Итак, второй рассказ из дагестанской поездки недавно прошедшего года - о памятниках вольных сел Аварии.
Как бы не были сильны и как бы высоко ни сидели на своем отвесном плато хунзахские нуцалы и ханы, которые в лучшие годы могли себе позволить осадить не только осадить Дербент, но и разорить Грузию, всю Аварию они покорить так и не смогли. Селения вольных обществ, предпочитавшие жить своим адатом, забрались самые на крутые склоны и грозно ощетинились боевыми башнями: враг не пройдет!
Шамильский район Дагестана, о котором я начал писать еще в прошлой серии - это бывшие земли Гидатля, самого известного вольного союза Аварии, и союзных ему селений. И, пожалуй, самый живописный в Дагестане заповедник горской башенной архитектуры.
ЯЗЫЧЕСКИЕ СОЛНЦА КАХИБА
Селение Кахиб, наша первая цель, устроилось в ущелье реки Кахибтляр, притока Аварского Койсу среди слоеных, будто рваных, выветренных гор. Правда, говоря строго, "Кахиб" - это название всей окрестной местности с выселками и хуторами. Древнее башенное село, ради которого мы тут оказались, называлось Бакдаб.
От райцентра Хебда в Кахиб недолгая, но довольно крутая дорога вверх по ущелью. Когда-то Кахиб был знаменит своими исламскими учеными и шейхами. И сейчас первое, что встретит здесь путешественника зиярат (святое место) с источником, посвященный трем здешним тарикатским шейхам начала XX века - Хасану-афанди, Хабибулле-хаджи и Мухаммадзарифу-афанди. Проезжие обязательно остановятся здесь, чтобы набрать воды в дорогу...
Современный Кахиб - узкие кривые дороги, сады, школа и аккуратная мечеть. Новому селу лишь несколько десятилетий: в пятидесятые жители древнего Бакдаба, измученные постоянными обвалами и оползнями, перебрались на более спокойный и удобный берег реки. Окончательно Бакдаб опустел в семидесятые - кто-то до последнего отказывался покидать родные стены.
В очередной раз удивляюсь своему везению попадать в нужное время к правильным людям: машина, подобравшая нас от Хебда, привезла нас прямиком в дом Ирайганат Магомедсаидовой, местного библиотекаря, учителя и краеведа. Конечно же, мы тотчас были приглашены на чай, а где в Дагестане чай - там и ночлег. В наше распоряжение отдали сельскую библиотеку, по совместительству краеведческий музей (в каждом уважающем себя селении в этих краях можно найти внушительную этнографическую коллекцию).
Пожалуй, кахибскую библиотеку я могу смело записать в личный топ самых запомнившихся мест ночевки.
...Еще и беременная кошка нашлась в старинном резном сундуке!
Ирайганат Магомедсаидова и ее брат Пахрутдин, военный доктор, живущий в Мурманской области и бывающий на родине наездами - одно из лучших воспоминаний от горной Аварии в целом. Приняли нас действительно тепло и искренне. Обычно, учитывая, что гостеприимство на Кавказе - вопрос древнего этикета, все время спрашиваешь себя, не злоупотребляешь ли? У них дома этого ощущения не возникло ни разу.
К чаю - немного местного деликатеса, копченого курдюка. Много не съешь, но вообще-то весьма интересно. На чем же еще, думаете, наедают мышцу дагестанские борцы?
Отчаевничав и бросив рюкзаки, отправляемся с Пахрутдином на развалины Бакдаба.
Река Кахибтляр будто делит ущелье на две половины, мертвую и живую. С одной - нынешний Кахиб с его звуками и запахами, с другой - грозный скелет укрепленного аула на крутом склоне. А если серьезно - едва ли не самые живописные развалины, виденные мной на Кавказе.
Гости с живой стороны часто ходит на мертвую - собрать трав, поклониться могилам, да и просто пройтись. По пути на ту сторону минуем старинное кладбище...
На той стороне Кахибтляр, прямо на крутом склоне горы видим ряд памятников - как я понял, кенотафы кахибцев, погибших или умерших на чужбине (поправьте меня, знающие люди, если я неправ). Подобные памятники стали появляться здесь, говорят, еще в XV веке, когда Гидатль и окрестности были только обращены в ислам и их жители сами начали нести новую веру соседям саблей и огнем. Ставили такие стелы и воинам, сражавшимся под знаменами Шамиля против русских. Кому посвящены эти памятники, я спросить забыл.
В развалинах села сохранилось две боевые башни (каждую строил отдельный тухум - фамилия; в джамаате - сельском обществе могло быть несколько тухумов), да впечатляющие развалины мечети.
Мечеть Бакдаба и боевая башня рядом с ней. Мечеть, надо сказать, больше напоминает замок...
В ее основе явно более раннее строение - часть нижнего яруса выполнена в другой, более древней кладке.
В ней, в свою очередь, камни с языческими петроглифами...
А вот, опять же, в развалинах мечети - самый впечатливший меня кахибский петроглиф. Языческие олени несут солнца на рогах.
В поисках свидетельств давнего язычески-христианского прошлого Аварии по Бакдабу можно ходить долго - это очень увлекательное занятие!
Немало в Бакдабе-Старом Кахибе, конечно, и памятников арабской эпиграфики...
Единственная целая, восстановленная относительно недавно башня, композиционный центр селения:
Гулять в развалинах можно долго - но в наших планах еще попасть до темноты в соседний Гоор. Поэтому разворачиваемся и возращаемся в Новый Кахиб...
ГООР: БАШНИ НАД ПРОПАСТЬЮ
От Кахиба до Гоора - минут сорок пешего хода вверх по склону.
Гоор встречает нас собачьим лаем и пристальным вниманием местных: мужчины на годекане захотели увидеть наши документы: "время такое, кто знает, кто там может ходить?". Особенный ажиотаж вызвал голландский паспорт моего спутника...
Мы были в Гооре в первой половине июля. А в августе в этой местности силовики застрелили двух молодых чабанов, бодро отрапортовавшись об уничтожении террористов (погибших даже по этому случаю "снабдили" формой и автоматами). Во всех окрестных селах связь погибших парней с "ваххабистами" упорно отвергают. Впрочем, таких историй на всем Восточном Кавказе, увы, немало.
Но вернемся к нашим камням.
Говорят, на нынешнем месте гоорцы живут со времен прихода в Гидатль ислама; их предкам не раз приходилось менять место проживания из-за постоянных угроз вражеского нападения, покуда они не были вынуждены забраться на самый гребень горы.
Когда-то в Гооре жило несколько тухумов, каждый из которых выстроил башню на случай осады - всего их в селении было семь, до наших дней дошли всего три, еще одна рухнула относительно недавно.
Гоорские башни сразу впечатлили обилием петроглифов в кладке - здесь еще интереснее, чем в Кахибе!
Что вот, например, за всадник слева? Не святой ли Георгий, перекочевавший в кладку башни из какого-нибудь средневекового дома или часовни?
Неизбежные свастики, символ хода солнца по кругу...
На отшибе мечеть с зияратом местного святого шейха и древнее кладбище. В Гооре, пишут, сохранились стелы шахидов еще XV века...
А в мечети, пишут, до коллективизации хранилась книга - летопись селения, безвозвратно ныне утраченная...
...Начинает темнеть. Коллега Airmiles Davis на башне и мир вокруг нас.
В какой-то момент, ближе к закату, посреди руин накрыло ощущение огромности мира и желание сесть на гребне и, не двигаясь, впитывать воздух, пейзажи и тишину вокруг. Меж тем, подошло время вечерней молитвы - и вот уже с минаретов окрестных сел далеко внизу начали один за другим раздаваться азаны.
Из оцепенения меня вывел шум мотора - отдохнуть у башен приехала целая семья на "приоре"; отец семейства, нельзя не признать, оказался асом художественной парковки...
Уже к самой темноте возвращаемся в Кахиб, где нас ждет ужин и приятная беседа, чтобы наутро двинуться в сторону
Датунской церкви и селения Корода, где когда-то провозгласили имамом Гамзат-бека, второго вождя газавата и предшественника Шамиля. Именно он в свое время вырезал род аварских ханов, но об этом можно и в "Хаджи-Мурате" прочитать...
Дагестан-2016
Авария христианская. Датунский храм, страж воскресного ущелья Другие рассказы о Кавказе
Ингушетия. Древние церкви в горах - призраки ушедшего христианства Аланские храмы Карачая: древнейшие в России Хузрук. Неоцененный заповедник деревянного зодчества в сердце Кавказа Осетия: Фиагдон, святая гора Тбау и Даргавсский некрополь Осетия: древние села среднегорья. Урсдон, Дагом, Донисар