Девушка Юля пишет:
"Здравствуйте Наталья. Я только ступаю на путь иллюстратора, беру первые заказы и меня очень волнует вопрос ограничения прав на иллюстрацию. Скажите ,пожалуйста, вы перед тем как начать работу над очередной иллюстрацией заключаете с заказчиком договор в котором бы оговаривалось можете ли вы вторично продавать иллюстрацию, публиковать ее в партфолио и каталогах, сколько раз заказчик может использовать вашу иллюстрацию и тд. Если есть возможность расскажите пожалуйста какие вообще есть варианты ограничения прав на работу. Или может знаете где можно почитать об этом. Заранее спасибо"
Вопрос очень сложный и интересный. Часто многое зависит от клиента. По идее в случаях, если не составляется договор, у Вас есть полное право продать иллюстрацию ещё много раз. Однако большинство коллег, как и я сама, этого не делают по одной простой причине: рынок, как и мир, намного меньше, чем кажется. Если о Вас пойдёт слух, что Вы продаёте на коротком промежутке времени одну и ту же работу нескольким клиентам, вместо того, чтобы создавать для каждого что-то своё, нормальных заказов можете больше не ждать. Далеко не у всех заказчиков бюрократический аппарат "раздут до совершенства", когда оговариваются права публикации, показа и вторичных продаж. По умолчанию работа, сделанная для одного клиента и добросовестно оплаченная им, остаётся в его владении.
Другое дело, если работа не сложилась
, оплата не состоялась или за давностью времени уже никого не интересует, что Вы делаете с иллюстрацией. Тогда у Вас есть полное моральное право залить её на стоки или перепродать. Если же всё прошло удачно - не стоит портить отношения с клиентом и пытаться заработать на картинке ещё раз. В конце-то концов если это был очень приличный клиент и Вы для него работали, его имя рядом с Вашей иллюстрацией - честь и хвала.
С большинством издательств я, как иллюстратор, который занимается обложками и журнальной иллюстрацией, заключаю договор и соглашаюсь с тем, что работа может быть использована ещё и по такому-то назначению (можно перечислить в договоре, по какому именно), и я не могу вторично продать её кому-то. Однако, что конкретно будет стоять в Вашем договоре - зависит во многом от Вас и требований клиента. Т.е. если Вы не хотите, чтобы Ваша иллюстрация использовалась на самых разных носителях кроме тех, для которых у Вас её заказали, - оговаривайте это сразу с заказчиком и просите (требуйте) денежной компенсации, если её захотят использовать где-то ещё. Если заказчик приличный, он Вам расскажет подробно, для чего иллюстрация, а для использования на других носителях запросит вторичного разрешения.
У меня был случай, когда клиент требовал от меня передачи права авторства. Я ему честно отказала, потому что в большинстве стран мира заказчику передаётся право на эксклюзивное использование работы, но никак не право авторства. Т.е. я могу ему пообещать, что он может подписаться под моей иллюстрацией, как будто она нарисована его рукой, но: а. за очень большие деньги, б. это обещание всё равно не имеет никакой силы, потому что иллюстрация нарисована мной. Большинство клиентов, с которыми я работаю, просят как раз подписать договор об эксклюзивном использовании, чтобы эта же иллюстрация не оказалась на носителях у конкурентной фирмы.
Есть целый пласт клиентов, которые занимаются элементарным шатажом. Вы принимаете заказ, выполняете его (например, без предоплаты и всякой бюрократии), отправляете готовую работу клиенту, а он присылает вместо оплаты договор с драконовскими требованиями о передаче всех мыслимых и немыслимых прав за первоначальную стоимость с припиской, что пока вы его не подпишете - денег не будет. Здесь у иллюстратора есть несколько опций: плюнуть на подписание и поднять крик в интернете о подлости заказчика (как я уже говорила, мир тесен), плюнуть на подписание и продать эту иллюстрацию на стоки, сделав назло доступной всему миру, или молча подписать, чтобы получить свои деньги и при следующем сотрудничестве (если вам его вообще захочется), не приступать к работе, пока не будут подписаны все договоры так, как они вас лично устраивают.
А вообще, конечно, стоит взять для себя за правило сначала подписывать договор, а потом приниматься за работу. Но реалии всегда сильно отличаются от желаний. Часто у заказчика горят сроки, нет подготовленной документации и у вас тоже какие-то личные проблемы. Работать нужно быстро, и бюрократия остаётся за кадром. В конце все остаются довольными работой, пожимают друг другу руки и следующий раз работают в точно таком же режиме без договоров и расписок, потому что уже знают, что не подведут друг друга.
С целым рядом клиентов мне приходилось отдельной графой оговаривать права показа иллюстраций в собственном портфолио. Например, одно русское издательство запрещало одним из пунктов своего договора показ заказанных иллюстраций в интернете. Я возмутилась, т.к. интернет - понятие растяжимое. Моё личное портфолио (homepage), блог, фликр и т.д. - всё находится в интернете. Т.е. по идее мне никто не может запретить демонстрацию работы в собственном портфолио. Авторские права по-прежнему принадлежать только мне. Поэтому мы исправили с заказчиком этот пункт договора и внесли правку о том, что показ работы в рамках собственного портфолио - разрешён.
В итоге, какую цену просить за работу, на каких условиях работать с заказчиком и с каких продаж получать проценты - только Ваше решение. Вы не обязаны подписывать то, что Вам не нравится. Всегда можно оговорить детали и внести соотвествующие правки. Пока дело обстоит так, что заказчики приходят к Вам с работой и готовы платить дополнительно за эксклюзивное использование работ только в том случае, если Вы разрабатываете для них какого-то героя рекламной кампании или иллюстрацию для корпоративного стиля. Во всех остальных случаях работа проходит по схеме: заказ - (договор) - сдача работы - (подпись акта приёма и сдачи работы) - оплата (без цифр с большими нулями за эксклюзивное использование). То, что в скобках курсивом - вещи, которые достаточно часто не присутствуют в процессе, когда я работаю с русскоговорящими заказчиками. С иностранными заказчиками мы сначала оговариваем все права и обязанности, вносим в договор дату сдачи и только потом приступаем к работе.
Я сама, как иностранный заказчик, часто довольствуюсь письменными соглашениями в электронной переписке, т.к. в Германии они имеют такую же силу, как подписанный собственноручно договор.
Повторюсь, что если Вы для себя решите, что не работаете без договора, или предоплаты, или не передаёте права на иллюстрации без дополнительной оплаты, или не разрешаете использование не по назначению - то так оно и будет, т.к. это Ваши методы работы. Если заказчик не согласен, он всегда может пойти к другому иллюстратору.