По поводу истерик о "иконе Сталина"

Jun 18, 2015 01:42


В очередной раз истерика поднялась по поводу молебна в г.Энгельсе с участием Александра Проханова, привезшего в Саратовскую область неканоничное изображение Божией Матери "Державная" с военноначальниками Великой Отечественной войны, включая генералиссимуса Сталина.



Автор этих строк выступает принципиально против использования в церковном обиходе любых икон и изображений, нарушающих каноны. Только здесь следует быть последовательным. Я вот не слышал, чтобы кто-то в интернете громко протестовал против многочисленных изображений Бога-Отца, прямо запрещенным на Большом Московском соборе 1666-67 годов:

"Повелеваем убо от ныне Господа Саваофа образ в предь не писати: в нелепых и не приличных видениих зане Саваофа (сиречь Отца) никтоже виде когда воплоти. Токмо якоже Христос виден бысть в плоти, тако и живописуется, сиречь воображается по плоти: а не по Божеству: подобие и Пресвятая Богородица, и прочии святии Божии...

Господа Саваофа (сиречь Отца) брадою седа, и Единороднаго Сына во чреве Его, писати на иконах и голубь между ими, зело не лепо и не прилично есть, зане кто виде Отца, по Божеству; Отец бо не имать плоти, и Сын не воплоти родися от Отца прежде веков аще Давид пророк и глаголет: из чрева прежде денницы родих Тя, обаче то рождение не плотьское: но неизреченно и непостижимо бысть. Глаголет бо и Сам Христос во святом Евангелии: никтоже весть Отца, токмо Сын." (Деяния Большого Московского собора, гл.43, цит. по Л.А.Успенский. Богословие иконы Православной Церкви.XV)



Но если мы зайдём в любой православный храм, построенный в XVIII-XIX веках, то зачастую там мы увидим именно такие изображения.

Если же говорить о изображении, привезённом Прохановым вначале на Прохоровское поле, а затем -  на Энгельсскую авиабазу дальней авиации ВВС России в Саратовской области, то его мы вряд ли сможем назвать иконой. Это изображение можно отнести, скорее, к парсунам.

Справка.
Парсуна (от лат. persona - личность, лицо). Вид произведений русского портретного искусства конца XVI - начала XVII в... Такие портреты иконописцы писали для царей и князей, дабы донести их облик до потомков. ...Парсуна пишется с соблюдением всех иконописных техник и технологий.

Вот перед нами парсуны царей Иоанна Грозного, Феодора Иоанновича и князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского.





Эти изображения иконами не являются, хотя и написаны в иконописной манере.

А есть ещё и икона, на которой изображены святитель Филарет Московский и Александр Сергеевич Пушкин:



Вполне допускаю, что некоторых ревнителей возмутит изображение святителя Филарета рядом с автором "Гавриилиады". Но мы понимаем, что этим кощунственным и богохульным произведением творчество Пушкина не ограничивается.

Не говорю уже о том, что Новомученики и Исповедники Российские на вполне канонических иконах и фресках часто изображаются вместе со своими мучителями-красноармейцами:



Фреска из Покровского собора, г.Воронеж

Что же до изображения, которое есть у Александра Проханова, которое скорее можно отнести к парсунам (поскольку Сталин и военноначальники без нимбов), то называться их "иконой" эта картина никак не претендует.

Если другие неканонические изображения (в том числе из перечисленных выше) не вызывают возмущения наших "церковных" либералов, то их возмущение по поводу парсуны Сталина более объясняются их политическими взглядами, нежели ревностью о чистоте Православия.

А Александру Андреевичу Проханову стоило бы заказать другую парсуну. Где будут не только маршалы и герои Великой Отечественной войны, но и Святейшие Патриархи Сергий и Алексий, снарядившие танковую дивизию "Дмитрий Донской", воодушевлявшие своим словом народ на борьбу с зхватчиками, преподобный Серафим Вырицкий, молившийся о победе, Новомученики и Исповедники Российские, по небесному предстательству которых наш народ победил в этой страшной войне.
Previous post Next post
Up