На выставке детской книги в Болонье -
Bologna Children's Book Fair я ещё ни разу не была полных 4 дня. Либо 2 первых, либо 2 последних. Все 4 дня за свой счёт - очень накладное мероприятие. Во-первых, в дни выставки занебесно задираются цены на отель и еду. Например, мы (я и муж) уехали в этом году из Болоньи только в пятницу и последняя ночь (когда выставка уже закончилась) стоила в отеле с тремя звёздами за комнату на двоих всего 39 евро. Обе ночи до этого 170 евро.
В этот раз мы посчитали, что лететь на самолёте - дорого и противно (от Дюсселя не летают прямые самолёты до Болоньи, а Везель kann mich mal)- и поехали своим ходом. Т.к. мы оба водим машину, просто менялись каждые 300-400км, тем более на игрушечной машинке мужа с автоматикой, темпоматом и ассистентом контроля полос поездка даже на дальние расстояния - сплошное удовольствие.
От нас до Болоньи примерно 1200км. С остановками на размять ноги, туалет и на поесть ушло туда 11 часов, обратно 11,5 из-за метели в Швейцарии и бесконечных строек там же. Мы ещё очень удачно туда и обратно проскочили Готардский автомобильный тоннель, который 17км под землёй. Однажды, проезжая транзитом через Швейцарию, мы простояли перед ним... 8 часов... Когда в этот раз ехали обратно в Германию, в сторону Италии снова собралась очередь часов на 8, т.к. добрые швейцарцы перекрыли и переход через Альпы и сам туннель. Как хорошо, что нам в тот день не нужно было в ту сторону!
Так вот, мы на машине устали не больше, чем на самолёте (если учитывать перелёт, ожидания, дорогу к аэропорту, стресс и т.д.), а денег потратили примерно в 5 раз меньше, хотя в Италии платные автострады (4,70 от границы со Швейцарией до Милана и 14,50 от Милана до Болоньи), дорогущий бензин (1,79евро за литр), да и проезд по Швейцарии стоит 40 шв. франков (мы наклейку заказали в Германии и вообще всего 26 евро, кажется, заплатили).
Дороговизна во вермя выставки имеет место и с питанием. Весь день перебиваешься пиццами и холодными закусками (у которых по сравнению с ценами на книжной выставке во Франкфурте очень божеские цены), а вечером хочется нормально поужинать горячим. Для этого нужно во-первых, заранее зарезервировать себе место, потому что город просто кишит туристами. Во-вторых, ужин на двоих меньше 80-100евро - что-то из области фантастики. Потому что порции махонькие и нужно заказывать первое, второе и третье. Итальянские рестораны не открываются раньше 19:30 и приходится ещё до похода в ресторан тратиться на какие-то мелкие закуски и кофе. Но оно, конечно, того стоит. Вкуснее чем в Италии не кормят нигде!
Когда заказываешь кофе с молоком (Latte macchiato), часто приносят всё раздельно - душистую кружку молока и эспрессо в маленькой жестяной кружечке, а так же маленький стаканчик с газированной водой (причём не так, как у французов, что если просишь принести тебе воды к кофе или шоколаду, тебе приносят бесплатную воду из крана).
Это вот кружечка с эспрессо, которую нужно саморучно вылить в кружку с молоком, чтобы получить latte macchiato
Это уже в другом уличном кафе. Я там села порисовать на главной площади Болоньи. Дубарь - страшенный для Италии в это время года (всего 3-5 градусов тепла). Сидим и рисуем - я и ещё один бородатый мужичок за соседним столиком (постеснялась его фотографировать). Вид у меня тот ещё в эти дни был: кофе, вино, слишком поздние ужины и комната отеля с тонкими стенами и жёсткой постелью внесли свою лепту в мой помятый вид.
Когда мне принесли кофе, там на поверхности молочной пенки были кофейные луна и солнце (которое из-за луны выглядывало). Чудеса :-)
В общем съездить на выставку за свой счёт, а не по приглашению какого-нибудь издательства - очень дорогое удовольствие. Поэтому 3-4 дня в Болонье (проживание и питание) и как минимум 2 дня выставки (вход на 2 дня - 45 евро) плюс расходы на книжные покупки стоит в общей сложности как половина летнего отпуска на всю семью из 3х человек на две недели где-нибудь у моря.
Понятно, что можно было бы жить в отеле где-нибудь на отшибе, питаться из супермаркета китайскими супами и ездить автостопом от А к Б, но один раз живём, правда же?
Я, собственно, почему рассказала вам про цены. Чтобы как-то нарисовать кулису, почему я была несколько разочарована выставкой. Я специально стремилась на выставку на последние 2 дня, чтобы купить редких книг, которые не закажешь через всякие амазоны. У меня не было интереса просунуть кому-нибудь своё портифолио или готовый проект, а познакомиться с правильными людьми можно и на вывставке во Франкфурте, куда мне ехать 2 часа.
Я уже как-то рассказывала, что на выставке детские книги продают с первого дня только итальянские и испанские издательства. Ходишь как дурак, пускаешь слюнки, а купить всё это великолепие можешь якобы только в последний день. Т.е. многие обещают распродажи и подарки в последний день выставки, чтобы не везти всё своё добро обратно. Я, как опытный охотник за книгами на подобных выставках, в первый день похода выспрашивала у всех, где мне понравились книги, продаются ли они вообще (там были издательства, которые только прототипы ещё неизданных книг показывали). Если люди говорили, что да, продают, я делала прямо на карте выставки пометку, к какому стенду вернуться на следующий день. (На фото - места в "Кафе иллюстраторов", где проходят всякие интервью с иллюстраторами и их издателями.)
На следующий день я проснулась в 7 утра, хотя вечером выдула сама половину бутылки белого вина со странным названием Moma. В 10 утра я уже рыскала по выставке (она с 9ти только открывалась). И что же случилось? Примерно 50% выставочных стендов начали с 11 утра сворачиваться и собирать чемоданы, хотя были обязаны досидеть там до 15:00.
Свинство в кубе. Я не платила такие деньги за поездку за то, чтобы посмотреть, простите, на их жопы, склонившиеся над ящиками с упаковочной лентой. Я понимаю, что после 4х дней выставки люди (представители печатных и издательских домов) уже просто озверели, но я тут при чём? Почему я должна платить за пустые пространства и грубые выходки (которые тоже были), если я специально за книгами приехала? Обидно - не то слово. В какой-то момент меня такая злоба охватила, что я поклялась себе никогда больше сюда не приезжать (потом ближе к вечеру после 3х бокалов приятного вина, безумно вкусной еды и чемодана красивейших книг в руке взяла свою клятву назад :-))
За первый день я обошла всего 2 самых больших павильона выставки, оставив остальные (в основном американцев и канадцев) на последний день. В итоге смотреть в последний день оказалось нечего!
Мои пометки на карте тоже оказались пустой тратой времени. Книги либо обещали продать не раньше 14:30 (а сидеть там среди безлюдных комнат у меня не было желания), либо мне внезапно сообщали, что полюбившаяся мне книга уже была зарезервирована. ЧТО? ЧТООООООООО? Их можно было резервировать? Из-за одной книги, за которой я протопала 3 огромных павильона вдоль и поперёк, я чуть не расплакалась, когда узнала, что её уже того. Зарезервировали ётм.
Больше всего удивили тётки на стенде Амазона из Америки. У них там была просто тьма новых книг Спирина стопками по 10-20 штук. 2 книги мне очень понравились и я хотела у них выторговать их по специальной цене. Беру их с полки, ищу глазами хоть кого-то, кто не стоит, простите, раком, над коробкой, открываю рот, чтобы спросить, продаются ли они вообще, как на меня обрушивается шквал ругони на пожёванном американском, мол, куда книги понесла!? (Куда-куда! Дома съем!) Мол, раньше 3х часов дня здесь ни одна книга не покинет зал! Эгммм. Гуд лак, тёткО. Стенд b38. Никогда туда не ходите, там живут бешеные тёткО. Постепенно амазон собрал у меня кучу минус-пунктов. Их стенд на выставке в Болонье - минус стопитьсот им в карму.
В охоте за книгами я составила для себя мысленный и совершенно неполиткорректный список под названием "Самые...".
1. Самые жадные и заносчивые - французы. Они продавали книги на выставке по цене, которая стояла на книге и ни центом ниже! Такого там никто больше не делал. Обычно на выставках книги продают со скидкой 15-30%. Учитывая то, что рассчитывались мы наличными и без каких-либо квитанций - настоящее свинство.
2. Самые щедрые - немцы. На некоторых стендах я купила книги, которые у нас стоят по 19 евро, за 4-5 евро. Minedition (кстати, Михаель Нойгебауер - мой любимчик, хочу для него поработать! Душка, а не мужчинка!) продавало свои книги - любого формата - по 10 евро. Обычно они ценой от 12-15 евро и выше. 10 евро - вполне нормальная цена.
3. Самые интересные - итальянцы. Их было много (по понятным причинам), они устраивали всякие презентации и распродавали красивейшие, свежайшие книги по вполне выгодным ценам. Не стеснялись устравивать интересные акции со своими авторами и иллюстраторами. Про одну я ещё расскажу отдельно.
4. Самые доброжелательные - мексиканцы. Про них я тоже ещё отдельно историю расскажу.
5. Самые неприступные - корейцы и японцы. У них куда не ткни - прототипы: но сэйл, но фото. На некоторых стендах менеджеры сидели как статуи, а ассистенты и ассистентки вели себя так, как будто прислуживают мандарину, а не сотруднику издательства. Чужая культура - потёмки.
6. Самые грубые и скукотищные - американцы.
7. Самые забитые - иранцы.
8. Самые улыбчивые - китайцы.
9. Самые скучные стенды - американские, русские, украинские, беларусские. Просто будки, заставленные по периметру книгами - ни концепта, ни какого-то интересного объекта, привлекающего внимание.
Продолжение следует...