Минск. Поселок автозавода

Nov 15, 2005 23:45

Так получается, что этот журнал служит теперь для публикации путевых впечатлений с картинками - пусть так пока и будет. Итак, новая командировка - на сей раз в братскую Белоруссию, в Минск. Город этот - без преувеличения рай для любителей советской послевоенной архитектуры - «Высокого сталинского стиля». Еще с довоенных пор бытует клише «Минск - образцовый город» - это действительно недалеко от реальности. После войны город восстанавливался с особой тщательностью и вниманием, как один из важнейших примеров возрождения разрушенного врагом (подобно, к примеру, Сталинграду). Многочисленные, продуманные до мелочей и полностью реализованные (что бывает не так часто) сталинские ансамбли создали новое лицо Минска, которое он сохраняет до сих пор. Шедевры центральных районов города нередко попадали в объективы фотокамер, сделал дежурную съемку и я. Однако в Интернете и справочных изданиях немало таких картинок и информации об этих достопримечательностях, и едва ли нужно прибавлять к ним мои заметки, тем более, что для полноценной виртуальной экскурсии нужно слишком много иллюстраций, текста и - времени :-)
Поэтому приглашаю на краткую прогулку по удаленному от Центра «жилому поселку» Минского автозавода, куда туристы добираются нечасто.



Фрагмент ограды парка МАЗа. 1949, арх. И. Руденко.
Зубр - эмблема Минского автозавода.


Итак, поселок автозавода занимает обширную местность близ одноименной станции метро. Его застройка велась в два этапа - до войны возник небольшой компактный жилой городок, а в 1946-1955 годах район получил регулярную планировку и единое архитектурное решение. Застройкой руководили архитекторы Г. Заборский и А. Великанов, во множестве использовались типовые проекты, которые творчески «привязывались» к местным условиям.
Парадная магистраль городка - Партизанский проспект (в 1940-е - Могилевского шоссе) - на протяжении около километра застроена домами 1940-50х, этажность которых плавно понижается по мере удаления от центра. Начало проспекта весьма монументально.



“Стройными рядами” стоят вдоль шоссе сверкающие новой краской трехэтажки, первоначально - заводские общежития . Их гордый вид как будто подчеркивает, что, в отличие от Москвы, гибель им вовсе не угрожает…



Наиболее скромные домики по Партизанскому - небольшие двухэтажки, построенные сразу после войны - в 1945-46 годах. В выделенной портиком центральной части чувствуются трогательные усадебные реминисценции.



Нарядные “пропилеи” открывают въезды на улицы поселка, отходящие перпендикулярно от шоссе. Так выглядит начало улицы Центральной с противоположной стороны проспекта -



- и сбоку.



Однако за монументальным фасадом застройка резко “снижается” - сначала двухэтажка, а сразу за ней - небольшие частные дома.



Часть рабочих завода руководство расселило в благоустроенных отдельных одноэтажных домах. Сегодня грунтовые дороги и заросшие палисадники здесь скорее напоминают о деревне, но в 1950-е свежевыкрашенные одинаковые домики, думается, выглядели аккуратно и нарядно. Большинство построек сохранили первоначальный вид; в их облике нетрудно различить черты послевоенных типовых проектов индивидуальных домов:





Совершенно типовая здесь и школа, романтично расположившаяся на парковом участке.



Не вполне типичны только оформление фронтона и картуш над входной дверью:





В “плотном” окружении 1950-х чувствуешь себя как в машине времени и не сразу замечаешь, что на улице Центральной ведутся крупные земляные работы - перекладка коллектора. Собственно, улица она лишь по названию - оглянувшись на ее перспективу по направлению к шоссе, видишь несколько психоделическую картину грандиозного раскопа



Ближе к проспекту, параллельно ему, проложена улица Челюскинцев, застроенная двухэтажками.



Их уютный облик дополняют лепные украшения фронтонов, напоминающие о богатых традициях белорусской народной резьбы



По мере удаления от проспекта этой улицы тоже происходит “снижение”. Двухэтажки сменяют бараки - длинные корпуса, вытянувшиеся рядами между улицами Одесской и Котовского



Пространство между бараками образует дворы



Барачный городок, насчитывающий сейчас около 10-15 строений, изобретательно помещен “уступами” на склоне. Ступенчатое расположение низких бараков - неплохой способ улучшить инсоляцию помещений.



Бараки имеют окна стандартного для 1950-х годов размера и несколько отдельных входов, внутри - отдельные комнаты или квартиры коммунального заселения



Часть бараков до сих пор благополучно используется под жилье, часть реконструирована в последние годы для размещения… Белорусской академии управления! Редкая бережливость, проявленная при перестройке (бараки подверглись минимальным переделкам), вероятно, послужит будущим управленцам хорошим примером :-)
Выйдем барачной улицей обратно на проспект, с противоположной стороны которого - скромные “пропилеи” Трудовой улицы



Было 5 часов вечера, и я хорошо понял основное назначение Трудовой улицы, застроенной трехэтажками: по ней каждый день проходят на смену и со смены сотни рабочих автозавода. Поток массово шагающих с работы степенно матерящихся усталых пролетариев позволяет порадоваться за судьбу белорусского автопрома, но, признаться, чувствуешь некоторый дискомфорт, оказавшись на пути такой толпы… Фотографировать ее - и того неудобнее



Близ автозавода застройка более разнородная, попадаются даже неуместные “стекляшки” 1960-х, но подлинное сокровище района - целый городок прекрасно сохранившихся домов начала 1930-х годов. Их сохранность поразительна, особенно на фоне того, что в центральной части города не осталось практически ни одного дома , не затронутого войной. Эти же корпуса выглядят много лучше и “здоровее” московских или подмосковных.





Ритм балконов еще вполне конструктивистский:



В палисаднике одного из корпусов был обнаружен любопытнейцщий объект - декоративная бетонная ваза с изображением “резвящихся детей” (с).



Беззаботные путти, собирающие цветы и качающиеся на качелях - малоуместный в эпоху “нового быта” набор образов. Вероятно, мы имеем дело с феноменом, подобным легендарному фонтану в Электростали

http://www.livejournal.com/users/zabyg17/107832.html

На проспект возвращаемся вдоль длинной “фирменной” (с медальонами с зубром) ограды соснового парка, сооруженной в 1940-х. Что ни говори, мало изменилось с тех лет, разве что фототехника

1949


2005


Ограда выводит на проспект в районе “пропилей” Центральной улицы. Прогулка завершена. В центр города можно вернуться на трамвае РВЗ, так похожем на те, что курсировали здесь в “золотой век” поселка. Меня упорно не покидало ощущение ровной непрерывности бытия послевоенных сталинских районов, будь то парадные ансамбли, двухэтажки, бараки или частный сектор, бытия, как нельзя лучше соответствующего их особому уюту и обаянию. Спасибо Минску за то, что он сумел сохранить это уникальное чувство!
Previous post Next post
Up