Говорить о том, что художник - это вовсе не профессия, всё равно, что утверждать, что в любой другой профессии тоже нет разницы между профессионалом и любителем. Особенно страшно должно стать тем, кто не видит разницы между профессиональным хирургом и любителем.
Давайте возьмём на пару оборотов меньше. В чём разница между садоводом-любителем и профессиональным садовником? Если вам кажется, что её нет, то вы просто далеки от этой отрасли, а значит должны по логике вещей воздержаться от комментариев и определений, что профессия, а что нет.
Photo by Khara Woods on Unsplash
Поймите меня правильно. Нет ничего плохого в том, чтобы уметь рисовать, создавать скульптуры или развиваться в любом другом творческом направлении и делать это в качестве дополнительного заработка «детям на конфеты», хобби, отдушины или в целях арт-терапии.
Однако нужно понимать, что существует огромная разница между художником-любителем, который творит в своё удовольствие и художником, который идёт по пути профессиональной карьеры: работает художником. Постоянно учится, творит, создаёт, при этом участвует в проф-выставках, представлен галереями и агентами, известен локальным и интернациональным музеям и зачастую зависит от дохода с продаж собственных работ. Оставить след в истории искусства - это уже скорее вопрос второстепенный, хоть и животрепещущий для брата-художника. Но его может при должном стечении обстоятельств оставить и любитель.
Photo by Tetiana Shyshkina on Unsplash
Профессия - художник стала одной из самых сложных в плане добычи денег. Сложное и выматывающее обучение, весьма дорогостоящие материалы для работы, позже необходимые помещения и оборудование становятся вещью всё менее доступной для простого смертного. Я уже молчу о моральных и физических затратах на продвижение и продажи собственных работ.
Мы либо создаём предметы роскоши, в которые сейчас принято вкладывать деньги при условии, что художник успел позаботиться о громком имени - в кого попало, только потому, что картинка красивая, никто не спешит вкладываться. Либо заботимся о культурном, ментальном здоровье общества, завуалированном под развлечения в форме каких-нибудь выставочных или образовательных мероприятий.
Photo by Tim Mossholder on Unsplash
Однако, как оказалось, довольно многие художники сами понятия не имеют, чего ожидают от профессии и с какими трудностями она связана. Например, художники не выходят на пенсию - вы готовы впахивать до гробовой доски? Готовы самостоятельно позаботиться о выплатах в пенсионный фонд и медстраховку?
Большинству хочется того же, что и всем другим людям. В идеале: заниматься любимым делом, растворяться в нём, получать признание за свою работу и иметь с этого достаточно много денег. Ещё лучше, если очень, очень много денег.
И тут как раз становится всё как будто сильно сложно для художника. Ведь бытует мнение, что для карьеры художника нет и не может быть какого-то конкретного плана развития карьеры, как у того же хирурга или садовника. Поэтому всё происходит только через порванные жилы и per aspera ad astra.
Но это далеко не так. Для тех художников, у кого это профессия и работа, тоже есть вполне конкретные ступени развития карьеры. Просто о них редко рассказывают в вузах, да и сбивает с толку внушённая со стороны святая миссия и разговоры о долге художника перед человечеством. К тому же стало принятым использовать в корыстных целях то, что художник НЕ может НЕ творить. Но об этом в отдельном посте и более подробно в моей
новой книге «Художник».
А кто по вашему мнению художник и почему? Если вы художник - какие у вас ожидания от профессии, мечты и планы на будущее?