Где Церковь, там и Дух Божий, и где Дух Божий, там Церковь и всякая благодать, а Дух есть истина. Не должно искать у других истины, которую легко получить от Церкви, ибо Апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в нее все, что относится к истине, так что всякий желающий берет из нее питие жизни. Она, именно, есть дверь жизни, а все прочие «учители» суть воры и разбойники. Посему, должно избегать последних, но с величайшим тщанием избирать то, что относится к Церкви, и принимать предание истины. (Свщмч. Ириней Лионский. Против ересей)
Священный Синод ИПЦ Греции и Кипра. Епископы Церкви Христовой:
Епископское служение - это высшее иерархическое служение в Церкви Христовой. Церковь как богочеловеческий организм, как «Тело Слова», имеет свою структуру. Как мы знаем из Св. Писания, иерархия в Церкви как Теле Христовом является не человеческим, но Божиим установлением. Св. апостол Павел пишет: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова, дабы мы не были более младенцами, колеблющимися... всяким ветром учения» (Еф. 4:11-14). Отсюда становится понятным, зачем Церкви иерархия. Она нужна для освящения верных, возведения низших к высшим и для приобщения к полноте Тела Христова, то есть Церкви, внешних (язычников и еретиков). Целью иерархического служения, таким образом, является единство всей Церкви, иерархии и верных, в вере и познании Сына Божия. Единство веры является главным и основополагающим принципом церковного бытия, поскольку вера во Христа, открытая Самим Богом - это основание Церкви.
Перефразируя св. Григория Синаита, можно сказать, что вера - это «Бог, действующий все во всех», дар Св. Духа. Поэтому когда люди приходят в Церковь, они должны оставить за порогом Ея все свои прежние верования и мнения своего ума и принять «богонаученную» веру Церкви, «единожды преданную святым» Самим Богом. Иными словами, в Церкви Христовой не может быть никакого разнообразия мнений и вер, поскольку тайна единства Церкви, как учат св. Отцы, это тайна единства Св. Троицы, в Которой не может быть никаких «особых мнений» и разногласий между Лицами. Вот слова св. Киприана Карфагенского: «Господь говорит: “Аз и Отец едино есма” (Ин. 10:30) и “и Сии Три едино суть” (1 Ин. 5:7). Кто же подумает, что это единство, основывающееся на непременности божественной и соединенное с небесными Таинствами, сможет быть нарушено в Церкви и раздроблено разногласием противоборствующих желаний? Нет, нехранящий такового единства не соблюдает Закона Божия, не хранит веры в Отца и Сына, не держится жизни и спасения». То есть для св. Киприана единство Церкви - это единство Св. Троицы, которое не может нарушаться в Церкви. «Пусть расторгнутся еретики, но Троица не расторгнется», - скажет позже св. Василий Великий. У Церкви одна вера именно потому, что у Нея один Бог: «Одно Тело и один Дух... один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми и через всех и во всех нас» (Еф. 4:4-6)
Однако здесь, на земле, из-за несовершенства христиан возможны погрешности в вере и жизни у членов Церкви. Для этого-то и существует иерархия, чтобы эти погрешности исправлять, и в этом - одна из главных ея функций. В будущем же веке, «когда настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратиться» (1 Кор. 13:10), то есть иерархии в том виде, как она сейчас существует в Церкви, «иерархии по чину Аарона», уже не будет в Царстве Небесном, но будет иерархия «по чину Мелхиседека», иерархия славы.
В Церкви высшим иерархом является епископ (в переводе с греческого буквально означает «надзиратель, надсмотрщик» над стадом). Он призван, главным образом, тщательно наблюдать за православностью веры своих пасомых. Епископ является хранителем чистоты веры по преимуществу. Епископа избирает Бог через избрание Своей Церковью и дает ему дар Св. Духа: Бог Отец «изливает от силы Своей, от первоначального Духа преданного... Своему Возлюбленному Сыну Иисусу Христу, Которого Он даровал св. Апостолам, основавшим Церковь... пасти... святое стадо и безупречно соблюдать... первенство священства (primatum sacerdotii)... приносить дары Св. Церкви и благодатью Духа, сподобившего первенства во священстве, иметь власть отпускать грехи ...и жаловать жребии...». Таким образом, именно епископ является иерархом Божиим по преимуществу, и именно через него Бог Отец раздает Свои дары Св. Духа - священства и служения - «отеческому жребию», то есть низшим степеням клира: пресвитерам и диаконам. Этот «общий и сходный для клира дух» клирики имеют право лишь получать, давать же его они не имеют права. Итак, все таинства в Церкви совершает только епископ или сам лично или через пресвитеров.
Св. Игнатий Богоносец ставит епископов в таком же отношении ко Христу, в каком Христос стоит к Богу Отцу: «Иисус Христос есть мысль Отца, как и епископы, поставленные на концах земли, находятся в мысли Иисуса Христа». С другой стороны, верные «соединены с епископом так же, как Церковь с Иисусом Христом и как Иисус Христос с Отцом, дабы все было согласно через единение». При этом в Церкви может быть только одно епископство, общее на всех, ибо один Бог Отец, но носителей епископства - иерархов - много. Св. Киприан учит: «Церковь по всему мiру одна, разделенная Христом на многие члены, и епископство одно, разветвленное в единодушном лике многих епископов». Это епископство, так же как и отечество на небесах и на земле (Еф. 3:15), исходит не от людей, «не от хотения плоти, не от хотения мужа» (Ин. 1:13), но нисходит «от Отца Иисуса Христа, епископа всех». Таким образом, по св. Игнатию, епископ - это образ Иисуса Христа, который соединен со своей паствой так же как Христос с Отцом и как Христос с Церковью, то есть «в плоть едину» (Еф. 5:29-32). Вот тайна единства епископа со своей Церковью!
Итак, как Христос един с Отцом по природе и энергии (благодати), так и епископ един с Церковью по вере и по делам. Не может в Церкви быть разной веры у епископа и верных, как не может быть разных природ у Христа с Отцом! Вера епископа для св. Игнатия - критерий Православия, все должны быть согласны в вере с епископом: «Посему вам надлежит согласовываться с мыслью епископа». О том же ап. Павел умоляет коринфян: «чтобы все вы говорили одно и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и мыслях» (1 Кор. 1:10).
(Из статьи иер. Феофана - Епископ и его Церковь) Основой прав епископов служит апостольское преемство. Почти при каждом упоминании о епископах св. Киприан называет их преемниками апостолов, и, наоборот, апостолов он называет часто епископами. Учение об апостольском преемстве епископов было развито уже св. Иринеем и Тертуллианом (ср. св. Ириней, X, 4b и Тертуллиан, XI, 11)
Свмч. Ириней Лионский подробно говорит о епископах как о хранителях апостольской веры. Он понимает апостольское преемство епископов в смысле преемственного хранения ими апостольского Предания. Такое учение о епископах, выработанное в противовес гностицизму, оказалось недостаточным после появления расколов, не искажавших апостольского Предания. В борьбе против расколов Новата и Новациана св. Киприан развил учение о епископах как наследниках не только апостольской веры, но и апостольской власти. Господь даровал ап. Петру власть вязать и решить. Отсюда преемственно истекает власть епископов управлять Церковью и заведовать всеми проявлениями ее жизни. От епископа зависит поставление клириков, богослужение, принятие в общение падших (XI, 18с-d).
св. Игнатий Богоносец, муж апостольский:
Послание к Ефесянам. гл.5: "Постараемся же не противится епископу, чтобы нам быть покорными Богу".
гл.7: "И чем более кто видит епископа молчащим, тем более должен боятся его. Ибо всякого, кого посылает домовладыка для управления своим домом, нам должно принимать так же, как самого пославшего. Поэтому ясно, что и на епископа должно смотреть, как на самого Господа, Впрочем сам Онисим чрезвычайно хвалит ваше благочинное о Боге поведение, что все вы живете сообразно с истиною, что среди вас нет никакой ереси, но что вы и не слушаете никого, кроме Иисуса Христа, проповедующего истину".
Послание к Магнезийцам, гл. 3: "И вам надобно не пренебрегать возрастом епископа, а, по силе Бога Отца, оказывать ему всякое уважение, как я заметил во святых пресвитерах ваших, что они не смотрят на видимую молодость его, а как богомудрые, повинуются ему, впрочем, не ему, но Отцу Иисуса Христа, епископу всех. итак в честь Того, Который возжелал его, нам надобно повиноваться без всякого лицемерия; потому что такой обманывает не этого, видимого епископа, но невидимого. Такое дело относится не к плоти, а к Богу, знающего тайное."
Послание к траллийцам, гл. 2: "Ибо, когда вы повинуетесь епископу, как Иисусу Христу, тогда, мне кажется, вы живете, и не по человеческому обычаю, а по образу Иисуса Христа, Который умер за вас, чтобы вы, уверовав в смерть Его, избежали смерти. Посему необходимо, как вы и поступаете, ничего не делать вез епископа. Повинуйтесь также и пресвитерству, как апостолам Иисуса Христа- надежды нашей, в Котором дай Бог жить нам. И диаконом, служителям таинств Иисуса Христа, все должны всячески угождать, ибо они не служители яств и питий, но слуги Церкви Божией, поэтому- то и им должно беречься от нареканий, как от огня".
гл.3: "Все почитайте дьяконов, как заповедь Иисуса Христа, а епископа, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви. Я уверен, что так думаете и вы сами. Ибо образец вашей любви я получил и имею при себе в вашем епископе, которого самая наружность весьма поучительна, а кротость исполнена силы. Думаю, что сами неверующие уважают его, ибо и им нравится то, как я не щажу себя".
Свмч. Ириней Лионский: "Проповедь Церкви постоянна и пребывает неизменно и имеет свидетельство от пророков и апостолов и всех учеников в начальные времена и в средние и последние и во всем устроении Божием и Его твердом дейстовании относительно спасения человека, которое содержится в нашей вере: ее-то приняв от Церкви мы соблюдаем, и она всегда чрез Духа Божия, как драгоценное сокровище в прекрасном сосуде, в котором содержится. Ибо этот дар Божий вверен церкви, как дыхание жизни дано первозданному человеку, для того, чтобы все члены принимающие его оживотворялись; и в этом содержится общение со Христом, т.е. Дух Святый, залог нетления, утверждения нашей веры и лестница для восхождения к Богу. Ибо в Церкви, - говорится, - Бог положил Апостолов, пророков, учителей и все прочие средства действования Духа, коего не причастны все те, которые не согласуются с Церковью, но сами себя лишают жизни худым учением и самым худшим образом действия. Ибо где Церковь, там и Дух Божий, и где Дух Божий, там Церковь и всякая благодать, а Дух есть истина. Посему те, кто не причастен Его, не питаются для жизни от сосцев матери, не пользуются чистейшим источником исходящим от Тела Христова, но выкапывают себе сокрушенные колодцы из земных рвов и пьют гнилую воду из грязи, удаляясь веры Церкви, чтобы не обратиться, и отвергая Духа, чтобы не вразумиться… Мы же молимся, чтобы не оставались в той яме, которую сами выкопали, но удалились из пустот и оставили тьму, и чтобы они законно родились, обратившись к Церкви Божией, и чтобы Христос образовался в них, и чтобы они познали Творца и Создателя сей вселенной, единого и истинного Бога и Господа всего. Мы молимся об этом для них, любя их гораздо лучше, чем сами они думают любить себя. Ибо наша любовь, как истинная, спасительная для них, если только они примут ее."