Б.Г.Якеменко НАШЕ АНИМЕ

Aug 08, 2009 11:51

Глядя на то, как заволновалось из-за изображений православных святых в стиле аниме полуматерное сообщество Вечно Недовольных Всем в ЖЖ, с удовольствием отметил, что селигерский аниме-дом - большие молодцы. Всколыхнули. Примечательно, что нередко противниками такого рода изображений и сторонниками «каноничности» выступают те, кто ни к канонам, ни вообще к православию никакого отношения не имеет и критерий у них один: нравится мне - значит канонично, а нет - трепещите все рисовальщики аниме и прочих вольностей. И с анимешниками живыми они никогда не общались, и в Интернете то они только потому, что посносили вокруг все заборы, на которых они благодатно выражались в тот век, когда всемирная паутина еще не была изобретена. Оттого и методы дискуссии проверенные, отточенные на стенах гаражей и мест общего пользования:
- Простите, но мне кажется, что прежде чем судить, стоило бы разобраться, - внушает православный священник, - дело в том, что каноничность изображений… (далее следует несколько строк аргументов с отсылками к авторитетам).
- Да пошел ты, засунь их себе …
- Извините, я конечно вас понимаю, но хотелось бы обратить Ваше внимание на еще одно немаловажное обстоятельство… (еще несколько строк доводов), - надрывается деликатный батюшка, памятуя бессмертную истину «толцыте и отверзется».
- Ты урод. Все это помойка. Я вас всех видал …
- Все таки я вас прошу возразить более аргументированно. Ведь нужно понимать что… (еще три строчки).
- Гыыыыыы. Гы-гы…. Ужос. Бееее….
И т.д. Батюшка угасает, вспоминая риторический вопрос Маяковского «а вы ноктюрн сыграть смогли бы на этой треснувшей бандуре?» и понимает, что у этого примата не отверзется ничего, а убежденный «противник аниме» несется в другой жж с сокрушительными аргументами «Бееее… и Гыыы…»
Но Бог с ними. Говоря серьезно, необходимо еще раз указать на то, что приведенные рисунки - это не иконы, а изображения святых в стиле аниме. И те, кто делал эти изображения, прекрасно понимали, что делают, они верующие, хорошо знакомы как с японской, так и с русской культурой (сам читал им лекции и на ту и на другую темы), некоторые уже более или менее владеют японским языком, другие начинают его учить. И данные изображения - это попытка перевести систему православных понятий и символов на язык, понятный и доступный тем, для кого аниме - не просто убийство времени. Апостолы, когда пошли на проповедь, говорили с другими людьми отнюдь не на языке родных Палестин. А Стефан Пермский или Николай Японский? Тем более, что речь вовсе не идет о том, что с этими аниме-изображениями человек будет идти по православной жизни годами. Это ведь только первый шаг. Это признание того, что любое творчество, если направлено к совершенствованию души и очищению сердца, допустимо и приемлемо. Тем более что это все-таки изображения святых… А затем человек неизбежно перерастет эти изображения. Поймет, что для того, чтобы дать опору своему сердцу в молитве и уповании, мало опыта только этой культуры. И обратится к настоящим иконам, к тысячелетним корням, к Рублеву и Дионисию.
Теперь что касается каноничности, допустимости и недопустимости. Можно вспомнить иконоборческие споры, когда многие считали, что изображать неизобразимое - уже кощунство. А если ближе к нам, то были и в XVI веке дискуссии о допустимости изображений Бога-отца, и было дело дьяка Висковатого и были постановления стоглава «писать образы как писал Андрей Рублев». А век спустя мятежный протопоп Аввакум сокрушался, глядя на «живоподобие» ушаковских икон: «По попущению Божию умножися в нашей Русской земли иконнаго письма неподобнаго изуграфы… пишут Спасов образ Еммануила, лицо одутловато, уста червонная, власы кудрявые, руки и мышцы толстые, персты надутые, тако же и у ног бедры толстыя, и весь яко немчин брюхат и толст учинен, лишо сабли той при бедре не писано. А то все писано по плотскому умыслу, понеже сами еретицы возлюбиша толстоту плотскую и опровергоша долу горняя… Якоже фрязи пишут образ Благовещения пресвятыя Богородицы, чреватую, брюхо на колени висит, - во мгновения ока Христос совершен во чреве обретеся!.. А Христа на кресте раздутова: толстехунек миленькой стоит, и ноги те у него, что стульчики». И многим стоило бы посмотреть на иконы позапрошлого столетия деревенских богомазов, которые их сотнями штамповали по владимирским деревням и селам. А уж как костерили Васнецова и Нестерова, особенно после росписей знаменитого Владимирского собора в Киеве… Так что «нет ничего нового под солнцем». И анимешники сегодня в своей области - первопроходцы, в которых грязи неизбежно летит больше всего, но это не страшно: «Нас огорчают, а мы всегда радуемся, низлагаемы, но не погибаем…» Они ищут и делают, за ними идут очень многие и это в любом случае лучше, чем быть вечным несогласным.

boris_yakemenko

Православная смена на Селигере, миссиофобия

Previous post Next post
Up