а вот за очередной дверью понимания обнаружилась и следующая:
ну, да -
все, принимаемые человеком решения, действия и поступки - проходят строго по границе какой-то определённой «меры» («выбор», называется).
это значит, что
из реально бесчисленного количества возможных вариантов действий в каждом конкретном случае, человек выбирает - один, и какой-то вполне определённый.
(кстати,
и тут - количество обращается в качество (определённость...)...)
при этом,
вполне логично предположить, что человек, выбирая, пользуется внутри себя какими-то, сугубо, своими - знаниями, представлениями, навыками, предпочтениями, размышлениями, опытом, итд итп, или, наоборот, ими «почему-то» НЕ пользуется - внутри человека очень много всякого, и кто ж его поймёт, и с вовсём этом разберётся...
но!
УЖЕ произошедшее действие (принятое решение, поступок) - обязано происходить по границе какой-то интегральной «меры» внутри человека «в этом направлении» - тут, отсечка! - и эту меру уже-произошедшее действие и обнаруживает:
«подумал, и решил»,
«почувствовал, и сделал»,
«показалось, и отказался»,
«взял - и повернул»...
итд итп
«подумал», «почувствовал», «показалось», «взял», суть - «приложил конкретные обстоятельства к какой-то мере внутри себя» - и принял решение вовне - тем самым, об-наружив и саму эту личную меру.
а
в следующий раз в подобной ситуации - уже и сам этот поступок, это решение - будут учитываться человеком, как «правильное» или «неправильное» (кстати, и это тоже, лишь - «мера соответствия результата - цели») - и влиять на внутреннюю меру, рекурсивно приближая её к «модели поведения», очевидной уже и окружающим.
так вот,
совесть - это мера справедливости.
«нет совести» - значит, человек, принимая те или иные решения, категорию (качество) «справедливость» - не рассматривает, как значимое, или просто - её игнорирует,
итд
вот так увязаны между собою эти два понятия, такие «расплывчатые» и «неопределённые» для некоторых.