Третье свойство Церкви - Кафоличность - вселенскость или, по славянскому переводу, - Соборность. "Такое свойство принадлежит Церкви в том смысле и потому, что "она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов" (Катих. 9 чл.).
Славянское слово "соборная" соответствует греческому "кафолики". "Кафоликос" означает повсюдный, вселенский, всемирный, но главное - целостный. Термин этот в Новом Завете не встречается, но соответственное понятие о Церкви и терминологию имели уже первые церковные писатели - Иустин, Ириней, Климент Александрийский, Ориген. В одном из древнейших памятников христианской письменности "Апостольских Постановлениях" - под кафолической Церковию разумеется та, которая "от концов земли до концов ея". Слово katholikos в древнегреческой христианской литературе встречается крайне редко. Между тем христианская Церковь издревле избрала это слово для обозначения одного из главнейших свойств Церкви, именно, для выражения её вселенского характера, хотя имела перед собой такие слова, как kosmos - мир, oikoumeni - вселенная; очевидно, эти последние слова были недостаточны для выражения некоего нового понятия, присущего только христианскому сознанию. В древних символах веры при слове Церковь неизменно есть определение: "кафолическая". Так, в иерусалимском символе: "Во Едину Святую Кафолическую Церковь"; в символе римском: "во Святую Кафолическую Церковь, святых общение", и т.д. В древнехристианской письменности этот термин встречается несколько раз у апостольского мужа, св. Игнатия Богоносца, например, "где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь". Термин этот постоянно содержится в актах всех Вселенских Соборов. По прямому переводу слово обозначает высшую степень всеобъемлемости, целостности, полноты (kath-ola - по всему целому). В Послании Восточных Патриархов в объяснение этого свойства сказано: "веруем, ...в святую, вселенскую, апостольскую Церковь, которая объемлет всех и повсюду, кто бы они не были, верующих во Христа". Таким образом, соборность Церкви нужно понимать прежде всего как неограниченность ее местом. Она не есть что-то изолированное, но обнимает собою весь мир- небо и землю.
В отношении собственно Церкви земной слово соборность имеет тоже свое особое, не всегда правильно понимаемое значение.На земле соборность или кафоличность ее состоит в том, что она объемлет верующих во Христа "из всех мест, времен и народов", т.е. соборность нужно понимать в смысле неограниченности и целостности. Иногда слово "кафолическая", "соборная" неправильно соединяют с понятием или категорией количества, очевидно потому, что в греческом содержании термина вводится слово "всемирный". Но слова "всемирный" и "вселенский" в приложении к Церкви нельзя понимать в смысле количественном. Когда Церковь только что зарождалась и количественно была незначительна, она уже была Соборной. Церковь Соборна, Кафолична, это соответствует апостольскому: "полнота Наполняющего все во всем" (Еф. 1, 23). Это понятие указывает на то, что весь род человеческий призывается к спасению, и потому всем людям надлежит быть членами Церкви Христовой, хотя и не все принадлежат к ней на деле.
Это свойство целостности или лучше - полноты, и отражено наглядно в славянском переводе символа в слове "соборный". По этому слову можно судить о том, как понимали славянские переводчики подлинное выражение слова "кафолический". Это не означало понятия всемирности. Славянские переводчики остановились на слове "соборный", "соборность" выражает идею собрания не только в смысле проявленного, видимого соединения многих в каком-либо месте, но понимается и в более общем смысле внутренней оправданности такого соединения: иными словами, "соборность" выражает идею единства во множестве и полного "по всему" единодушия всех частей целого: в этом слове момент объединения духовной завершенности преобладает и господствует пред всемирной распространенностью, это слово показывает, что Церковь предназначена для всех, что она не связана с какой-либо определенной территорией или народом, как некогда церковь иудейская. Церковь дает возможность спасения всем ищущим спасения, и несет вверенную ей истину во всеуслышание всех, а истина хранится в соборном сознании верующих.
На такую всеобъемлемость земной Церкви находятся указания в Священном Писании. Спаситель заповедал апостолам идти с проповедью Евангелия ко всем народам, до последних земли" (Деян. 1, 8) - т.е. к людям всякой страны, всякого языка и состояния. Для этого апостолы и получили дар языков. В Церковь призваны собраться все и Христос поставит только одно условие для вступающих в Церковь- веру в Евангелие и принятие Таинств: "иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет" (Мр. 16, 16). Соборность как понимали славянские переводчики подлинное выражение слова "кафолический". Это не означало понятия всемирности. Соборность выражает идею собрания не только в смысле проявленного, видимого соединения многих в каком-либо месте, но понимается и в более общем смысле - внутренней оправданности такого соединения: иными словами "соборность" выражает идею Церкви, как бы символизирована видением ап. Петром плащаницы, наполненной разными животными, которые повелевалось есть (Деян. 10). И после этого откровения апостолы "исшедше проповедаша всюду" (Мр. 16, 20). Они учили, что в Церкви Христовой "несть еллин, ни иудей, обрезание и необрезание, варвар и скиф, раб и свободь" (Кол. 3, 11), "несть мужеский пол, ни женской - вси бо едино о Христе Иисусе" (Гал. 3, 28).
Следовательно, то обстоятельство, что есть еще народы, до которых не достигла евангельская проповедь, или слыша ее, не принимают христианства, не уничтожает кафоличности или всемирности Церкви в указанной смысле. Для наименования Церкви Вселенскою не требуется безусловно, чтобы она действительно обнимала собою весь мир и всех людей до единого. Церковь, как уже говорилось, кафолична по своему назначению, по изволению Божию о ней, по Божественному призыву в нее, а не по количественному составу своих членов. Кафоличность Церкви определяется не количеством членов, а качеством исповедуемой ею веры, ее происхождением не от человека, а от Бога, в Котором все.
Кафоличность или всеобщность Церкви состоит и в том, что она не ограничивается временем: она началась вместе с бытием разумно-свободных существ - ангелов и людей, началась как Церковь небесная: она распространяется и в будущее - в беспредельную вечность. В частности, земная Церковь будет существовать до скончания века: до конца земных времен она будет приводить к вере во Христа людей всех мест и народов, пока не наступит Царство Славы. Она существует не неподвижно, наблюдались и будут наблюдаться изменения ее пределов в ту или иную сторону, возможны всякие события в жизни Церкви, полагаемые или попускаемые Божественным Промыслом, но невозможно, чтобы настало такое время, когда бы она перестала существовать, иссякла в ней Благодать Божия и прекратились священнодействия. Церковь вечна, как вечен Богочеловек и Глава Церкви, объединивший в Себе небо и землю. На вечное существование Церкви ясно указал Иисус Христос, сказав: "созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ей" (Мф. 16, 18). Это значит, что сатана бессилен пред Церковию и не в силах сокрушить ее. Эту истину о вечности Церкви выражает апостол Павел, когда говорит, что таинство Причащения будет совершаться до пришествия Господня: "елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет" (1 Кор. 11, 26). Обетование о неодолимости Церкви вратами ада, также, как и непогрешимость даны Церкви кафолической, т.е. вселенской, а не частным (поместным) церквам, эти частные церкви изображаются в Откровении Иоанна Богослова под образом светильников, - в которых может оскудевать и свет истины и елей любви: они могут быть двигнуты "от места своего" (Ап. 2, 6). Но частные Церкви Поместные в отдельности не определяют содержания Церкви вселенской, хотя по своей сущности и являются в полной мере всей Кафолической Церковию, если сохраняется все то что Господь заповедует хранить своим ученикам. Если возможно уклонение Поместных Церквей и возможное за этим последующее отпадение от истины, то совершенно невозможно такое уклонение и вообще падение всей Церкви Вселенской. Всегда остануться те (епископы, священство, верный народ) кто и составит Кафолическую Церковь, хоть и совсем малым количеством.
Церковь Христова есть Церковь апостольская.
Апостольскою Церковию она является как продолжительница совершенного Господом дела человеческого спасения чрез усвоение людям плодов Искупления. "Как посла Бог Сына Своего... да подзаконныя искупит" (Гал. 4, 4), так и Он послал Своих учеников - апостолов на проповедь. И Церковь в свою очередь в проповеди Евангелия посылает Своих апостолов, чтобы привести мир ко Христу. Церковь есть апостольская в смысле посланничества для спасения мира.
Но для того, чтобы выполнить свое апостольское назначение. Церковь по своему существу должна быть именно такою, каковою была при самих апостолах. Апостолы имели непосредственное общение со Христом и потому были особенными, чрезвычайными строителями Церкви Христовой. Чрез них проповедана христианская вера и распространена в мире Церковь Христова. Поэтому, хотя Церковь имеет краеугольным камнем Самого Иисуса Христа, но она "наздана и на основании апостол" (Еф. 2, 20): это значит, что созидалась апостолами - их проповедью, крещением от них, рукоположением от них, таинственным принятием от них Тела и Крови Христовых верующим и т.д. Св. Иоанн Богослов в Откровении о Иерусалиме небесном, видел, что "стена града имеяще оснований дванадесять, и на них имен дванадесять апостолов Агнчих" (Ап. 21, 14), это видение показывает, что Христова Церковь основана при посредстве 12 апостолов. Поэтому всякая Церковь, которая не имеет в основании апостольского учения, не является Церковию Христовою. В Истинной Православной Церкви все существенное дошло от апостолов, т.е. истинной или апостольской Церковию является та, которая имеет от самих апостолов преемство Даров Св. Духа чрез священное рукоположение. Другими словами, истинная Церковь восходит к апостолам чрез непрерывное преемство от них богоучрежденной иерархии, в частности-епископства: кроме того, истинная апостольская Церковь верна и апостольскому преданию, - в учении, в священнодействии и в основах церковного устройства. Если же в каком обществе христиан прервалось преемство даров Святаго Духа, принятое чрез рукоположение от апостолов, и не сохранилось в полноте и чистоте Предание, которому апостолы научили "словом или посланием" (2 Сол. 2, 15), там нет Церкви. Преемственность от апостолов и непрерывность епископства составляют одну из существенных сторон Церкви. И наоборот: отсутствие преемственности епископства в той или иной христианской деноминации лишает ее свойства истинной Церкви, даже при наличии неискаженного догматического учения. Такое понимание присуще было Церкви от ее начала. Из "Церковной истории" Евсевия Кесарийского знаем, что все поместные древнехристианские церкви сохраняли списки-диптихи своих епископов в их непрерывной преемственности. "Мы можем, - пишет св. Ириней Лионский, - перечислить тех, кто от апостолов поставлены епископами в церквах, и преемников их даже до нас", и действительно, перечисляет в порядке преемства епископов Римской церкви почти до конца второго века ("Против ересей"). Тот же взгляд на важность преемства выражал и Тертуллиан.
Он писал о еретиках его времени: "Пусть покажут начала своих церквей и объявят ряд своих епископов, который бы продолжался с таким преемством, чтобы первый их епископ имел своим виновником или предшественником кого-либо из апостолов, или мужей апостольских, долго обращавшихся с апостолами. Ибо церкви Апостольские ведут свои списки (епископов) именно так: Смирнская, например, представляет Поликарпа, поставленного Иоанном, Римская - Климента, рукоположенного Петром; равно и прочие церкви указывают тех мужей, которых, как возведенных на епископство от самих апостолов, имели они у себя отраслями апостольского семени" (Тертуллиан).
В частности,о том где есть Церковь учит св. Ириней Лионский: "Все они (еретики) позже явились, чем епископы, которым апостолы передали церкви. Где сохраняются дары Господа, там должно учиться истине, - у тех, у которых есть преемство Церкви от апостолов".
Отражая попытки искажения христианских истин в первые времена христианства, Тертуллиан писал: "Если Господь Иисус Христос послал апостолов на проповедь, то ненадобно принимать других проповедников, кроме тех, которых назначил Господь. Что же проповедовали они, т.е. что открыл им Христос, это не иначе может быть дознано, как при посредстве тех церквей, которые основали сами апостолы, проповедуя в них то живым голосом, то посланиями".
В отношении самозванных проповедников новых учений- еретиков (сегодня еретиков экуменистов и сергиан ложно называющихся 15-ю Православными Поместными Церквями), чья деятельность есть вражда на Бога и направленна к преобразованию христианства, т.е. к разрушению Церкви, Тертуллиан говорил: "А какое имеют они права требовать этого? Они должны доказать нам что они - новые апостолы: должны уверить, что Христос снова нисшел и научил их. Он образовал апостолов, оставил им власть совершать те же знамения, какие Сам Он творил. И так понимаю, надобно ожидать чудес их. Но я знаю мощь их - они так чудно подражают апостолам! Те мертвых творили живыми, а они живых делают мертвецами".