За три фестивальных дня были показаны три фильма разных жанров, но на одну и ту же тему. Что это: совпадение или тенденция?
Тема эта - столкновение власти, религии и народа.
А фильмы: историческая драма «Царь» Павла Лунгина, японское аниме (манга) Ёсихару Асино «Перввый отряд» и «Чудо» Александра Прошкина.
Начну с «Царя».
Впечатление производит сильное, но в итоге остается какая-то неудовлетворенность. То, что делает на экране Петр Мамонов (царь Иоанн Грозный) сложно назвать актерской игрой, это просто органичное существование в кадре, как заснятый каналом «Дискавери» полет птицы или охота льва на антилоп. Поэтому как-то театрально загримированно выглядят рядом и Олег Янковский (Митрополит Филипп) и Александр Домогаров (Опричник). Охлобыстин (забавно, но рукоположен как Иоанн) начинает скоморошествовать и организует еще один жанр внутри фильма. И не скажешь, что это плохо и неуместно, но как-то не уживается все вместе, восприятие расслаивается. Что-то адекватное Мамонову делает сериальный «мент» Юрий Кузнецов - Малюта Скуратов, та же шизофрения образа палача-садиста и детская беспомощность на лице. Много хороших, даже гениальных сцен, например, снятое с минимальны монтажом облачение царя и выход к народу, все это последовательное навешивание вериг и символов власти и генезис образа от постельного заспанного мужичонки до кровавого деспота за минуту экранного времени. Но в остатке какая-то мрачная сумятица и «народ безмолвствует». Кстати, на просмотре коду смазали непонятной темной паузой перед титрами.
Альбом:
200906Народ безмолвствует и в японском аниме «Первый отряд». История похожа на анекдот, чтоб не перевирать, приведу кусок пресс-релиза: «1942 год. Россия - единственная страна, которой удается противостоять нашествию нацистских захватчиков. Параллельно с боевыми действиями между регулярными армиями разворачивается скрытая война двух секретных оккультных служб, двух специальных военных ведомств - немецкого «Аненербе» и русского 6-го отдела военной разведки. На вооружении этих подразделений не танки и самолеты, а законы магии и волшебства. Древнее заклинание позволяет магам «Аненербе» вызвать из царства мертвых дух великого магистра ордена Меча крестоносца барона фон Вольфа, павшего 700 лет назад в ходе Ледового побоища. Начальник советской разведки, генерал Белов, решает подключить к операции по противодействию барона фон Вольфа одного из своих самых одаренных агентов - 14-тилетнюю девочку Надю. Которая вызывает из потустороннего мира своих погибших друзей - пионеров-героев, казненных фашистами в самом начале войны...»
Двое наших парнишек с «говорящими» фамилиями Алексей Климов и Миша Шприц (так, кстати, и не ответил на мой вопрос, псевдоним ли это) впарили японцам сценарий мульта на основе сюжетов про пионеров-героев.
«Говорящие» еще и потому, что про оккультный отдел Лубянки написана книга Григория Климова «Протоколы советских мудрецов. Князь тьмы», о которой авторы, по их словам, ничего не знали.
Без «клюквы», конечно, не обошлось, но в меру, с соблюдением законов жанра. Мне кажется, что лучше делать такие стильные мультики про Великую отечественную войну, чем дроч раскрашивать на компьютере Штирлица. Если выпускники российских школ путают на ЕГЭ войну против Наполеона с фашистами, то вместо помпезных «нашистских» псевдопатриотических акций полезнее профинансировать новую российскую анимацию. Что пока делают японцы. Тема войны была монополизирована государством и служила неплохой кормушкой для худноменклатуры и чиновья, потом ее частично все-таки "очеловечили" писатели-фронтовики, но они уходят в Царствие небесное, и сейчас опять "мутноглазые цыплята" пытаются взять реванш со своими парадами и "искажениями истории". Поэтому я очень приветствую первую ласточку - "Первый отряд", который пусть и через jopan, но меняет бронзово-цементный казенный дискурс.
Ну и «Чудо». Про народ я уже сказал. Опять из пресс-релиза (в данном случае весьма однобокого и неточного): «В основу фильма положены реальные события, произошедшие в Самаре в 1956 году и известные как «Стояние Зои». Во время праздника в Доме культуры ( в фильме во время молодежной пьянки в бараке) девушка, не дождавшись своего суженого, снимает со стены икону Николая Чудотворца и начинает с ней танцевать, но внезапно застывает на месте. Это стояние продолжается много месяцев. Жители провинциального городка напуганы этим необычайным событием, которое обрастает слухами и домыслами. Чтобы попытаться разобраться в ситуации, туда отправляется журналист (конечно Хабенский) столичной газеты…»
От себя добавлю, что поездка журналиста занимает около 10 мин. экранного времени, а далее в фильме Прошкина показано много глупостей беспросветной российской жизни, которую, возникший как чертик из табакерки, Никита Хрущев обещает, как сейчас говорят, «разрулить» и перенести столицу в очередные Нью-Васюки. Все хорошо не кончается, не надейтесь, хотя фильм очень крепкий, со слезами и смехом в зале.
Вот такая тенденция нарисовалась в нашем королевстве.
И царь, и патриарх, и народ, кстати, пока все еще безмолвствует.
PS. Чем дальше думаю, тем интереснее выходит. Все три фильмы о спасении России, и получается, что придет оно с Востока и не от власти, а чудом, и через пионеров-героев (в широком смысле, включая и юных авторов фильма).
Царь // Tsar
( Россия, 2009, 116 мин. )
Режиссер: Павел Лунгин
В ролях: Петр Мамонов, Олег Янковский, Юрий Кузнецов, Рамиля Искандер, Александр Домогаров, Иван Охлобыстин
1565 год, правление Ивана Грозного. Русь растерзана голодом и Ливонской войной. Правителю во всем мерещатся измена и предательство. Его верные слуги, опричники, залили страну кровью. В каждом готовы они увидеть государева врага. Главный закон для них - царь. Единственный, кто готов пойти против царской воли и опричников - митрополит Филипп, друг юности Ивана Грозного.
Первый отряд // Faasuto Sukuwaddo
( Канада / Япония / Россия, 2009, 73 мин. )
Режиссер: Ёсихару Асино
Продюсеры: Эйко Танака, Алексей Климов, Миша Шприц.
Чудо // Chudo
( Россия, 2009, 110 мин. )
Режиссер: Александр Прошкин («
Холодное лето пятьдесят третьего», "Доктор Живаго" и др.)
В ролях: Константин Хабенский, Полина Кутепова, Сергей Маковецкий, Мария Бурова, Виталий Кищенко.