Вдруг натолкнулся у френда моего френда на ссылку - “Il Prigionier superbo” («Гордый пленник»).
А это вот Перголези, друзья мои. А кто такой Перголези? Ну, теперь можно прочесть справку где угодно и оттуда все узнать. Но русскому слушателю этот композитор известен всего лишь как автор комической оперы «Служанка-госпожа» и оратории Stabat Mater. Нет, еще песенок куплетного склада, и самая известная среди них “Tre giorni son che Nina” («Три дня уже, как Нина...»). В ней поется о том, что Нина уже три дня спит в своей постели, и герой призывает все известные ему музыкальные инструменты для того, чтобы разбудить его Нинетту и чтобы больше она не спала. Правда жизни и смерти (несмотря на то, что всю эту музыку принято считать одним сплошным «галантным стилем») открылась мне когда-то через эту незатейливую песенку.
А что вообще можно сказать про Перголези? Если бы он написал только то, что перечислено, все равно он был бы великим композитором (как Данте, написавший только Vita Nova, оставался бы Данте (уподобление А. Эфроса из его вступительной статьи к переводу «Новой жизни»). Беда Перголези была в том, что он зачем-то умер в 26 лет. Если бы он прожил еще хоть лет двадцать, то история музыки, возможно, была бы несколько иной.
Мне всегда казалось, что итальянские композиторы осьмнадцатого столетия как-то все на одно лицо, и что только Бах отличается от этой однозвучно-прекрасной массы, а потом разница звучания пришла уже едва ли не с венскими классиками. То есть отличить на слух Марчелло от Галуппи (или Сарти от Йомелли) сможет далеко не всякий ценитель (максимум, что тут можно, - познакомиться подробнее с их биографиями). И даже новая эпоха, давшая нам автентистов всех калибров и направлений, любителей early music как она есть, не меняет положения: по менуэту Боккерини (вероятно, подложному и написанному каким-нибудь Казадезюсом гораздо позднее, как и весь остальной Альбинони) совсем невозможно распознать другие произведения этого композитора.
Но вот Перголези... И вот его “Il Prigionier superbo” («Гордый пленник»)... Это название было прежде известно только как название. В книжках написано, что «Служанка-госпожа» была представлена на премьере оперы-seria «Гордый пленник» в неаполитанском театре Св. Варфоломея 28 августа 1733 года в виде двух музыкальных интермеццо (антрактов), когда зрители отодвигались в глубину ложи поправить парик, подтянуть чулок, а также насладиться фруктами и общением с дамами. «Служанка-госпожа» осталась в веках, а «Гордый пленник» был забыт. И вот теперь в родном городе Перголези (Йези в области Марке) недавно был поставлен «Гордый пленник». О самой постановке ничего не скажу (в ютьюбе она имеется), кроме того, что она жалка и довольно бессмысленна, в чем разделяет печальную судьбу многих других своих подруг по несчастью (забытым операм еще везет, не то что, какому-нибудь «Евгению Онегину», его песенка уже давно спета). Потому я предлагаю только слушать и вот, пожалуй, самый ударный номер - начало третьего действия (напомню, что на премьере тут только что отзвучала «Служанка-госпожа»).
http://www.youtube.com/watch?v=ozQF-2gV1q8&list=PLsNBELxLVrdkdA9rnzqit86AsRY75kgXX&index=16 И если на слуху «Служанка» и Stabat Mater, то нельзя удержаться от сравнений и параллелей. Во-первых, обнаруживаются какие-то неуловимые, но специфические интонации Перголези, его нежное жеманство, легкие скачки, контрасты, при тенденции все завершать, закруглять, опевать и переповторять. Как бы ни относилась по формальным признакам Stabat Mater к музыке духовной, ее здоровая чувственность (кстати, а бывает она нездоровой?) плещет через край, не раздражая при этом своей чрезмерностью. Это родное (что было в «Служанке» с ее лукавством и нежностью вместе) мы слышим и в «Гордом пленнике» (а ведь в школе нас учили другому, что опера seria вовсе не то, что опера buffa «и им не сойтись никогда»?!). И здесь присутствует (уж простите за аналогию) какое-то sfumato, нечто вроде воздушной подушки (подушка поднимает, а воздух создает неосязаемую преграду), всё как будто топчется на месте, но неуклонно движется вперед. А друг мой, живущий ныне в Латинской Америке, прослушав вместе со мной этот ролик. сказал «понимаю откуда выросла вся испанская и итальянская попса» (и он, видимо, прав, Неаполь - столица Королевства обеих Сицилий).
Но вообще-то, может быть, эта история - чистая фантазия («я сама ее из головы выдумала»), кто знает, или просто момент такой.