Вот вроде бы хорошее дело - защита памятников архитектуры. Вопрос лишь в результате. А он, в свою очередь, зависит от того, кто же именно этой самой защитой памятников занимается.
Когда-то преподаватель музыкального колледжа Илья Кушелев, которого ныне представитель Московской Хельсинкской группы Дмитрий Краюхин во всеуслышание фактически объявил
самым молодым орловским правозащитником, как говорил когда-то руководитель орловского отделения ВООПиК, председатель Епархиальной комиссии по канонизации профессора В.А.Ливцов, сделал очень многое для восстановления ряда орловских памятников архитектуры. В студенческие годы лично собирал подписи за возвращение Церкви Свято-Введенского женского монастыря. Его решительная гражданская позиция тогда вызывала всеобщее уважение.
Однако, сегодня у меня лично, всегда знавшего о господине Кушелеве, как о достойном человеке, его нынешняя общественная деятельность во многом вызывает лишь недоумение.
Вот Илья Евгеньевич сотоварищи пару лет назад
спасал от разрушения старинный дом по ул.Гагарина, 28.
Дом законсервирован. Прекрасно! А что дальше? Он так и будет стоять и разрушаться? Кто проследит за дальнейшей судьбой памятника? Почему не слышно требований господина Кушелева о его реставрации? В городском бюджете нет средств? Так почему Илья Евгеньевич не добьётся передачи памятника в аренду орловским предпринимателям при условии восстановления арендатором исторического облика здания? Или такие скучные и рутинные вопросы его не интересуют?
Нас, жителей Орла, интересуют не эффектные "разлёты попкорна", а позитивные результаты. Где они? Покажите мне хотя бы один дом, который господин Кушелев на протяжении последних лет не только спас от разрушения, но помог бы обрести ему вторую жизнь? Пока что мы видим в лучшем случае лишь "законсервированные" руины.
Дом на Гостиной, 1
И вот - скандал с домом на Гостиной, 1. Сразу скажу, что позиция ни одной из сторон конфликта не вызывает у меня сочувствия. Вызывает лишь вопросы.
Так, мне совершенно непонятно, почему застройщик не предоставит проект будущего здания широкой общественности? Неужели так трудно установить возле объекта информационный стенд с эскизами и описанием проекта, который исчерпывающе ответил бы горожанам на все недоумения? Проект есть? Вы можете внятно объяснить орловчанам, что именно хотите сделать и как, какая судьба ждёт памятник XVIII века? Подчёркиваю, внятно!
Вопросы вызывает и позиция другой стороны, рупором которой стал господин Кушелев. Илья Евгеньевич может предоставить общественности какие-либо дореволюционые фотографии интерьера дома на Гостиной, 1? Как это выглядело?
Если нет, то как же мы можем говорить о воссоздании данного объекта со строгим сохранением всех его аутентичных элементов? Боюсь, что, учитывая сквозные трещины, даже исторический фасад XVIII века, прежде, чем воссоздавать, придётся разбирать до основания и собирать заново - столь удручающе его нынешнее состояние. Да, профессиональная разборка фасада будет зрелищем душераздирающим. Наверное, чувства тех патриотов родного города, которые с трепетом будут наблюдать за этим процессом, можно сравнить с чувствами музыканта, на глазах которого скрипичный мастер вскрывает старинный инструмент, дабы устранить поломку...
Потом заново воссоздавать, восстанавливать лепнину...
Регенерация исторического центра города вовсе не означает строгое восстановление утраченных зданий, при котором "шаг вправо, шаг влево - означает расстрел". Воссоздание фасада вовсе не исключает постройки комплекса зданий с современным функционалом, необходимым для вполне уместного в данном районе делового центра. Повторяю, его проект должны увидеть горожане, он должен вписываться в исторический ландшафт.
Именно по этому пути шли европейские архитекторы, при воссоздании разрушенных бомбёжками истоических центров Варшавы, Берлина, Лейпцига и Дрездена.
И нужно помнить, что до 2016 года, до 450-летия города, осталось совсем немного времени, и его нужно потратить на конструктивную работу, а не на забалтывание вопроса в судах и бесконечных дискуссиях. Юбилей города мы не должны встретить с руинами!
Главное сейчас - адекватность общественников, которые не должны вести себя, как представители какого-то "комитета по защите свалок и пустырей". И если выдвигаются заведомо невыполнимые требования, это вызывает вопросы.
Я не хочу утверждать, будто деятельность правозащитника Кушелева направлена на срыв празднования юбилея Орла.
Хотя проявленное им неравнодушие к
ещё одному "памятнику архитектуры" на Бульваре Победы, 13 , который совестливые граждане недавно доблестно отстояли в суде, меня весьма удивило.
Бульвар Победы, 13. В суде доблестно отстояли ещё один "памятник архитектуры".
Если честно, то, что господин Кушелев пиарит в соцсетях здание отнюдь не барочного, а скорее барачного типа, меня весьма озадачило! Какое это имеет отношение к спасению исторического облика города? Или, прошу прощения, цель другая - во что бы то ни стало показать кукиш местным властям, стремящимся привести центр города в мало-мальски опрятный вид?
Действительно ли Кушелева интересует сохранение памятников архитектуры? Или, всё же, для представителя "креативного класса" важнее тот самый пресловутый "разлёт попкорна"?
Хотелось бы знать ответ. Я лично очень хочу верить в исключительную благонамеренность Ильи Евгеньевича, в его патриотизм по отношению к родному городу.
Но вот имеющаяся в одной из социальных сетей страничка, приписываемая Кушелеву, меня в этом никак не убеждает. Особенно - появляющиеся там "патриотические" девизы:
Юзер, похожий на Кушелева.
Или призывы к международным санкциям против России:
Юзер призывает к санкциям.
Да чего уж там мелочиться! Какие-то там санкции-шманции! Юзер, похожий на Кушелева, всё делает "по-взрослому", и взывает к "мировой цивилизации" с призывами к...международной интервенции против России. Чем скорее, тем лучше:
Юзер призывает к интервенции.
Это как, бомбить наши города силами НАТО, как Белград в 1999 году?
Илья Евгеньевич, я надеюсь, Вы не имеете никакого отношения к призывам этого юзера? Надеюсь, этот якобы "Ваш" аккаунт в сети - фейк?
Ибо, если данный аккаунт - не фейк, то в контексте этих призывов логика действий самого молодого в Орле правозащитника наводит на весьма грустные размышления. Или восстановление памятников, или интервенция (читай, ракетно-бомбовые удары по русским городам) ! Tertium non datur!
Так или иначе, мы, жители города, не хотим, чтобы к юбилею города мы подошли с зияющим в центре Орла кладбищем законсервированных и медленно угасающих памятников архитектуры. Не хотим, чтобы в августе 2016 года центр города выглядел, как в августе 1943-го. Не хотим, чтобы центр города через 3 года выглядел, как после бомбёжки.
И для того, чтобы избежать перспективы подобного внешнего вида наших памятников, все стороны спора должны искать разумный копромисс, учитывающий, в том числе, и интересы тех структур, которые берутся привести памятники архитектуры в достойный вид.
Восстановить исторический фасад зданий, поменять гнилые перекрытия, модернизировать всю инфраструктуру зданий, сделать отвечающую современным требованиям и при этом не угрожающую сохранности зданий планировку. Применить принцип разумности при строительстве комплекса зданий на Гостиной,1.
Но. Хотят ли мечтающие о международной интервенции в Россию лица, чтобы наш центр города в действительности не стал собранием законсервированных руин? На этот вопрос ответа, боюсь, мы не получим.
И потому, говоря о
концепции сохранения исторических зданий, кварталов и улиц, нужно помнить, что сейчас - не время для забалтывания проблем памятников архитектуры. И потому проект Концепции, если он имеется, должен быть обнародован, доработан с учётом всех пожеланий и принят, как законодательная норма.
Время восстанавливать, время строить. Строить бережно, думая о том, какой город мы оставим потомкам.