ПАМЯТЬ СВЯЩЕННОИСПОВЕДНИКА ПАВЛА КРАТИРОВА (Еп.СТАРОБЕЛЬСКОГО)

Jan 05, 2017 19:58

23 декабря/5 января Церковь празднует память мученической смерти исповедника Русского Православия - еп. Павла Кратирова (Старобельского). История нам оставила очень скудные сведения о жизни новосвященномученика и исповедника Русской Церкви епископа Павла (Кратирова). Достоверно известно, что Кратиров Павел Фёдорович, родился 6 мая 1871 в с. Покровское Тотемского уезда Вологодской губернии в семье священника Молочской Троицкой церкви, который впоследствии стал епископом Саратовским Иоанном. Родом из духовной семьи, он окончил Вологодскую Духовную Семинарию, а в 1897 Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. Преподавал в Тульской, Курской, а затем с 1902 в Харьковской Духовной Семинарии.


15/28 января 1922 священник Павел Кратиров был пострижен в монашество в Трёхсвятительской церкви Покровского монастыря наместником - иеромонахом Палладием, 2/15 февраля возведен в сан архимандрита в Кафедральном соборе Харькова. 5/18 февраля совершилось его наречение во епископа, а 6/19 февраля - хиротония во епископа Старобельского в церкви «Всех скорбящих Радосте» Покровского монастыря, по другим данным наречение и хиротония были совершены в Кафедральном соборе.

После смерти Патр. Тихона 25 марта/7 апреля 1925, еп. Павел числится среди епископов подписавших акт о восприятии церковной власти митрополитом Петром (Полянским) от 1/14 апреля 1925 Здесь он именуется еп. Старобельским. С весны 1925 жил в Харькове на положении ссыльного. Проживал на улице Мариинская 16. Весной 1926 поддержал претензии на пост Заместителя Местоблюстителя митрополита Агафангела (Преображенского).

В 1927 начался новый этап гонений на Русскую Церковь. Митрополит Сергий (Страгородский) собрав временный Синод, в который входило чуть более 10 епископов от лица всей Церкви обнародовал своё послание - «Декларацию» от 16/29 июля 1927 года. Цель послания: «...Поставить нашу Православную Русскую Церковь в правильные отношения к советскому правительству и тем дать Церкви возможность вполне законного и мирного существования». Эта попытка легализации Церкви была воспринята православным церковным сознанием, как капитуляция перед безбожной властью. Епископ Павел резко выступил против митр.Сергия, которого он не признавал ещё до выхода Декларации, считая его захватчиком высшей церковной власти, которая с 1926 должна принадлежать митр. Агафангелу Ярославскому. За это он был запрещён в священнослужении экзархом Украины митр. Михаилом (Ермаковым). Но еп. Павел отправил в конце 1927 письмо митр. Агафангелу и получил от него поддержку, так как тот назвал митр. Сергия «узурпировавшим церковную власть». Получив поддержку еп. Павел в апреле 1928 отослал митр. Сергию официальное заявление об отходе от него. За что и был запрещён в священнослужении постановлением сергиевского Синода.

Летом 1928 владыка через протоиерея Николая Загоровского отбывавшего высылку в Ленинграде, узнаёт о епископе Димитрии (Любимове), которому и отправляет письмо с сообщением, что он ещё в 1926 вышел из подчинения митр.Сергия и сейчас просит принять его в молитвенное общение. Еп. Димитрий запросил документы и объяснения по этому вопросу, и после их получения принял еп. Павла в общение, а также предложил ему окормлять ближайшие истинно-православные общины. С этого момента между ними устанавливается переписка. Например, владыка Павел просил указаний по следующим вопросам: как относится к запрещениям, наложенным митр. Сергием, существуют ли планы организовать новое церковное управление и легализировать его перед гражданской властью. В одном из писем он пишет: «Не поставлены ли мы долгом своего служения пастырского в необходимость препятствовать на каждом шагу существующей власти в её работе? Разве можем мы одобрять безбожное воспитание в современных школах? Разве допустима классовая борьба и даже угнетение одного класса другим..? Не более ли достойно нашего великого служения прямо и откровенно засвидетельствовать власти, что пути наши идут в разных направлениях и что мы можем говорить только о своём желании быть лояльными, но делами своими свидетельствовать свою лояльность не можем...»

С лета 1928 владыка начал вполне легальную деятельность в качестве правящего архиерея. Его вызвали в ОГПУ, спросили об отношении к Декларации и разрешили делать выезды для служения в храмах, которые к нему присоединялись. За лето 1928 к нему перешло около 20 общин. Первым был приход Рождественской церкви в г.Дергачи со священником Павлом Лобковским, который был помощником благочинного и диакон Иаков Подкуйко, затем собор в г.Золочеве, Покровский храм и иные храмы в г.Балаклея, четырёх сёл Богодуховского района, общины из села Бакаровки с иереем Стефаном Ильченко, села Сенного с иереем Михаилом Платоновым Ахтырского района, четырех сельских прихода Днепропетровской епархии. От всех общин он требовал законно принятого постановления о присоединении к нему.
Вскоре его снова вызвали в ОГПУ и потребовали прекратить возносить имя Патриаршего Местоблюстителя митр. Петра. После отказа со стороны владыки выполнить это требование, последовал запрет на дальние поездки и дальнейшее присоединение приходов.

В конце сентября 1928 владыку вновь вызвали в ОГПУ и разрешили дальние поездки, каждый раз с особого разрешения, но в марте 1929 последовал окончательный запрет. Выезжать на службы в другие города он перестал, хотя продолжал принимать общины. Так в 1930 под его руководство перешли иосифлянские приходы Киева, новые общины г. Ананьева Одесской епархии, г. Глухова Черниговской епархии, г. Курска, сл. Засосной Острогожского округа, с.Нескучное Липецкого округа. В январе 1931 община с. Мелекино Мантушского р-на Мариупольского округа и другие приходы. Ниже приводится список тех священников, о которых точно известно, что они подчинялись епископу Павлу. В самом Харькове к нему перешли: иерей Григорий Доля, протоиерей Иван Лисицкий, иерей Антоний Краснокутский, иерей Сергей Березянский, иерей Андрей Попов, бывший настоятель Киево-Печерской Лавры архимандрит Климент (Жеретиенко), наместник Лавры архимандрит Макарий (Величко), игумен Евстратий (Грумков) и четыре монаха, которые образовали общину, проводя богослужения тайно на квартирах. Один из монахов был Горбань Афанасий Артемович 1866 года рождения. Также перешло несколько приходов в Харьковской епархии. Помимо указанных выше ему подчинялась Преображенская церковь в селе Ледное под Харьковом, Иоанно-Предтеченский храм в селе Станичное Ново-Водолажского района. Все свои силы владыка уделял на служение Церкви Христовой, до своего последнего ареста он возглавлял около 40 иосифлянских приходов.

Кроме окормления приходов, еп. Павел занимался распространением посланий, о вреде и ложности для Православия курса выбранного митр. Сергием. Всего он написал четыре послания-рассуждения на тему, кто должен управлять Русской Церковью, два обращения к советской власти, и письмо старобельским благочинным в ответ на их коллективное обращение с упрёком о непризнании им митр. Сергия.

Из четырёх посланий до нас дошли два. В них он не только отвергал новый курс церковной политики, но и отказывался вообще признать полномочия митр. Сергия и его Синода. Он указывал на то, что митр. Сергий боролся за власть в Церкви; получив её, самовольно вступил на новый курс издав Декларацию; призывая всех к миру, он тем временем налагает на несогласных с ним церковныя прещения. Еп. Павел, также обличил пагубный результат высказываний митр. Сергия из-за которых отдавались на расправу большевикам те иерархи, которые были с ним не согласны по исключительно церковным вопросам. Существует ещё одно послание от 21 марта/3 апреля 1928 г. Оно дает хорошее представление о настроенности автора - оппонента митр. Сергия. Обращено оно к безымянному архиерею, видимо стороннику митр. Сергия. В нём автор говорит, что не надо опасаться разделений в церковной среде, а напротив, приветствовать протест «грозной работе митр. Сергия». Владыка указывает, что существуют три господствующие, схожие в направлении, Церкви: обновленческая, григорианская и сергиевская...

Массовые аресты иосифлян, или как их ещё называли приверженцы Истинно-Православной Церкви начались по плану ОГПУ на всей территории СССР. На Украине они начались с января 1931. Поэтому 4/17 января 1931 еп. Павел как руководитель Харьковского «филиала» ИПЦ был арестован. Вместе с ним были арестованы и многие его единомышленники. Процедура арестов отошедших от митр. Сергия описывается следующим образом. «Агент ОГПУ являлся к епископу и ставил ему следующий вопрос: “Как вы относитесь к Декларации митр. Сергия (Страгородского)?” Если епископ отвечал, что он её не признаёт, то агент заключал: «Значит вы контр-революционер», и епископ арестовывался».

Содержался владыка в тюрьме города Харькова на Холодной горе. Пробыв в тюрьме почти год, еп. Павел по постановлению КОГПУ от 20 декабря / 2 января 1932 по ст. 58-10, 11 УК РСФСР был приговорён к 10 годам лагерей. Но владыке не суждено было отбыть свой срок заключения, так как в тюрьме он тяжело заболел, и 23 дек./5 янв. 1932 в 11 часов 15 минут скончался в больнице Харьковской тюрьмы от саркомы лимфатических желез. Ему было 60 лет. Его сподвижники получили длительные сроки лагерей. Архимандрит Макарий (Величко) и игумен Евстратий (Грумков) были приговорены к 5 годам заключения и погибли в Свирских лагерях. Протоиерей Григорий Селецкий был приговорён к 10 годам лагерей, отбывал срок в Темниковском, а затем в Беломорском лагерях. Игумен Варсонофий (Юрченко) был осуждён на 5 лет, отбывал срок в Темниковском и Саровском лагерях.

Похоронен был владыка на кладбище, которое находилось недалеко от Озерянской церкви, что на Холодной горе. В 1960-х кладбище сносили, и тогда две монахини их Харьковской катакомбной общины перенесли останки еп. Павла на другое кладбище. К большому сожалению, они скончались, не успев показать точное место новой могилы, и теперь невозможно узнать на каком кладбище г. Харькова покоятся мощи святителя Павла. Но не смотря на то, что от нас сокрыто это место, мы, уповая на его молитвенное предстательство о нас грешных, призываем Владыку в своих молитвах: «Святителю, отче наш Павле, моли Бога о нас!»

Остаётся лишь добавить, что еп. Павел вместе с иными Новомучениками и Исповедниками Российскими был причислен к лику святых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) в 1981. Его память празднуется вместе с другими Новомучениками и Исповедниками Российскими в последнее воскресенье января в день их Собора.

Святый священноисповедниче, Святителю отче Павле, моли Бога о нас!

московская патриархия, лжецерковь, антисергианство, сергианство, священномученики

Previous post Next post
Up