Моя Армения. «Гаянэ» на сцене Челябинского театра оперы и балета

Dec 04, 2014 18:52

Замечательнейший пост lovigin с красивейшими душевными фотографиями из жизни современной Армении, которые показывают не глянец, а простую жизнь людей, привел меня к мысли посвятить Армении, а точнее выдающимся армянам несколько постов. Вполне возможно, конечно, что все ограничится одним сегодняшним постом о челябинской постановке балета "Гаянэ"Арама Ильича Хачатуряна.
Поэтому сразу перечислю тех армян, о которых хотелось от себя сказать доброе словечко:
- Дживан Гаспарян - мастер игры на армянском национальном инструменте - дудуке.
- Фрунзе (Фрунзик, Мгер) Мушегович Мкртчян - армянский, советский актёр театра и кино
- Сергей Викторович Лавров - министр иностранных дел Российской Федерации с 2004 года
- Карен Георгиевич Шахназаров - кинорежиссер
- Иван Константинович Айвазовский (Ованес Айвазян) - всемирно известный российский художник
- Давид Фёдорович Тухманов - советский и российский композитор
- Микаэл Леонович Таривердиев - советский и российский композитор
- Роман Гургенович Балаян - советский и украинский кинорежиссёр, сценарист
- Армен Сергеевич Григорян - основатель, лидер рок-группы «Крематорий»
- Михаил Галустян - российский комедийный актёр, что стоит на моей аватарке в роли охранника Сашки Бородача
- Карен Артаваздович Кавалерян - известный российский поэт-песенник
- Армен Борисович Джигарханян - известный советский и российский актер
- Александр Артёмович Адабашьян - советский и российский кинодраматург, художник, режиссёр, актёр
- Серж Танкян и остальные участники музыкальной группы «System of a Down»...

Так удачно получилось, что с армянской культурой я познакомился не на «Центральном рынке», а в Челябинском театре оперы и балета имени Глинки. Дело было тридцать лет назад в 1984 году, когда в репертуаре театра появился балет Арама Ильича Хачатуряна «Гаянэ». А точнее, еще раньше, осенью 1983, когда балет только ставился.
В одной из сцен «Гаянэ» планировался детский танец и для его исполнения пригласили ребят из школы искусств №10, в том числе и меня (за, что я очень благодарен своему любимому педагогу-хореографу Марине Викторовне Кузнецовой).






«Гаянэ» в нашем театре (кстати, и Саратове со Свердловском тоже ) ставил замечательнейший балетмейстер Ашот Андреевич Асатурян. На нас, детей, он произвел тогда очень хорошее впечатление. На репетициях в балетном классе Ашот Андреевич заряжал всех своей активностью, эмоциональностью и добротой. Вообще, я благодарен судьбе за то, что был не только участником спектакля, но и свидетелем создания балета с нуля. С первых репетиций в балетном классе вместе с артистами, со снятия мерок костюма, с долгих репетиций уже с оркестром на сцене (при которых, кстати, корректировалась не только хореография, но и музыкальные акценты), как результат, генеральная репетиция в новеньких красочных костюмах и долгожданная премьера!
Недавно, в 2011 году вышла книга «Ашот Асатурян - хореограф последней трети XX века».



Как отмечает автор книги Назеник Саргсян: "Асатурян принадлежит к числу советских балетмейстеров-новаторов, которые приняли непосредственное участие в противостоянии драмбалету, что проявилось в предпочтении одноактных балетов многоактным, в тенденции интерпретировать не только одноактные и многоактные балеты как "симфонии", в стремлении воплощать языком хореографии философские концепции, в склонности к созданию психологически неоднозначных, аллегорических образов, обобщенных, а не конкретных ситуаций, в выстраивании хореографической партитуры по типу музыкальной партитуры. К тому же Асатурян смело внедрял достижения западной хореографии в свои балеты, что зачастую вызывало недовольство и неприятие его творчества". http://forum.balletfriends.ru/viewtopic.php?p=133575
Полиглоты могут посмотреть фильм на армянском языке об Ашоте Асатуряне, www.sargsyants.com

image Click to view



Когда, еще в предшкольном детстве, моя родная тетя (Евгения Николаевна Яновская, пусть земля ей будет пухом) водила меня на балеты «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» мне кроме чудесной музыки Петра Ильича Чайковского запомнились балерины, которые из неизведанных кулис выпархивали на сцену. И очень хотелось оказаться там, за кулисами, узнать, что там происходит. Что делают ангелоподобные лебеди до выхода на сцену и куда улетают после.
И вот, спустя несколько лет, благодаря «Гаянэ» я увидел театр изнутри и многое меня поразило. Безусловно, я был очарован красотой балерин и не мог смотреть на них без восхищения. Признаюсь, что иногда с мальчишками делая вид, что кого-то ищем (или что-то перепутали) мы пугливо заглядывали в женские гримерки.))

Тогда ведущими артистами балета (в 1989 году получившие звания заслуженных артистов РСФСР), исполнявшие главные партии практически во всех постановках были Евгений Митрофанович Попов (1951 г.р.) и Александр Абубакирович Мунтагиров (1955 г.р.). Когда они танцевали свои сложные партии, то из-за кулис, часто слышались восторженные похвалы их пируэтам от готовящихся выйти на сцену балерин.
Евгений Попов был сложен как атлет и его танец отличался мощью. С улыбкой и видимой легкостью исполнив партию он, садился за кулисами в специальное местечко, ставил ноги на возвышение и несколько минут тяжело откашливался (возможно, из-за астмы?). Мог ли я раньше себе представить, что пока танцует, допустим, Одетта ее возлюбленный Зигфрид за кулисами чуть ли не задыхается от кашля?
Александр Мунтагиров был более легким и после сольных номеров тяжело дышал, но не более того.

На фото: Александр Мунтагиров в полете.



В балете «Гаянэ» Попов и Мунтагиров по очереди танцевали партии Армена - положительного героя влюбленного в Гаянэ. Роль героини, армянской девушки Гаянэ исполняли также по очереди Клековкина Галина Васильевна (1952 г.р.) и Максимова Лариса Панкратьевна(1951 г.р.).
Еще одну из сольных партий, подруги Гаянэ, Айши танцевала очень красивая и тогда еще совсем молоденькая Бычкунова (Потапович) Елена Михайловна (1962 г.р.)

На фото: Елена Бычкунова и Евгений Попов в балете «Дама с камелиями»




Кто танцевал еще одну сольную партию, соперника Армена, Гико, к сожалению уже не помню. Кстати, почти все уникальные фотографии, использованные здесь, были взяты с самодельного сайта http://balletchel.moy.su/, за что его автору огромное спасибо. Жаль, что на официальном сайте нашего оперного истории театра я не нашел.
Из артистов балета кто нам, «армянским» детям далекого 1984 года, хорошо запомнился - был танцующий, а точнее, играющий роль Ованеса, отца Гаянэ (и, по совместительству, председателя колхоза) ветеран челябинской сцены Криворуцкий Владимир Сергеевич (Веволод Соломонович) (1923 г.р.). А запомнился Владимир Сергеевич тем, что принимал участие в нашем танце, точнее, мы вокруг него водили хоровод.
Вообще у детей в балете «Гаянэ» было три выхода на сцену. В первом действии - отдельный танец, в том числе и с участием отца Гаянэ. В третьем действии на свадьбе Гаянэ и Армена мы выносили блюда и некоторое время покачиваясь сидели на сцене. И, наконец, после окончания спектакля выбегали на общий поклон.
На фото: Приветствие зрителей после завершения балета. Слева на право: Айша (Лариса Максимова), Гаянэ (Галина Клековкина), Армен (Евгений Попов). На заднем плане - Гико (Владимир Сахугов).




Таким образом, во втором действии забот у нас не было, и мы занимались тем, чем хотели. В зависимости от настроения: делали в гримерке уроки, прятались в декорациях, бродили за кулисами, ходили в служебную столовую или к зрителям в театральный буфет. Часто, особенно когда на спектакль через служебный вход проводились родители или друзья, накинув что-нибудь из обычной одежды, второе действие сидели вместе с ними в зрительном зале.
В общем, практически все время мы слышали гениальную музыку Арама Хачатуряна и были просто пропитаны ею насквозь.
Музыку из «Гаянэ» я угадаю с третьей ноты ))), а другие произведения Хачатуряна - с пятой )). Да, что я - мои родители, обычные рабочие люди, несколько раз в год ходившие на «Гаянэ», полюбили и узнают музыку Арама Ильича Хачатуряна и не только всемирно знаменитый «Танец с саблями».

image Click to view



Если вы еще не слышали фрагменты из «Гаянэ» - послушайте и уверен, что полюбите музыку Хачатуряна на всю оставшуюся жизнь.


Прослушать или скачать Колыбельная бесплатно на Простоплеер


Прослушать или скачать Арам Хачатурян Танец Айши бесплатно на Простоплеер

Первое время после премьеры балет шел по два-три раза в месяц и почти всегда собирал полный зал. За каждый спектакль нам платили (как бы не соврать) по рублю. И на первую в своей жизни зарплату, в районе 17 рублей, я воплотил свою давнюю мечту - купил … барабан )) С детства любил побарабанить. Брал два карандаша, собирал «ударную установку» из разных коробочек, ящичков, по-разному звучащих предметов и стучал просто так или под какую-нибудь музыку. )) Кстати, недавно с радостью узнал, что в детстве Арам Хачатурян тоже очень любил побарабанить: «мальчик забирался на чердак дома и часами выстукивал полюбившиеся ему ритмы на медном тазу. «Эта моя первоначальная «музыкальная деятельность», - рассказывал Хачатурян, - доставляла мне неописуемое наслаждение, родителей же приводила в отчаяние…». (http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=1975)
С течением времени интерес челябинской публики к «Гаянэ» стал утихать. Порой в будние дни зрителей в зале было меньше, чем выступающих перед ними артистов балета (А в оркестровой яме еще трудился целый оркестр! Что говорить, сейчас в условиях рынка, особенно ясно, что доступный для каждого репертуарный городской театр оперы и балета - это роскошь, подаренная нам советской властью.) Наш детский коллектив постепенно вырос и, где-то спустя три года, нас сменил следующий, более молодой состав, в котором танцевал мой сосед по дому и друг - Леша (сейчас - один из руководителей в одном из областных министерств). Пару раз я ностальгически заглядывал на «Гаянэ» и даже пытался фотографировать (на Смену 8М).
На фото: справа Алексей в костюме армянского мальчика




И, в заключение, еще несколько запомнившихся с детства ярких моментов о театральной закулисной жизни.

Запомнилось, что оперные певцы в служебных помещениях театра между собой не разговаривают, а поют. Или они так распевались или дурачились, а может и все вместе. Со всех сторон коридора и гримерных были слышны их мощные голоса, распевающиеся в бытовых диалогах, вопрошающих друг друга: как дела, ты куда, когда пойдем в буфет. Это было так заразительно, что одно время у себя дома я тоже с родителями не разговаривал, а пел, особенно когда что-то надо было сказать, находясь в другой комнате. )))

Необычное впечатление производит и служебная столовая театра. Несмотря на запрет, артисты часто забегали перекусить практически не переодеваясь. Впечатляющее смотрятся загримированные люди, можно сказать, с другого мира, в костюмах другой эпохи, которые смиренно стоят в очереди с обычными подносами, с обычной столовской едой: со сметаной котлетой, гарниром и компотом.

Каждый раз после спектакля я не уставал удивляться быстроте, с которой переодеваются артисты. С парадного выхода только потянулись первые зрители, а артисты уже в обычной одежде бегут вовсю на остановку, быстрее домой, к ожидающим их семьям.

Одно только зрелище мне не пришлось по душе - это курящие балерины. Я был шокирован, когда впервые увидел, как на заднем лестничном пролете в белоснежных лосинах и пачках, с пуантами на ногах стоят красавицы-балерины, мило беседуют и … дымят сигаретой. ((


«Ангел» с сигаретой - эта эстетика точно не для меня.

балет, Хачатурян, Балет, воспоминания, Гаянэ, Театр, Друзья

Previous post Next post
Up