Существенно вырос удельный вес конопли в обвинительных приговорах россиянам

Nov 29, 2017 23:56

Существенно вырос удельный вес конопли в обвинительных приговорах россиянам


Общественное движение «Открытая Россия» публикует исследование журналиста Сергея Бурцева, посвященное статистике обвинительных приговоров по психоактивным веществам (ПАВ), вынесенных российскими судами за первое полугодие 2017 года.

Прежде всего, важность детального исследования этой тематики была обусловлена тем, что РФ выбилась в сомнительные мировые лидеры по числу вынесенных в ней обвинительных приговоров за торговлю ПАВ, а также за их хранение и «перевозку».

К примеру, в этой стране на каждые 100.000 человек ее населения 90 находятся в местах лишения свободы именно по этим статьям УК (в минувшем году самый большой процент заключенных впервые в российской истории попал в тюрьмы, лагеря и колонии-поселения именно по этим статьям, причем даже в совокупности число убийц, насильников и грабителей в них оказалось меньшим).




Любопытно, что аналогичная цифра составляет в Грузии 72, в Азербайджане - 46, а в среднем по европейскому континенту - 24 человека. Более того, европейская тенденция достаточно ясна: полиция всё реже преследует сограждан за употребление ПАВ и за хранения небольших их доз в целях личного употребления.

Сергей Бурцев использовал для своей публикации базы данных сайтов «Росправосудие» и Sudact.Ru, в которые за первые 6 месяцев уходящего года было включено почти 16 с половиной тысяч вынесенных приговоров и постановлений судов по статьям, связанным с ПАВ.

По данным российского МВД, после 2 лет падения, за январь - сентябрь с.г. ожидаемый рост связанных с ПАВ преступлений составит 3,3%, причем доля осуждаемых «за распространение» ПАВ возрастает на 2 процента. Интересно, что пересылка, «перевозка» и изготовление запрещенных к свободному обороту ПАВ составляет при этом лишь десятую долю процента всех «профильных» уголовных дел, однако, согласно исследованию Бурцева, в случае с «изготовлением» речь чаще всего идет о производстве, например, масел гашиша, получаемых из психоактивной конопли.

При этом распространенное обывательское мнение о том, что такие «преступления» чаще всего является делом рук маргинальных групп из числа москвичей или питерцев, совершенно не соответствуют действительности:  марихуаной и гашишем, как правило, «заняты» некоторые жители Алтая или Дагестана.

Бурцев указывает в своем исследовании и на одно чрезвычайно важное для антипрогибиционистов обстоятельство: широко распространенный «в массах» тезис о неизбежности перехода начинающих потребителей ПАВ с марихуаны на более «серьезные» вещества, уже вызывающие физическую зависимость, не подтверждается географическими данными проведенного им комплексного исследования.




Интересно также, что за пять минувших лет (предыдущее аналогичное исследование было проведено в 2012 году) предпочтения жителей России, судя по приговорам судов, серьезно изменились: интерес к героину снизился в 5 раз, многократно вырос интерес к «солям» и «спайсам», но число приговоров по делам, связанным с марихуаной, осталось прежним - около трети.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: любовь российского населения к марихуане как минимум к началу текущего года стала доминировать над любовью к прочим ПАВ.

Особый раздел исследования посвящен анализу слов, чаще всего употребляемых в судебных решениях и приговорах. К примеру, из базы данных «Росправосудия» за первые 6 месяцев текущего года следует, что самые частые случаи осуждения жителей РФ связаны со сбором и хранением дикорастущей конопли («дикорастущая» в приговорах встречается 5098 раз).




«Выборочная проверка нескольких десятков приговоров из разных регионов показала, что в них действительно указано дикое поле, где осужденный срывал растения, а затем хранил в высушенном виде» - заметил Сергей Бурцев, добавив, что, таким образом, это не было подменой культивации ПАВ в собственном огороде».
Говоря проще, почти треть обвинительных приговоров по делам, связанным с ПАВ, вынесена в этом году в стране за то, что обвиняемые держали в собственном доме или сарае стакан конопли, выросшей в их же деревне или селе.

Наиболее часто слово «дикорастущая» в разных падежах применительно к конопле можно увидеть в обнародованных судебных приговорах в Алтайском, Приморском и Краснодарском краях. Там же в масс-медиа не являются редкостью такого рода сенсационные заглавия новостных материалов: «Крупный урожай собрал житель деревни N».

В заключительной части своего исследования Бурцев заметил, что после упразднения ФСКН в качестве отдельной правительственной силовой структуры в РФ зафиксирован рост так или иначе связанной с ПАВ преступности - отчасти за счет того, что теперь к уголовной ответственности стали привлекать больше (а не меньше, как во многих прочих странах) потребителей запрещенных веществ, включая марихуану.

Так, журналист приходит к следующему выводу: «Треть всех приговоров вынесены за дикорастущую коноплю при полном отсутствии какой-либо разъяснительной антинаркотической работы в сельской местности. Кроме того, героин уступил свои позиции китайским „солям“ и „спайсам“, воздействие на организм которых едва изучено».

Источник - Открытая Россия

марихуана, судилище, дикорастущая конопля, приговоры, наркотики, российские суды, репрессии

Previous post Next post
Up