«Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного.
И видел я [выходящих] из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам:
это - бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя....
И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон.»
(Откр.16:12-16)
«Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за святое правое дело. Все превращается в прах - и люди, и системы. Но вечен дух ненависти в борьбе за правое дело. И благодаря ему, зло на Земле не имеет конца. С тех пор, как я это понял, считаю, что стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию». (Григорий Померанц,«
Догматы полемики»)
Конфликт в Израиле, наконец-то, пошёл на спад. Люди вновь могут спокойно выходить на улицы, спокойно ложиться спать, не ожидая, что среди ночи их поднимет воздушная тревога, вновь могут вдохнуть воздух полной грудью.
Но боевые действия и столкновения гражданских лиц после событий на Храмовой горе обострили споры в блогосфере. Я полностью поддерживаю позицию Российской Федерации, призывающей обе стороны конфликта к его немедленному прекращению и возвращению к status quo. Но при этом и моя, созвучная официальной позиция, подвергается нападкам и обвинениям. Горячие головы обвиняют тех, кто занимает похожую позицию, и в "сионизме", и в "антисемитизме" (!!!), причём одновременно. И требуют поддержать или только палестинцев в Газе, или только государство Израиль. Ни того, ни другого я не могу сделать, призывая обе стороны к миру и молясь об этом мире.
Многие жители Израиля нам также отнюдь не чужие. Мы с ними жили в одних дворах, учились, работали. Они по-прежнему говорят на русском языке, хотя далеко не все из них комплиментарны в отношении России и русских...
****
В лице еврейского и арабского народов мы видим древнейшие суперэтносы, этносы-долгожители.
Как говорил выдающийся философ, историк и этнолог Лев Гумилёв, «продолжительность жизни этноса, как правило, одинакова, и составляет от момента толчка до полного разрушения около 1500 лет, за исключением тех случаев, когда агрессия иноплеменников нарушает нормальный ход этногенеза». («
От Руси до России».)
Этносы рождаются, этносы умирают. Как говорил П.А.Столыпин, "народы забывают иногда о своих национальных задачах; но такие народы гибнут, они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие, более сильные народы." (
Речь о Финляндии в Государственной Думе, 1908)
Русский этнос появляется на исторической арене в IX веке, первое упоминание о нём зафиксировано в 839 году, когда ко двору короля франков Людовику I являются послы, которые говорят о себе, что они "от рода русского", и что правителя их зовут каганом. Хотя, конечно же, предки русских жили на этой земле тысячелетиями, имя русских относится именно к этой дате. Сейчас русскому суперэтносу почти 1200 лет. Примерно в то же самое время зарождается и большинство европейских этносов, и с тех самых времён мы знаем эти этносы под их современными именами. Несколько большую продолжительность жизни этноса видим у ханьцев (предками были доциньские хуася) и японцев (предками которых были люди эпохи Дзёмон).
Но наряду с этим мы наблюдаем и этносы-долгожители, имеющие древнейшую историю: греки, армяне, персы и, конечно же, арабы и евреи. История этих древнейших этносов кратно превышает срок жизни, отведённый им Львом Николаевичем Гумилёвым. Ушли в прошлое шумеры и аккады, долгое время само существование хеттов оспаривалось в научной среде, нет грозных филистимлян, финикийцев и других народов моря. Некоторые, как ассирийцы, сохранились в виде маленькой этнической группы, своим существованием напоминая нам о той великой цивилизации, которую они представляли. От латинов, создавших величайшую Римскую империю, языком и культурным наследием которой человечество пользуется и по сей день, осталась только историческая память.
****
Когда я смотрю в честные и всегда грустные глаза моих еврейских друзей, слышу, как тщательно и осторожно они подбирают слова, отвечая на многие мои вопросы (часто - встречным вопросом), отделяя то, что они могут со мной, не евреем, обсуждать от того, что они не будут со мной обсуждать ни при каких обстроятельствах, у меня всегда возникает мысль, что общаюсь я не с отдельным индивидом, а с "коллективным бессознательным" целого народа, народа, который живёт на земле не полторы, а 4000 лет, сохраняя свою идентичность со времён созданной семитами в Междуречье древнейшей империи в истории человечества - Аккадской. Ещё 2000 лет назад Иосиф Флавий в полемике с греческим софистом Апионом научно доказал древность иудейского народа, уходящего своими корнями в доавраамовские времена. Самого Авраама, который считается родоначальником как еврейского, так и арабского суперэтносов, Библия называет "Евреем" (Быт 14. 13). Родоначальником еврейского народа считается, по преданию, библейский Евер. По православной традиции, восходящей к Септуагинте, датой смерти Евера, который был не просто долгожителем, а супердолгожителем, считается 2346 год до Рождества Христова. Но это не предел. До сих пор в среде библеистов нет единого мнения, является ли этноним "евреи" производным от имени Евер либо наоборот, имя Евер является производным от этнонима "евреи". Наиболее распространена точка зрения, что библейское имя собственное Евер первоначально было этнонимом, как сообщает нам об этом "Православная Энциклопедия". И смотря в глаза наших друзей-евреев, мы видим в этих глазах и строительство Вавилонской башни, и жизнь в Уре Халдейском, Египет, Вавилонский плен и возвращение, рассеяние среди стран Европы, испанскую инвизицию и Холокост. Этносы и цивилизации рождаются и умирают, но еврейский суперэтнос, подобно губке вобрав в себя весь опыт этих цивилизаций, по прежнему сохраняет свою повышенную пассионарность, не поддаваясь тем этнологическим законам, которые описывает Лев Гумилёв.
****
Так или иначе, исторический "дебют" еврейского народа, его "выход на авансцену" приходится на период между 1500-1300 г.г. до Р.Х., когда Израиль совершает Исход из Египта, завоёвывает узкую полоску земли на южном побережье Восточного Средиземноморья, и формирует свою теократическую протогосударственность, которая в XI веке до Р.Х. сменяется государственностью монархического типа.
Есть ли ещё столь же древние этносы и цивилизации? Рядом с еврейским можно поставить армянский народ, Немного моложе греки (государственность которых, тем не менее, зарождалась одновременно со становлением монархии в Израиле) и персы. Большинство же этносов, в окружении которых еврейский народ начинал свой путь, давно стали достоянием истории и археологии, а также "пищей" для формирования новых этносов. Также соперничать своей древностью с еврейским народом может единокровный им арабский суперэтнос.
Современный политолог Сергей Марков говорит о еврейском народе следующее:
"1. Это народ, который создал две мировые религии, в том числе главную религию человечества, - христианство. И не смог оценить этот свой величайший вклад в историю человечества.
2. Это народ, который смог сохраниться в рассеянии, в условиях крайне агрессивной внешней среды, на протяжении двух тысяч лет. В условиях, когда сотни других народов исчезли с исторической арены.
3. Это народ, который дал человечеству тысячи ярких гениальных фигур, которые стали создателями современной культуры человечества.
4. Это народ, который создал финансовую систему мира, - которая и управляет мировой экономикой.
5. Это народ, который во многом создал средства массовой информации и коммуникации и управляет ими, а с помощью их и финансов- и всем миром.
6. Это великий и загадочный народ, известный в том числе каждому в том числе лично. Другого такого народа нет. Это поэтому народ, который является загадкой, которую человечество пытается отгадать.
Но есть те, как арабская улица, кто уже устал разгадывать эту загадку и хочет, чтобы эта загадка не стояла перед ними. А есть и конкуренты, которые хотят избавиться от конкурентов, в том что касается структур, управляющих современным миром. Поэтому конфликт между арабами и Израилем скоро не надолго затихнет. Но останется одна из величайших загадок человечества, вокруг которой будут вихреть разные бури. Такова судьба самого пассионарного народа в истории человечества."
https://www.facebook.com/sergey.markov.5/posts/3725485334245771 ****
Апостол Павел в послании к христианам из Рима раскрывает секрет этой неугасающей пассионарности еврейского народа, и их долгожительства:
"Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение (в отношении к христианству - д.И.Г.) произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их. В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные [Божии] ради отцов. Ибо дары и призвание Божие непреложны."
(Рим.11:25-29)
Согласно учению апостола Павла, ассионарность еврейского народа - не их заслуга, а ответ Божий на ту веру, то доверие Господу, которое когда-то показал Авраам (Рим.4:3)
****
Учитывая это, посмотрим на Палестину.
На момент жизни библейского Авраама Палестину населяли:
1) западные семиты; 2) древнейшее досемитское население Палестины; 3) народы индоевропейского происхождения; 4) хурриты;
Библия даёт нам полный перечень населявших эту землю библейских народов:
«кении, и кеназиты, и кадмонеи, и хетты, и перизеи, и рефаим; и эмореи, и ханаанеи, и гиргаши, и йевусеи» (Быт. 15:19-21)
По повелению Божию эти народы за нечестие (в том числе и культы, включавшие магию, оккультизм и человеческие жертвоприношениями) были изгнаны или уничтожены израильским народом под руководством Иисуса Навина. Хотя полностью эти цивилизованные народы истребить не удалось, и они едва не ассимилировали евреев, только привыкавших к осёдлой жизни после 40 лет жизни в пустыне. На протяжении последующих столетий шла борьба за духовную идентичность еврейского народа, закончившаяся разрушением храма Соломона и вавилонским пленом, из которого народ Израиля под руководством раввинов во главе с Ездрой (Эзрой), проведшим полную кодификацию духовного наследия Торы, вышел настолько окрепшим, что не был сломлен и проводившейся тоталитарными методами эллинизацией, проводившейся царём Антиохом Епифаном. .
****
Период римской оккупации поставил еврейский народ на грань выживания, а после подавления иудейского восстания, подробно описанного у Иосифа Флавия, построенный царём-идумеем Иродом Великим в угоду иудеям Иерусалимский храм был полностью разрушен, сам Иерусалим был переименован в Элиа Капитолина, на месте Храма был воздвигнут языческий алтарь Юпитера Капитолийского, а народ был подвергнут принудительному выселению. Почти 250 лет город жил под чужим именем, утратив свою идентичность, а на Храмовой горе вместо храма Бога Живого стояло капище языческого идола, мерзость запустения, Элия Капитолина была типичным римским городом. На момент нашествия варваров в V веке мы видим евреев, носящих римские имена и имеющих римское гражданство, массово проживающих в таких городах, как Клермон, Орлеан, Париж, Марсель, Кёльн. После подавления последнего восстания под руководством Бар-Кохбы евреи были окончательно выселены из Иудеи, а сама провинция получила название Палестина (полное название - Палестина Сирийская).
Это название существует на протяжении почти 2000 лет. Иудейское население было выселено, а кто остался?
****
Генетические исследования современных палестинцев говорят о высокой степени близости палестинцев и евреев, а 85% палестинцев и вовсе имеют еврейские корни. Палестинцы - продукт смешения населения некогда проживавшего на данной территории, в том числе самаритян и евреев, и полностью перенявших арабскую культуру.
Евангелия сообщают нам о том, что в пределах Южного Ливана в I веке жило хананейское (сиро-финикийское) население (
Мк. VII:26, ср.
Мф. XV, 22), эллинизированное языческое население жило в Декаполисе, в том числе и на Голанских высотах.
Тот факт, что во времена Иисуса Христа население Иудеи говорило на арамейском языке (иврит практически не использовался), говорит о языковом доминировании арамеев. Так же в этих местах жили самаряне. И после выселения иудеев римлянами это население никуда не делось. Во времена Византии они говорили на койне и арамейском, а после исламской экспансии было арабизировано.
****
Известно, что и после разрушения Иерусалима в возникшей на его месте Элии Капитолина был христианский епископ, а значит, была и христианская община.
В IV веке, после Миланского эдикта, императрицей-христианкой Св.Еленой городу было возвращено его исконное имя, произведены масштабные раскопки, в ходе которых найден Крест Господень и сооружён храм Гроба Господня. Вновь, спустя 250 лет, Иерусалим становится паломническим центром, оставаясь при этом маленьким провинциальным городом (административным центром провинции Палестина оставалась Кесария). Палестина, вместе с Империей, стремительно христианизируется. Политическое значение Иерусалима возвращает ему епископ Ювеналий Иерусалимский, напомнив императору Феодосию II о том, что это - город святых апостолов, город Пятидесятницы. Ювеналий добивается для Иерусалимской епископской кафедры статуса Патриархии и становится первым Иерусалимским Патриархом. Однако, после смерти Ювеналия большинство палестинцев отпадают в монофизитский раскол, их преследует императорская власть.
А спустя ещё 2 столетия Палестина завоёвана халифом Омаром, и её монофизитское население, натерпевшееся от преследований, охотно принимает ислам и окончательно арабизируется, став субэтносом внутри огромного арабского суперэтноса с двухтысячелетней историей. Крестовые походы, мамлюкские и османские завоевания мало что изменяют в в образе жизни народа Палестины, живущего своим укладом. Разве что, мамлюки (выходцы из половецких спепей) разбавляютвносят свой генетический вклад в развитие палестинского субэтноса, жиущего своей собственной историей. Крестоносцы строят храмы, но население поддерживает Саладина. Сулейман Великолепный заново отстраивает Иерусалим. В ХХ веке приходят британцы.
****
До ХХ века жизнь идёт своим чередом, и вдруг привычный уклад разрушается. В середине века появляются репатрианты из представителей другого суперэтноса-долгожителя, и сообщают палестинцам, что те никакого права не имеют на землю, принадлежавшую их дедам и прадедам на протяжении почти 2000 лет, и они должны если не убраться, куда хотят, то подвинуться.
В представлении палестинцев, автохтонного населения Святой Земли, ведущего оседлый образ жизни, государство Израиль и репатрианты являются представителями Дажжджаля (лже-мессия, мусульманский аналог Антихриста у православных), теми, кто только и желает, что их уничтожить, лишает их привычного жизненного уклада, изгоняют с земли отцов и дедов. Но это, конечно же, никак не может оправдать террористических методов, ракетных обстрелов мирного населения израильских городов. Шииты ожидают прихода Масиха ("истинного мессии"), Махди, последнего преемника Мухаммада, который избавит мусульман от тирании.
В представлении израильтян, в массе своей - учёных, музыкантов, врачей, учителей, представителей других высокоинтеллектуальных профессий, некнижные палестинцы, "арабы" - это нечто инфернальное, к тому же - "абсолютно не цивилизованное", не ценящее человеческую жизнь. Хорошо говорить об арабах в Израиле, как я понял - абсолютный моветон. Палестинцы действительно в массе своей не отличаются хорошими европейскими манерами, и сами дают множество поводов для справедливых обвинений. Это совершенно иной мир, несовместимый с миром привычной европейской цивилизации. Абсолютно иная ментальность.
"Своя правда" есть как у тех, так и у других... Но при таком подходе, это противостояние будет длиться вплоть до конца мира, то вспыхивая, то угасая, и однажды разрастётся в апокалиптическое противостояние держав, известное, как Армагеддон, великая битва, которая состоится перед концом мира.
****
Но когда представители обоих этносов не просто идут "стенка на стенку", а устраивают обоюдные линчевания и погромы (такие, как в Яффо, где, если верить Софии Ицкович и Рану Хорвицу, арабские экстремисты поджигают синагоги, а дома, где живут другие арабы, экстремисты с противоположной стороны
специально помечают крестиком, чтобы напасть на них ночью) - это уже совершенно неприемлемо. Нет и не может быть "правильных", "справедливых" погромов!
Неприемлемо разрастание военного конфликта и включение в него новых участников, таких, как Иран и Турция. Это может привести к катастрофическим последствиям, прежде всего - для Израиля.
А вообще - непонятно: Израиль, имея в своих руках колоссальные инструменты для доминирования на Ближнем Востоке, политические, финансовые, интеллектуальные, обладая многими передовыми научными технологиями, не использует их, а упорно, десятилетие за десятилетием, идёт по пути конфронтации, "лоб в лоб"... Находясь в мусульманском окружении почти 80 лет, даже не попытаться услышать своих оппонентов, попытаться понять их ментальность... Доминирование требует, чтобы стороны слышали друг друга.
А ведь был длительный период мирного сосуществования арабов и евреев, который длился столетиями, и в арабском окружении иудеи себя чувствовали намного комфортнее и свободнее, нежели в католической Европе. Один из столпов иудаизма, Моше бен Маймон (Рамбан), он же Маймонид всю жизнь прожил в Испании, Северной Африке и Палестине, где в то время господствовали арабы. Умер в Египте.
Это говорит о том, что принципиальной несовместимости между арабами и евреями не существует. Их нынешний антагонизм в Палестине - это следствие именно жёсткого противостояния "по квартирному вопросу".
****
Хотя, конечно, наши дорогие ашкенази - носители европейского культурного кода, который весьма отличается от ближневосточного
Россия, имея значительный процент мусульманского населения, сделала мнмиллиардные вложения в подготовку специалистов, экспертов по исламу. Результат - вытеснение экстремистского дискурса за пределы российской уммы.
В нашей стране в 90-е годы был очень похожий конфликт с населением Чечни. Но сегодня об этом конфликте напоминают только могилы убитых. Вражда преодолена путём интеграции населения Чечни в российское общество. Постепенно одолели и терроризм.
Израилю такая модель умиротворения не подходит?
В любом случае важно сохранить статус-кво Иерусалима как центра трёх мировых религий. Альтернативой этому может стать катастрофа.