ЦЕРКОВЬ О САМООСУЖДЕНИИ ЕРЕТИКОВ - I

Mar 22, 2016 16:56


"Еретики обычно, опираясь на словах Писания, - пишет Амвросиаст, - учат противно Писанию. Придавая словам Писаний свой собственный смысл, они его авторитетом одобрительным подкрепляют неправое мудрование ума своего. Ибо нечестие, зная, какой большой вес имеет авторитет Писания, под его именем слагает ложь, чтоб, поелику худая вещь не может быть ( Read more... )

московская патриархия, лжеучения о Церкви, Предание Церкви, лжецерковь, антисергианство

Leave a comment

О самоосуждении еретиков. дополнение. consensus July 26 2016, 14:46:56 UTC
Святитель Феофан Полтавский: "Особенно ужасно падение епископов, когда они отпадают от догматов веры или, как выражается Апостол, когда они хотят "превратить благовествование Христово" (Гал.1,7).Таковым повелевает Апостол изречь анафему: "Кто благовествует вам не то, что вы приняли - говорит он, - да будет анафема" (Гал.1,9). И медлить здесь не нужно, продолжает он: "Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден" (Тит.3,10-11). Иначе, то есть за равнодушие к отступлению от истины, тебя может постигнуть суд Божий: "Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих" (Откр.3,16).

Свт. Василий Великий о том же говорит в следующих выражениях: "Церковные уставы обличенных в тяжких грехопадениях отлучают от прочего тела - "малая закваска квасит все тесто" (1Кор.5,6). Посему, согласно с волею Благого Бога - отнимать беззаконных от народа... А сколь вредно не отделять беззаконных от общения со святыми членами Христовыми, сие выразил Апостол, укоряя Коринфян за то, что они не плакали, "дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело" (1Кор.5,2).

Еретики не только "видимым действием церковной власти", но и "невидимым действием суда Божия, как мертвые члены, отсекаются от Тела Церкви", - гласит Пространный Христианский Катихизис. Ибо еретика от Церкви отлучает сама проповедуемая им ересь, а церковная власть (например, Собор) лишь видимо подтверждает уже совершившийся над еретиком суд Божий. "Аще рекут кому правила "да извержется", - говорит в своем поучении к священному чину Московский Патриарх Иосиф, - таковый и есть да извержен, хотя бы и не было над ним формального суда церковного". А новосвященномученик епископ Марк (Новоселов) свидетельствует: "Вера Церкви противится такой-то или такой-то ереси не потому, что эта ересь осуждена таким-то или таким-то Вселенским Собором, а как раз наоборот: такой-то Вселенский Собор осудил такую-то ересь потому, что она противится вере Церкви".

Согласно Священному Писанию и святоотеческому учению, еретик "самоосужден" (Тит.3,11), "уже осужден" (Ин.3,18); еретики навлекают "сами на себя скорую погибель" (2Пет.2,1), "сами себя отлучили от Церкви" (преп. Максим Исповедник). Святые Отцы говорят: "Кто мудрствует иначе, чем она [Церковь] научает, тот сам себя предал анафеме" (прпп. Варсонуфий и Иоанн). Дерзающий искажать или переменять православное исповедание "уже отвергся веры Христовой, уже подвергся добровольно вечной анафеме за хулу на Духа Святого" (Окружное Посл. Вост. Патр. 1848 г.). Наконец, еп. Феофан Затворник подробно объясняет это: "Еретик, упорно стоящий в ереси, отселе уже сам себя приговаривает к сему лишению царствия, - не приговаривая приговаривает самым действием упорства в ереси".

Reply


Leave a comment

Up