Ѳеодора во Христѣ Богѣ вѣрная царица самодержица Ромеевъ,
княгиня Комнина Палеолог.
О вѣрѣ я думаю не такъ, какъ о прочихъ дѣлахъ добрыхъ, какія кто можетъ совершать для спасенія себя самого. Хорошо скрывать сіи дѣла отъ всѣхъ, да видящій ихъ въ тайнѣ небесный Отецъ и Богъ воздастъ за нихъ явно; а вѣру, какъ источникъ, начало, матерь всякой добродѣтели, не скрывать, а исповѣдывать предъ всѣми и народовать спасительно. Она-то, какъ мнѣ кажется, и есть тотъ свѣтъ, который, по заповѣди святаго Евангелія, долженъ свѣтиться предъ человѣками. Посему, царственность Моя никогда не скрывала вѣры и теперь не скрываетъ ее, напротивъ, оповѣщаетъ и подтверждаетъ, что Она вѣруетъ такъ, какъ давно научила ее вѣровать и исповѣдовать Церковь Божія. Это знаетъ Богъ, испытующій самыя глубины сердецъ нашихъ; но да будетъ вѣдомо и всѣмъ людямъ, что мы не содержимъ никакого другаго ученія, кромѣ того истиннаго, которое преподаетъ Церковь соборная и апостольская. Поелику же царственность Моя, по благодати Божіей, такъ мыслитъ и такъ полагаетъ, то явно, что Она всею душою отвергаетъ, ненавидитъ и считаетъ мерзкимъ то дѣло (унію), которое недавно случилось въ Церкви и смутило ее всю, какъ бы ни называли оное, миръ или икономія, или инымъ подходящимъ именемъ, а тѣхъ, которые еще и теперь хвалятъ и одобряютъ оное, признаетъ преоборителями Церкви Божіей, противниками собственнаго спасенія, врагами и заразителями всѣхъ тѣхъ, которые принимаютъ ихъ, и отвергаютъ какъ виновниковъ погибели душъ. Ибо ежели душевредность сего дѣла и не обнаруживалась прежде, то не скрывается отъ Моей царственности теперь, бывъ обличена дѣлами и рѣчами, которыхъ истинность не подлежитъ сомнѣнію. Впрочемъ, царственность Моя, по благодати Божіей, еще и тогда, когда началось это дѣло, весьма тяготилась имъ, и едва терпѣла необычайность и новость его, давно негодовала, хотя и не постигала всей опасности отъ него, а теперь негодуетъ тѣмъ болѣе, что ясно видитъ худой конецъ онаго недобраго замысла. Но довольно объ этомъ. Поелику же Церковь Божія осудила Векка за хульные догматы его и съ нимъ Мелитиніота и Метохита, какъ единомысленниковъ, и ославила и отлучила отъ общенія съ собою, то и царственность Моя, вслѣдствіе такого рѣшенія ея, достодолжно считаетъ ихъ отобщенными и отверженными. А такъ какъ сія же святая Церковь Божія опредѣлила не удостоивать уставныхъ поминовеній и скончавшагося супруга моего и владыку и царя за помянутое дѣло и смятеніе, то царственность Моя, предпочитающая всему страхъ Божій и покорность святой Церкви, любитъ и принимаетъ и это опредѣленіе ея, и никогда не понудитъ ее совершать поминовеніе души владыки моего и царя и супруга, или что-либо другое сверхъ заповѣданнаго мнѣ. Ибо согласоваться во всемъ съ Церковію Божіею и слѣдовать за нею хочетъ царственность Моя, устрояющая, такимъ образомъ, спасеніе свое, и желающая явно исповѣдать предъ всѣми вѣру свою, которую приняла отъ отцовъ, сохранила до настоящаго времени и сохранитъ до конца, будучи хранима силою создавшаго и воцарившаго ее милосердаго Бога».
(Къ этому Исповѣданію была привѣшена золотая печать на шелковомъ шнуркѣ пунцоваго цвѣта, а на печати съ лица вычеканена была Пресвятая Богоматерь, носящая Младенца, на оборотѣ же - столпописаніе самой святой царицы).
Источникъ: Востокъ христіанскій. Аѳонъ. Доктора еллинской словесности, епископа Порфирія Успенскаго. Исторія Аѳона. Часть III. Аѳонъ монашескій. Отдѣленіе второе. Судьба его съ 911 по 1861 годъ. - СПб.: Типографія И м п е р а т о р с к о й Академіи Наукъ, 1892. - С. 113-114.