Перепост: Четвертый круглый стол "Межрелигиозный диалог" в Томске

Dec 22, 2011 10:38

Оригинал взят у religion_dialog в Четвертый круглый стол "Межрелигиозный диалог" в Томске
8 декабря прошел круглый стол, посвященный толерантности и межрелигиозному диалогу. На круглый стол были приглашены все религиозные организации Томской области. Помимо представителей религиозных организаций в работе круглого стола приняли участие преподаватели томских вузов, исследователи этнических и религиозных конфликтов, общественные организации. Также было большое количество зрителей, в основном молодежи, активно принявшей участие в обсуждениях.


Организаторами встречи выступили департамент по культуре Администрации Томской области и сообщество «Межрелигиозный диалог». Для «Межрелигиозного диалога» организуемый круглый стол стал четвертым по счету.

На круглый стол был вынесен вопрос о духовном и культурном значении различий между конфессиями - в каких случаях эти различия являются препятствием к общению, и могут ли они открыть новые возможности понимания не только других традиций, но и собственной традиции.

В начале обсуждения состоялась выставка, на которой конфессии могли представить различные материалы (книги, фотографии, атрибутику) для знакомства аудитории со своей традицией.

Ведущим встречи был профессор СибГМУ Николай Карпицкий, которому в том числе выпала неблагодарная участь следить за жестким временным регламентом, что было непросто при жарких дискуссиях. Открывая мероприятие, ведущий отметил: «Сегодня мы должны выяснить важный вопрос: что именно в различиях между конфессиями является препятствием в общении? И могут ли они открыть возможность более глубокого понимания не только других традиций, но и собственной традиции. Я лично считаю, что мы должны общаться со всеми, кто не проповедует то, что мир является злом. Религия это, прежде всего, новый культурный опыт. Понимание культурного опыта человечества может помочь глубже понять свою культуру».

Первому слово было предоставлено начальнику областного департамента по культуре Андрею Кузичкину. Он отметил: «Все мы живем в светском государстве. Религиозная жизнь влияет на все сферы нашего общества. И мы должны создавать возможности реализовывать догматические истины всем зарегистрированным конфессиям. Томская область всегда отличалась толерантностью. В этом году был реализован проект, в ходе которого реализовалась поездка нескольких томичей в Иерусалим. Это были трое православных, несколько представителей иудаизма, мусульмане. В итоге, люди довольны и пришли к выводу о том, что вера не мешает людям реализовываться. Они стали настоящими друзьями за эту поездку».

Затем выступил последователь католицизма профессор ТГУ Олег Талбанов: «Россия всегда была сильна общинностью. У нас большая территория, самые суровые условия жизни на Земле. Все это сказывается на нас до сих пор. Сейчас практически разрушена промышленность, автомобилестроение. У нас существуют такие проблемы как наркомания, пьянство, начального образования почти нет в России. Это реалии нашей жизни. Причина: был выпущен на волю «золотой телец». Спасет Россию только церковь. Несомненно, те конфессии, которые есть в России, в Томске, должны поднимать страну. Фундамент - наша вера. Вне зависимости от того, к какой конфессии вы принадлежите. Я уважаю православную религию, очень люблю ходить в церкви. Бываю и в мечетях. Я там черпаю что-то свое. Самое главное - не потерять любовь в сердце. Любить и быть востребованным - два наших крыла. Самое главное - любовь!»

Представитель Церкви Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) Дмитрий Савин: «Все люди созданы равными и каждый согласно совести может принимать решение. Мы не можем лишать кого-то права выбирать. У нас самое терпимое отношение ко всем религиозным течениям, политическим партиям. Право свободы совести находится в приоритете. Мы воспитываем благожелательное отношение ко всем вероисповеданиям. Мы готовы умереть за представителя любого вероисповедания, как и за представителя нашего. Ибо надо помогать тем, кто слаб и не может защитить себя. Если люди ошибаются, мы поддержим их на их собственном пути, даже если не переубедим их в преимуществах своего. Истина сама проложит себе путь. Наша религия между нами и нашим Богом, а религия других - между ними и их Богом. Пусть у людей свое учение, у каждого есть право на это. Один из основных принципов нашей жизни: предоставлять всем свободу совести».

От Старообрядческой церкви выступил Иван Ошин: «Чтобы понимать друг друга, надо иметь что-то общее, а чтобы любить - что-то разное. У нас всех есть одна Родина, отечество. В этом плане она нас объединяет. Вера дает полноту жизни и понятие о том, для чего человек живет и к чему стремится. Мы часто не понимаем другого человека. Надо делиться механизмом передачи истины друг с другом. Ни одна империя не создавалась так, как Российская. Люди брали своим правильным человеческим отношением друг к другу».

Представитель Буддийского центра Алмазного пути школы Карма Кагью Александр Уткин: «Мне нравится то, что здесь происходит: любой диалог порождает возможность развития. Все происходит через людей. Оставшись в одиночестве, мы не сможем двигаться. Многим известна идея, лежащая в основе тибетского буддизма: хорошо, что религии разные. Религии - лекарство от разных болезней. Все болеют по-разному, и каждому нужно свое лекарство. Так как все люди разные, то и религии разные. И это хорошо! У каждого есть возможность найти свой путь».

Дмитрий Салятов, представлявший Томское общество сознания Кришны: «Господь не принадлежит никакой традиции, Он не является ни русским ни мусульманином, не является и индусом. Бог - отец для всех и такое разделение, что одна религия имеет право на существование, а другая не имеет, по нашему мнению, это просто нарушение законов Бога. Перед Богом все равны и в связи с этим надо сказать, что человек, благодаря своей молитве, своей практике преодолевает начальный уровень восприятия духовного и начинает видеть, что Господь проявляется в сердце каждого человека - вот на этой платформе и возможен настоящий диалог. Только так все разговоры о толерантности будут носить не формальный характер, а настоящий - глубокий и искренний».

Андрей Иванов, общественное движение «Томская инициативная группа»: «Споры о религиях мне кажутся чем-то типа разборок футбольных фанатов. Хотя все любят футбол, но готовы биться друг с другом. Сознательное насаждение чего-либо вызывает недоумение. Смысл различий формальный. Все споры о первенстве религий, пропитаны политикой».

Тимур Котов, мусульманин, рассказал историю про Махатму Ганди, когда тот, прежде чем давать наставления обязательно сам начинал им следовать. «Если дело доходит до проповеди, то предоставьте представителям конфессий самим рассказывать о своей религии. Методы М.В. Степаненко не подходят. Давайте действовать так, чтобы не получилось, что мы распространяем ложь в выступлениях».

Показательным примером актуальности темы круглого стола - толерантности и диалога -стали слова одной из слушательниц. Она рассказала, что в ее семье родители принадлежат к другой конфессии; данная ситуация сейчас является очень распространенной. «Но для меня не стоит вопроса общаться ли мне с моими родителями. Вопрос лишь в том в том, как общаться, - пояснила она. - Есть те моменты, которые объединяют. Моя религия учит меня терпимости и любви».

Своеобразно прозвучало выступление Алексея Шитика, представляющего «Панславянское молодежное объединение», которое придало остроту мероприятию. Он обвинил организаторов, что на встречу приглашены представители, как он выразился, «сект», тогда как Русская православная церковь не приглашена. Здесь следует отметить, что на круглый стол официально приглашались все зарегистрированные религиозные организации. Также в своем выступлении Шитик утверждал, что в России по закону существуют четыре традиционные религии, все остальные лишние. При вопросах из зала, в каком законе указаны данные четыре религии, он сослался на преамбулу закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», которая на самом деле не имеет юридической значимости. Позднее Объединение обратилось с письмом к губернатору, требуя «разобраться с чиновниками, поддерживающими секты».

Секретарь круглого стола Роман Быков, преподаватель с кафедры социологии ТГУ, в своем выступлении отметил необычные процессы, происходящие в современной религиозной сфере, и значительность процесса секуляризации. «Данные показывают, что среди 80%, относящих себя, например, к православию, всего около 10% воцерковленных. Религиозная жизнь стала очень разноплановой. Появилось много христианских течений, около тысячи. В современном мире отмечается новое явление - внехрамовая религиозность с хаотичным характером, которую вообще сложно отнести к какой-то религиозной группе. Надо объединиться: взаимодействуя, мы можем преодолевать наши сложившиеся стереотипы».

В будущем в рамках межрелигиозного диалога планируется провести серию мероприятий, посвященных вопросам семьи, на которых та или иная конфессия может поделиться своими методами разрешения семейных проблем.

После окончания круглого стола Н.Карпицкий дал свои комментарии поднятой проблеме и прошедшей встрече: «Вероисповедание человека соответствует его внутреннему самоопределению к Высшему началу. Опыт, раскрывающийся в отношении к Высшему, удостоверяет истину вероисповедания, и поэтому искренне верующий убежден в истинности религиозного откровения. Но это не означает, что он не может понимать другие религиозные традиции, в основе которых лежит иной религиозный опыт. Другой опыт может постигаться с личностно нейтральной позиции, и вполне может быть понятен. Понимание другого опыта как одной из стадий духовного развития человека помогает лучше понять как себя, так и собственное вероисповедание. В этом и заключается смысл межрелигиозного диалога. На круглый стол приглашались все религиозные организации, тем не менее многие, в том числе весьма весомые, не пришли. Возможно, это связано с тем, что конфессиональные различия для них уже перестали быть проблемой».

Также Карпицкий отметил проявившуюся подмену в понимании сути религиозного опыта: «Человеку, воспринимающему религию утилитарно, непонятно внутреннее значение религии как пути спасения, зато принадлежность к религии позволяет ему почувствовать собственную важность, вытесняющую чувство неполноценности. Религия для него становится идеологией, родственной расовым или националистическим идеологиям, эксплуатирующим желание человека самовозвеличиться за счет принадлежности к избранному сообществу.

Например, когда подчеркивается превосходство четырех традиционных конфессий, это их же и унижает, так как их ценность отмечается не в содержании религиозного откровения и не в богатстве духовной жизни, а лишь в полезности для российского государства. Вопрос об истине откровения даже не возникает.

Человек, воспринимающий религию как идеологию, не замечает никаких недостатков, так как на самом деле не имеет религиозных потребностей. Сам факт принадлежности какому-то сообществу достаточен для того, чтобы уважать себя. Больше от религии ему ничего не нужно. Поэтому всякое несогласие со своей позицией он воспринимает не как отправную точку для углубления понимания, а как угрозу собственному самоуважению. Именно поэтому он начинает агрессивно относиться к другим конфессиям, даже не пытаясь их понять.

Таким образом, снисходительно-толерантная позиция может легко переходить в нетолерантную и даже в откровенно ксенофобскую. Чтобы этого избежать, необходимо искать в межрелигиозном диалоге не утилитарный, а именно религиозный смысл. Он заключается в понимании иного опыта именно как иного, к которому можно относиться по-разному, без ущерба для внутреннего религиозного самоопределения. Это понимание другого опыта позволяет глубже понять себя и собственную религиозную традицию, а вместе с тем избавиться от сеющих рознь и вражду предрассудков относительно других конфессий».

religion, repost

Previous post Next post
Up