ОАО.
Касательно "Роснефти", действует лишь вторая часть правила: это ведь не ФГУП. Но уменьшить долю государства в ее капитале можно лишь отказавшись от владения единственной акцией.
Последняя, внесенная в стратегический перечень, фактически превращается в "золотую акцию". Она сохраняет управление "Роснефтью" со стороны государства.
Правда, "золотая акция" не гарантирует того, что приватизационные планы в отношении доли "Роснефтегаза" в "Роснефти" отменяются. Это подтвердил и Песков.
Подтвердить-то он подтвердил, но как теперь будет выглядеть продажа госактивов компании из стратегического списка, кажется, мало кто понимает. Тут появляется, как мне кажется, правовая неопределенность, которую стороны будут использовать.
В любом случае, инициатива в этом вопросе переходит от правительства в руки Путина - об этом пишут СМИ: от "Коммерсанта" до "Газеты.ру". Так или нет?

3.
Что такое "золотая акция"? Вот здесь про нее рассказано довольно подробно.
Это специальное право государства при управлении ОАО, направленное на обеспечение обороноспособности и безопасности страны, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан при приватизации госсобственности. Этакие особые полномочия, с правом вето на ключевые корпоративные решения и т. д.
При этом к "золотой акции" прибегают именно во время приватизации, и используется она с момента отчуждения из госсобственности 75% акций соответствующего ОАО.
То есть закрепление госактива в капитале крупнейшей нефтяной компании мира (по запасам) в качестве "золотой акции" косвенно свидетельствует о том, что приватизационные планы в отношении "Роснефти" никуда не делись.

4.
Теперь по бабкам.
В 2011 году чистая прибыль "Роснефти", относящаяся к ее акционерам (то есть фактически к государству), составила 316 млрд рублей. При этом дивидендов было выплачено всего на 27 миллиардов рублей. А весь акционерный капитал на 31 декабря 2011 года был равен 2069 млрд. руб.
Налогов "Роснефть" тогда же выплатила на 498 млрд рублей + налог на прибыль в размере 86 млрд. А еще "Роснефть" выплатила экспортную пошлину в размере 790 млрд рублей.
Если "Роснефть" будет полностью продана, за вычетом "золотой акции", то сколько денег поступит разово в бюджет страны? Два триллиона рублей? Негусто - на фоне почти полутора триллионов, выплаченных "Роснефтью" в виде налогов и сборов в бюджеты всех уровней в прошлом году.

5.
Главным тут является, однако, удержание контроля над "Роснефтью" со стороны государства.
Это принципиально, поскольку любая приватизированная компания рано или поздно может уплыть из рук ее нынешних собственников или тупо сменить "гражданство", прописавшись где-нибудь в офшорах. К этому их подталкивают правила ведущих фондовых рынков и зарубежное корпоративное право.
К примеру, успешные частные компании обычно стремятся войти в топовые списки на мировых биржевых площадках. Там играют крупные инвесторы, котировки растут, дивиденды тоже.
Однако, например, на Лондонской фондовой бирже для вхождения в престижный сегмент FTSE-100 компания должна иметь более половины независимых членов в совете директоров и не менее половины своих акций - в свободном обращении на рынке. Все это чревато тем, что компания может через разные механизмы лишиться прежних владельцев и уйти в "свободное плавание".
Ну а про бегство в офшоры ради "оптимизации" налогообложения и более выгодных правил игры и вовсе говорить нечего.

***
Таким образом, сохранение "золотой акции" "Роснефти" в руках государства - это тот позволительный мимимум, который вселяет хоть какую-то уверенность: ведущий нефтяной актив останется в юрисдикции России.
Если, к тому же, Путин этим дает понять правительству, чтобы оно урезонило свои приватизационные аппетиты, это совсем хорошо.
Опять же, назначение Сечина, убежденного противника распродажи госсобственности, о многом говорит.
И все же лично мне по-прежнему кажется, что "Роснефть", равно как и целый ряд других важнейших активов государства, будет продана.

Previous post Next post
Up