Дом Батийо (Casa Batllo)

Jun 29, 2013 01:08

Как я уже говорила, дома руки Гауди "вживую" произвели на меня неизгладимое впечатление. Мы были в "каменном" доме и доме "костей". Как раз про второй (Каза Батийо, который в народе прозвали "Домом костей") и расскажу для начала. Он потряс настолько, что "La Pedrera" (Каменный дом или Casa Milà) показался в сравнении чуть ли ни обычной многоэтажкой. (Я перебарщиваю, конечно. Только ради инопланетной крыши стоит заглянуть и в Каза Мила, если бюджет повзоляет.)

Итак, дом Батийо



Одно дело видеть фотографии в книгах и восхищаться невероятной сказочностью архитектуры Гауди, а другое стоять посреди того, что было смыслом жизни этого странного, гениального и очень одинокого человека. Я так до конца и не разобралась, какие чувства во мне перевесили после прогулки по Дому Батийо - страх, удивление или восхищение. Кажется, от всего было понемногу. Оттуда и тревожные сны после того, как я побывала там. (Даже несколько дней спустя мне всё ещё чудилось в полуснах, что я нахожусь в животе огромного морского животного, сама рисую и проектирую.) Настолько меня задело (в хорошем смысле слова) всё, что я увидела.

Я там не фотографировала всё подряд, а только то, что хотелось "взять" с собой. Про сам дом я тоже расскажу только то, что меня удивило или просто осталось в памяти. Т.к. Casa Batllo место довольно известное и книг про него есть множество, думаю, что кому нужно сам найдёт исторические факты и подробности, правда же?





Сначала о шкурном :-) Мы не поскупились и взяли себе аудиогиды, даже детке. Малышу было интересно нажимать цифры, кнопку Play и слушать интересные рассказы про уголки дома, по которым мы гуляли, а мы могли без детского нытья спокойно всё осмотреть. Кстати, прогулка по дому в Каза Ботийо организована куда лучше, чем в Каза Мила, а деньги одни и те же за вход - почти 20 евро с человека, детям до 6 лет вход бесплатный, только аудиогид стоит 4 евро с человека. Если бы я знала, что Каза Мила настолько проигрывает Каза Батийо и у меня был бы сильно ограниченный бюджет, я бы всё-таки остановила свой выбор на "Доме костей" на главной улице, а потом поехала посмотреть виллу или финку Гюэля - они тоже поражают воображение, если верить фотографиям в интернете. Туда мы не доехали, потому что у нас на Барселону всего 2 дня было. Хотелось ещё и "Святую семью", и фонтаны посмотреть, и просто по городу погулять.

1. Внутри нас встретило что-то такое Жюль Верновское! Наутилус, подумала я, и сильно удивилась, когда несколькими комментариями позже мою мысль подтвердил нежный голос нашего аудиогида. Как вы думаете, что это? Никогда не догадаетесь. Это каморка консьержа.



Богатые испанские буржуа совершенно не стеснялись того, что живут в одном доме со своими квартирантами. Т.е. Дом Батийо - многоквартиный дом, а не частная дом-усадьба богатой испанской семьи. Нижний этаж, по-русски первый, было принято использовать в качестве гаража или дворика, куда могут заезжать кареты или автомобили, для квартиры консьержа, как кладовку и т.д. На втором этаже жила сама семья фабриканта в просторных (по тем временам) комнатах и с внутренним двориком. Остальные квартиры дома просто сдавали и использовали квартплату как дополнительный доход.

2. Вот эта штука на лестнице - фонарь и ночью даже горит!



3. Внутри дома нет ни одной прямой линии (только на крыше, где дождевая вода стекает и накапливается в резервуарах). Обратите внимание на роспись потолков и стен. Да-да, это всё тоненькой кисточкой, никаких обоев или шаблонов. Всё как во времена самого Гауди. Кстати, там такое чувство возникает уже на лестнице, что дом тебя проглотил и ты продвигаешься по пищеводу огромного морского животного.



4. Снова "пищевод"



5.Это раньше была библиотека и рабочий кабинет Батийо. Там ещё справа был интересный камин, но я так глазела с открытым ртом, что забыла сфотографировать. Камин был встроен в стену и прямо в этой стене были и каменные места для любителей погреть ладони над огнём.



6. Вход в зал



7. Вид из самого зала на улицу. Видно вам небольшие косые прорези внизу окон? Это задворки, благодаря которым дом дышит. Как жабры огромного животного, они задвигаются и снова открываются. Летом оттуда дует ветерок, а зимой уходит лишняя жара. Это дело регулируется, конечно. Но вариант чисто испанский. Если в Германии сделать такие "жабры" в окне - плесени не оберёшься.



8. Этот потолок меня просто загипнотизировал. Я простояла с задратой головой минут 20. Люстра эта уже новая. У семьи Батийо там висела хрустальная, простите, сиськообразная. Эта мне куда больше нравится. Она как будто подчёркивает какую-то животность дома. Потолок похож на нёбо, правда же?



9. Эргономические ручки от Гауди. По приданию он так долго мял кусок глины в руках, пока не решил, что всё - ручка готова и за неё удобно держаться (причём левшам и правшам одинаково удобно!) По глиняной форме их потом десятками отлили для дома из металла.



10. Ещё эргономичные ручки, теперь дверные



Вот муж показывает, как удобно открывать :-)



11. Боковые лестницы - всё тот же пищевод, только очень узкий, ракушечный.



12. Вот что меня поразило в концепте этого многоквартиного дома. Ты внутри находишься как будто в собственной экологической системе - у дома прозрачный стержень, т.е. лестничная площадка выходит на окна и переходы внутри самого дома. У самой семьи Батийо было окно из столовой во внтуренность дома. Дополнительный свет тоже попадал. Всё-таки дом был довольно тёмным и Гауди постарался, чтобы исправить положение.

Заметьте, что дом построили к 1906 году (вернее перестроили), и такой концепт с круговыми лестничными площадками и окнами, которые выходят вовнутрь друг на друга сейчас, в 21 веке, используют для различных торговых центров.



13. Внутренние балкончики



14. Часть квартир там до сих пор сдаётся и вполне жилая! Одна из квартир - офис какой-то фирмы. Посмотрите, какая у них люстра оригинальная под потолком. Хоть себе такую делай, потому что шампанское я раз в 100 лет пью, а бокалов у меня зачем-то тьма-тьмущая. (По старинной советской традиции.)



15. Не могу, меня завораживает этот внутренний вид дома! Кстати, обратите внимание на цветовые переходы плитки.



16. На нижних этажах плитка голубенькая, почти белая



17. Вот тоже совершенно "наутилусовкий" элемент! Я так понимаю, что создатели фильма "Лига выдающихся джентльменов" очень сильно вдохновилась домом Батийо, когда делали декорации, подводную лодку капитана Немо и т.д.



18. Чем выше (глубже) становится дом, тем темнее становится плитка, которой выложены потолки и стены. Как вода.



19.



20. Это вот уже под самым потолком



21.



22. Фотографии едва передают вообще-то, какая там глубокая синева и как борешься с чувством, что ты в воде! Что там глубоко, но умирать не страшно - вокруг невероятная красота. Вот такие очень смешанные, даже странные чувства, когда на всё это смотришь.



23. Вот она, суть дома Батийо!



24.



25. Ну чем не огни подводной лодки, правда же?



26. Не удержалась - сфотографировла. Вот так они завлекают поплыть за ними по ступенькам эти плиточки. А форма у них какая - всё хочется потрогать руками, ощутить в кончиках пальцев.



27.Это вот опять будка консьержа между другими фото попалась (не по порядку :-)) Внутренности какого-то животного, а мы, туристы, по ним пробираемся. Всё такое восхитительно круглое, и в то же время устрашающее.



28. Это мы поднялись на второй этаж - в квартиру самой семьи Батийо. Столовая с выходом на внутреннюю террасу. Аудиогид, как и все остальные на этом свете, гадает, что бы значили эти две колонны, преграждающие путь к выходу?



29. Терраса была частной. Т.е. квартиранты никак не могли попасть на неё, но наверняка видели из окон своих квартир. Кусок мозаики слева - излюбленная в Каталонии мозаичная техника - тренкадиз. Только именно Гауди стал пионером ресайклинга. Его мозаику делали из остатков старой керамики, битых кусков посуды или плитки. Практически все архитектурные строения Гауди покрыты его фирменным тренкадизом. Он работал во время своих проектов с целой командой людей, который ничего другого не делали, кроме тренкадиза. Кстати, Гауди всегда присутствовал лично при стройке и орал на всех :-)



30. Вот, пожалуйста, деточка с интересом прислушивается к аудио-гиду.



31. И снова эта грань пугающего и прекрасного, животного и изящного. Ну и это, воробьи с голубями десять раз подумают, прежде чем приземлиться :-)



32. Мужика в чёрной майке видите? У него под ногами такой узорчатый "шов" из плитки. Его при Гауди там не было. Гауди там в своё время сделал для Батийо очень приватный сад. Т.е. по длине всего "шва" были посажены огромные туи, в разных кадках стояли апельсиновые и другие диковинные растения, которые создавали тень и местечки для тет-а-тет. Сейчас тут пусто и глупо. А что делать?



33. Котик всё слушает



34. Балкончики квартиросъёмщиков



35. Стенная мозаика на террасе



36. Вот этот свод (типичный каталонский вообще-то) - не такой простой, как кажется на первый взгляд. Благодаря параболической форме сводов Гауди смог убрать у чердака дома все несущие стены. В музее Гауди в Реусе как раз есть наглядное - если своды отзеркалить вертикально, то они походят по форме на провисшие цепи, которые Гауди и использовал как модели. Если на равных отрезках параболы цепи развесить одинаково тяжёлые подвески, дуга всё равно не изменит свою форму. Поэтому череда таких вот укреплённых сводов не нуждается в дополнительных колоннах - она сама себя несёт и укрепляет.



37. Между сводами расположены окна (кстати, под каждым вентиляция от Гауди), которые прячутся в параболах сводов, но освещают помещение. И переход из одной комнаты в другую получается плавным, незаметным. Кстати, этот верхний этаж использовали как прачечную, потому что водой дом сам себя по крыше и сейчас обеспечивает. Т.е. дождевая вода стекает там в специальные желобки и накапливается в резервуаре. Стирать под крышей уже тогда было дёшево и удобно. Заодно вещички не нужно было для сушки далеко носить.



38. Про эту комнату я так и не поняла, чьи это жабры-светильники: современные или тоже от Гауди. Потому что там выше них уже крыша здания, но внутри там явно лампочки горели, т.е. свет не был дневным с улицы.



39. Это вот как раз крыша того самого внутреннего двора с балконами и окнами. Коричневое деревянное - лифт подъехал. Именно по этой крыше дождевая вода стекает, струится по желобкам и направляется в резервуар с водой. Это всё продумал и осуществил Гауди.



40. Снова эти каталонские дуги - потрясающее зрелище и ходить под ними вообще не страшно.



41. Это уже чердак - чердачнее некуда. Внутренний скелет крыши-дракона, который лучше с фасада видно.



42. Мысленно переверните конструкцию по вертикали - ведь и правда форма провисших цепей.



43. В этом доме нет ни одного лишнего или непродуманного элемента. Даже нумерация квартир происходит не цифрами, а буквами. Шрифт для этого дела придумал сам Гауди



44. Всё такое точное, даже если из округлостей рождаются вдруг ступеньки



45. Вот и добрались до крыши. Вот это глаз дракона смотрит во двор, на террасу






46. Вход к резервуару с водой. Там и сейчас стоит и журчит фонтанчик в знак былой славы и крутится какой-то видеоарт.



47. Вот эти штуки меня просто поразили! Я думала, что они там просто для красоты, а это, как оказалось, замаскированные трубы! Неописуемо восхитительное зрелище. Как сказал аудиогид, трубы повторяют форму потока воздуха и способствуют лучшему отводу дыма и газов. Т.е. тоже не просто так.



48.



49. Кстати, это хребет крыши-дракона с внутренней стороны



50. Про крест справа тоже была интересная история. Гауди заказал его на Майорке, чтобы его сделали одним куском. Но когда его с огромными задержками наконец-то доставили в Барселону, внутри упаковки он разбился на мелкие кусочки. Гауди был вне себя от ярости. Только несколько дней спустя архитектор успокоился и решил, что этот раздробленный крест очень даже вписывается в общий дизайн здания и отлично сочетается в мозаикой в технике тренкадиз.



51. Блузка у девочки чуть-чуть и сольётся с крышей. Я долго присматривалась, как же так хитро сделали переходы из светлой мозаики в тёмную. Выходит, что точно так же, как в пиксельарте: вкраплением светлых пикселей в тёмные :-)



52. А это уже фасад. Только из-за него дом прозвали в народе "Домом костей". Мне так обидно было за Гауди. Он столько души в этот дом вложил, а какой-то дурак с улицы посмотрел и сказал своё фе. Ну да, похоже на кости, но они не есть суть этого дома! К тому же костные соединения - прекрасной формы листва местных растений.



53. Восхищение...



54. Говорят, что Гауди так и не объяснил, почему у балконов такая форма. Одни её венецианскими масками считают, другие кусками человеческого черепа. Кстати, вот эта цветная рябь на фасаде - штучка к штучке выложенная мозаика. А сейчас слабо товарищам-архитекторам выложить многоквартирный дом такой декоративной плиточкой?



55.



56. Вид сбоку. Как можно заметить, дома стоят щека к щеке на этой улице. Поэтому каждый богач старался как мог, чтобы его дом был самым-самым. В итоге Батийо всех победил, когда решил взять для проекта Гауди.



57. И вот ещё интересная деталь. Когда Батийо купил себе этот дом (он был обычный скучный и классически-прямоугольный), то хотел его полностью снести и выстроить что-то заново. Но Гауди был категорически против и настоял на том, чтобы дом "всего лишь" перестроить. Как оказалось, старое здание было выстроено профессором, у которого Гауди был учеником. Доверие, уважение, дань профессору? Или меньше мороки? Хотя, по себе сужу, часто снести куда проще, чем перестроить. Думаю, что в случае с домом Батийо так и было, так что похоже на дань и уважение.

Посмотрите, как переливается плитка на крыше! Она и правда вся разного цвета и подобрана так, чтобы один цвет медленно перетекал в другой.



58.



Меня поразило, что Гауди не был просто архитектором, который ставил 4 стены и говорил:"Готово, наполняйте своим хламом". Нет, он был архитектором, художником, дизайнером и стилистом в современном понимании слова. Для дома Батийо он продумал всё - от кнопок в лифе до росписи стен, от эргономичной мебели до садовых растений на террасе.

Кто из современных архитекторов запаривается сейчас над тем, чтобы ручки на внутренних дверях соотвествовали по дизайну всем остальным элементам в доме, а внутреннее убранство общему концепту? Да никто! Говорю из опыта - я только 2 года назад участвовала в строительстве собственного и спасибо, что мне окна разной формы не умудрились пристроить тут и там.

Одно меня только огорчило, когда мы проезжали мимо этого дома ночью. Я думала, там как на Эйфелевой башне будет "танцующая" подсветка и ещё лучше разноцветными огнями. А там такая очень скромная, желтоватая, едва заметная. Вся игра цвета на мозаике фасада угасает в свете скучных фонарей. Зато с первыми лучами солнца дом снова оживает.

В любом случае если будете в Барселоне - не пропустите. Вход достаточно дорогой, на мой взгляд, но прогулка по этому дому приносит столько эмоций и удовольствия, которые ни за какие деньги не купишь.

spain, удивительное рядом, travel, вдохновение

Previous post Next post
Up