Позорнейшим образом забросил журнал, не закончив даже летней серии. Хотя, тем временем, подобрался к самым интересным и вкусным местам поездки: турецкой Армении. А именно, Карсу с Ани и озеру Ван.
ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ
Мертвый город Ани, в IX-XII веках столица одноименного армянского царства, из тех мест, что я хотел посетить очень давно. Помню, картинку с полуразрушенными соборами мертвого города и играющими на их фоне детьми я увидел в книжке еще в младшешкольном возрасте - и как-то запало в душу. О том, чтобы сюда попасть, я много думал в прошлую поездку в Восточную Турцию, но тогда победило желание увидеть курдский юго-восток Анатолии. Зато идея нынешней поездки и выросла из мысли доехать сюда в конце концов.
Ани стоит прямо на пограничной с Арменией реке Арпачай (Ахурян), и еще в девяностые был закрытой территорией, разрушаясь безо всякого пригляда. Даже несколько лет назад, когда город открыли для туристов, часть территории городища по-прежнему оставалась режимной зоной. Формально, как я понял, так есть и до сих пор, но... - , обо всем, впрочем, по порядку.
Добираются в Ани из Карса (о котором обязательно будет отдельная глава). Правда, задача эта до сих пор не слишком тривиальная. Общественного транспорта почитай, что нет - в Оджаклы, село возле городища, ходит один-единственный долмуш в сутки, который уходит обратно то ли через час, то ли еще раньше, так что этот вариант отпадает сразу. Автостоп на анийской трассе - удел сильных духом и обладающих запасом времени: дорога хоть и хорошая, но тупиковая и глухая. По крайней мере, по пути туда и обратно мы не встретили на ней ни единой машины. Мысль заночевать в Ани или Оджаклы пришлось отмести - планов было больше, чем времени, и тратить лишний день показалось слишком расточительным. Такси же - чуть менее 50 км. в один конец - чересчур дороги, да и совсем уж неспортивно. Посовещавшись с карсскими каучсерферами, выбрали "золотую середину". Все, кому надо, знают в Карсе дядечку - зовут его, кажется, Джелиль - который организует завозы в Ани за относительно вменяемые деньги в 40 лир с носа. Мы с Джалилем встретились в городском музее - в любом случае, там подскажут, как с ним связаться. Наутро на бусике с маленькой группкой бэкпекеров отправились в Ани, по дороге заехав в монастырь Багнайр в курдской деревне Козлуджа (плюс 10 лир).
БАГНАЙР
Армянское нагорье в окрестностях Карса - одно из моих самых ярких впечатлений от этой части маршрута. О том, что ты географически в Закавказье, здесь забываешь - по ощущениям это Великая степь где-нибудь в Средней Азии. Много пространства, много ветра и воздуха, рассыпанные по склонам точки бараньих и коровьих стад, всадники на дорогах - мой внутренний монгол пел и ликовал. То и дело по пути попадаются и редкой аутентичности деревушки - горстки приземистых домишек из дикого камня с поросшими травой кровлями. Козлуджа в нескольких километрах от трассы на Оджаклы - как раз из таких. Запах пастбища, сена и кизяка, новенькая мечеть - и руины двух храмов, все, что осталось от большого средневекового монастыря. Покинут монастырь был еще в XIII веке, после разорения края сельджуками - однако большую часть разрушений ему причинили в последнее столетие, после того, как Карсская область была передана Турции. Возможно, никто даже и не разрушал монастырь специально - его,оставшийся без пригляда, могли попросту разобрать на стройматериалы. То же, что сохранилось до наших дней, местные пастухи используют для своих хозяйственных нужд
Багнайр в начале XX века - фото с сайта
virtualani.org.
Ктитором монастыря был, судя по всему, Ваграм Пахлавуни - видный военачальник Анийского царства, представитель одного из влиятельнейших княжеских родов тех лет: из Пахлавуни традиционно выходили католикосы Армянской церкви. По поводу даты основания Багнайра, как я понял, единства нет - не то конец X-го, не то начало XI века. Так или иначе, Багнайр до разорения успел побывать видным центром книжной культуры своего времени.
Сейчас от основного комплекса монастыря, который запечатлен на старых фото сверху - церкви Сурб Аствацацин (Успения Богородицы) с приделами и монументальным мегапритвором-гавитом - осталось немногое:
Наименее пострадала одноглавая церковка, некогда стоявшая в стороне от основного комплекса - и сейчас именно она остается доминантой Козлуджи.
Сейчас внутри храма оборудован загон - этакое невинное в своей основе варварство. Чего, в самом деле, строению пропадать.
А мы между тем двигаемся в сторону самого Ани.
Продолжение следует.