Oct 11, 2015 19:35
Молитва Церкви совершается о утверждении и развитии чего-либо, что она считает своим идеалом; или же о прекращении того, что она считает злом. Поэтому, молясь о власти, она или признаёт, что она в своих стремлениях является по существу доброй и потому заслуживает молитвы, дабы она укреплялась, как начало способствующей развитию добра, или же, если не признаёт её доброй, должна молиться о прекращении ея влияния, или обращения ея в сторону истины и добра. Это в формуле поминовения должно быть выражено ясно, чтобы не ввести верующих в заблуждение и соблазн. К сожалению, формула поминовения м-том Сергием заимствована у обновленчества или у григорианства, как раз этой точности и определённости в себе не содержит, формула эта выражена так : "еще молимся о стране нашей и властех ея, да тихое безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте". Эту формулу можно понимать и так, и эдак, как она введена по требованию власти, то, конечно, она есть стремление показать пред ними сочувствие к ним и их признание, иначе она была бы отвергнута властию, как её дискредитирующая. Следовательно, эту молитву о власти можно признать молитвой положительной, т.е. молитвой о том, что Церковь одобряет и считает по существу добрым. Но тогда она одобряет большевизм и его идеологию, а, следовательно, отрекается от своей, ибо та и другая друг другу противоположны. Что именно поминовение - есть одобрение, а не отвержение большевизма - это само собой ясно, потому что есть следствие декларации, которая в сущности является документом признания Церковью большевизма. Но так как совесть издавших декларацию и введших поминовение власти в Церкви не мирится с положительной молитвой о ней, как начале отрицательном, то для себя и для верующих оставляется лазейка, что они молятся о прекращении зла, когда добавляют: "да тихое безмолвное житие поживём во всяком благочестии и чистоте". Но уже мы говорили, что такие недомолвки недопустимы в Церкви. Церковь свята и нет в ней никакой погрешности. Риза ея должна быть чистой, кристальной. Между тем двусмысленность, сознательно допускаемая - есть обман и ложь, что Церкви не свойственно. Это налагает пятно на ея светлость. Конечно, это пятно ложится не на Церковь, которая не допускает никакой лжи, даже её запрещает, хотя бы она была только недоговорённостию. Это ясно из приведённых выше слов Спасителя об отречении от Него пред человеками, на лиц, допускающих такую ложь. И они, чтобы не осквернить тела Церкви, должны быть из Нея, если не покаются, извергнуты. В то же время такая двусмысленность, как видно из тех же слов Спасителя об отречении пред человеками, не спасёт, изрекших ея, от осуждения за отречение. Итак, в поминовении м-т Сергий допустил второй акт отречения от истины, ибо оно по существу есть одобрение большевизма. Но ведь есть апостольская заповедь о молитве за власть: "…прошу совершать молитвы, прошения, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу" (1 Тим. 2, 1-3). Здесь имеется ввиду молитва о личностях, о царе и всех начальствующих, которые могут измениться в своём нравственном состоянии, поэтому у нас в Церкви раньше было введено поименное поминовение царей, а не вообще, молясь о власти. В поминовении же м-та Сергия лица не упоминаются, а взят только принцип о властях. Но принцип и идеология власти большевизма - безбожны, богоборческие, всегда неизменные в нравственном отношении, то, конечно, молиться за них нельзя. Церковь молилась и о языческих императорах; но как она молилась? Из формулы апостольской "да тихое и безмолвное житие поживём во всяком благочестии и чистоте" видно, что она молилась о их обращении, дабы прекратилось гонение на Церковь, что именно такой была древняя молитва о языческих императорах, видно из некоторых древних помянников. Так, такая молитва или формула молитвы об обращении приводится у св. мученика Иустина Философа; такая же формула, говорят, сохранилась в древнем списке литургии у магабаратских христиан в Индии. В этом смысле, если бы Церковь молилась о лицах, стоящих во главе современной власти, то для Церкви не было бы ничего предосудительного. Но так как Патр. Тихон большевиков (советскую власть) предал анафеме, то очевидно и такая молитва, молитва о их обращении, в Церкви невозможна. Так что м-т Сергий, введши поминовение властей в Церкви, погрешил догматически.
Можно ли молиться за большевистскую власть, это хорошо раскрыто у проф. Муратова в "Богословском Вестнике", кажется, за 1911 г., хотя тогда большевиков у власти не было ещё, но ему пришлось высказать это по поводу одного магистерского сочинения об Антихристе, где затронут был вопрос: можно ли молиться за Антихриста, и так как существо власти современной и Антихриста - одно и тоже. Но то или иное решение этого вопроса об Антихристе приложимо и к современной власти.
Профессор Муратов доказывает, что Церковь молиться за Антихриста, хотя он и будет стоять во главе власти государственной, не может, хотя по словам Апостола, - говорит Муратов, - нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены (Рим. 13, 1). На этом основании всякая власть, даже языческая, есть Божие установление, и потому за каждую власть можно молиться, но только, - говорит он, - не об Антихристе. Власть Антихриста не будет Божиим установлением, ибо она по существу будет богоборческой, стремящейся ниспровергнуть Богоустановленный мiропорядок и поставить на его место - свой. Поэтому это скорее - анархия, чем власть. Если мы называем её властью, то только потому, что не имеем другого соответствующаго термина для ея названия, а поэтому Церковь, - говорит он, - за него молиться не может.
Мы молимся за языческую власть, потому что в сущности она принципов Божества и Его Законов не отрицает, но лишь имеет об этом неправильное представление. А по существу она стремится поддерживать Богоустановленные Законы. Но не такова власть Антихриста, он будет сознательно вести борьбу против Бога, и поэтому молиться за неё нельзя. То же приложимо и к современной власти, так что защитникам поминовения, из всего сказанного, нельзя оправдать себя и ссылками на св. Писание, и на древний обычай Церкви молиться за языческих императоров. Как относятся к такой молитве об отступниках св. Отцы, видно из следующего примера. Проф. Лопухин в биографии Златоуста рассказывает следующее: "Император Аркадий, освободившись , наконец, от невыносимой тирании своей злонравной супруги, хотел найти себе облегчение от сердечной туги в молитвах пустынников, но когда он обратился с просьбой помолиться за него к знаменитому Синайскому отшельнику Нилу, то отшельник с истинною твёрдостию и дерзновением древних пророков отписал ему: "По какому праву желаешь ты, чтобы царствующий град избавлен был от опустошающих его землетрясений, когда в нём совершаются такие преступления; нечестие с неслыханною наглостию возводится в закон и когда из него изгнан столп Церкви, светило истины, труба Христова, блаженный епископ Иоанн (Златоуст)? Как можешь ты желать, чтобы я согласился молиться об этом злосчастном городе, потрясенным всесокрушающим гневом небес, когда я изнывал от скорби, потрясён духом, когда моё сердце разрывается от злодеяний, совершённых на твоих глазах против всех законов?"
И отказался от молитвы за город и за царя только потому, что в нём были допущены такие вопиющие беззакония; то что говорить о современном положении? А вот ещё пример, как древние Отцы относились к такого рода явлениям: "Папа Иннокентий, узнав о подробностях дела изгнания Златоуста, писал Аркадию: "Кровь брата моего Иоанна вопиет к Богу на тебя, царь, как в древности кровь Авеля праведного вопияла на братоубийцу Каина и она будет отомщена потому, что ты во время мира воздвиг гонения на Церковь Божию, изгнал ея истинного пастыря, изгнав вместе с тем и Христа, а стадо вручил не пастырям, а наёмникам".
Если такие действия православного императора изгоняют из Церкви Христа, то что говорить о действиях м-та Сергия?
Третьим актом отречения от веры в действиях м-та Сергия является напечатанное им в 1929 г. интервью. В нём он говорит, что у нас нет гонения на Церковь, а пастыри и верующие, подвергнутые арестам и ссылкам, страдают за свои политические преступления. Этим м-т Сергий становится на точку зрения большевизма, по которой вера является именно политическим преступлением, такой взгляд, понятный в устах большевиков, для которых вера является одним из главных препятствий к распространению их идей безбожия. В устах м-та Сергия такие слова есть отречение от веры, отречение от мучеников. После всего этого можно ли оправдать действия м-та Сергия и считать управление им Церковью каноническим? Можно ли иметь общение с ним? Он сам принял власть в каноническом отношении по законному преемству, но этого мало. Чтобы быть в общении с ним, нужно чтобы и его действия были каноническими; а как видно из приведённых выше документов и его распоряжений, они таковыми не являются. Многие указывают на 15 пр. Двукратного Собора, запрещающего отделяться от главы Церкви до Собора кроме вины впадения его в ересь, но указанные факты его отречения от веры несомненно больше, чем ересь.
Ересь - извращение истины, а в указанных фактах есть отвержение и отречение от неё. Этот последний грех несравненно больше и даёт больше прав на отделение от общения с м-том Сергием. Грех большевизма - есть грех ипостаси. Грех восстания на Бога - грех чисто сатанинский. М-т Сергий своими документами о признании большевизма стал участником этого греха, и если он не осознает его и не покается, то должен быть извержен из Церкви. Это право, конечно, принадлежит Собору. Мы, каждый в отдельности, не можем это сделать, но чтобы не сделаться сообщником его греха, следуя его распоряжениям, мы, как к средству защиты чистоты своей веры, можем вполне на законных основаниях прибегнуть к отделению от него, хотя бы на основании того же 15 пр. Двукратного Собора. Тем более это мы должны сделать потому, что м-т Сергий, не ограничиваясь тем, что сам впал в указанный грех ипостаси, насильственно вынуждает к тому и своих последователей, налагая на несогласных с ним репрессивные меры, как то: запрещение управления епархиями епископам, не желающим проводить в жизнь его распоряжения о поминовении: отлучение от Церкви, запрещение допускать несогласных к причащению Св. Таин, запрещение отпевать их. Так недавно умер в Твери еп. Платон, он был отпет на дому двумя священниками, и местный еп. Фаддей ограничился служением заглазно литии. Это, по объяснению ар. Гурия, произошло, очевидно, потому, что еп. Платон был оппозиционером, так что, пребывая в общении с ним и мы можем отпасть от Церкви потому, что он насильственно вынуждает к тому и своих последователей.
6 июля 1937 г.
богословие Церкви,
Предание Церкви,
антисергианство,
священномученики