В путевых условиях, особенно когда путешествуешь с семьёй, на зарисовки и уж тем более на полноценные наброски или рисунки остаётся слишком мало времени. При этом вокруг столько красоты, что художника иногда может просто разорвать от счастья: ведь хочется разделить радость путешествия со спутниками, болтать, лежать колбаской на пляже, рассматривать архитектуру и погружаться в музеи. Но при этом ещё и нарисовать просто ВСЁ. Многие решают сделать хотя бы фото, но уже по опыту прекрасно знают, что сколько снимков не делай в надежде порисовать потом, когда за окном световой день заканчивается, ещё не начавшись, - из этой затеи редко когда что получается. Но выход есть, и он называется быстрые зарисовки.
Для ясности скажу, что быстрыми я называю городские зарисовки, которые длятся 15-30 минут. Чтобы закончить сложный рисунок, на котором куча архитектуры, персонажей и чего там ещё, - мне нужно около часа. Но если хочется нарисовать 2 стога сена и одно дерево - это обычно 15-20 минут. Объясняю, чтобы вы понимали, что о технике рисунка за 5-9 минут я здесь рассказывать не буду, хотя наброски обнажёнки длятся в студии, куда я хожу рисовать, именно столько и получаются весьма сносные вещи. Но не такие подробные, как на рисунках ниже.
То, что я покажу и расскажу ниже - мой путь. Вы же можете сделать свои выводы и вынести для себя то, что будет полезно именно вам - с вашей скоротью рисунка и привычками. Как говорит одна моя подруга, что я часто помогаю ей уже простым перечислением возможностей, когда она чётко понимает, что ей нужно, а что нет. Наверняка вам удастся вывести свою формулу быстрых зарисовок - главное начать.
Рисунок слева: на месте сделала полностью набросок и чистовой рисунок тушевым линером. Цветом заканчивала по памяти в ресторане. Справа: рисунок сделала ночью, начала с фонариком отрисовывать линером, заканчивала работу в отеле, потому что пошёл дождь.
Nr.1 Сделайте для себя поисковую рамку ровно по размеру страницы своего блокнота. ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀ ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀ ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀ ⠀
Как и в любом деле, правильная подготовка - это уже половина "квартплаты". Вырежьте из плотного картона рамку по размеру своего блокнота. Можно сделать две заготовки и вставить между ними полиэтилен от файлика, а потом плотно склеить. Полупрозрачную плоскость, вырезайнную из пластикового файлика, можно расчертить на 2 части по вертикали и горизонтали или 3x3, как по Золотому сечению.
Поисковая рамка с разметкой по формату блокнота.
Искать мотивы для изображения с такой рамкой намного лучше, чем c телефоном или покупным "сюжетоискателем". Ведь вы сразу видите без искажения линзы правильные пропорции и соотношения объектов именно для своего формата.
Поисковая рамка: для наглядности лежит на обложке блокнота, чтобы вы понимали, что она по формату.
Экономим время, потому что не надо каждый раз думать, в какой формат вписать зарисовку. Он всегда один. А саму рамку можно просто вложить в блокнот и всегда держать там.
Зарисовки в Нормандии летом 2018 года. Калькой я прокладываю страницы, чтобы не обрабатывать фиксативом поверхность - тогда страницы не пачкаются друг о друга.
Сложность - нужно дать себе запомнить, где именно вы остановились своим "поисковиком". Например, если рисуете церковь, важно понять, где её купола упираются в ваш формат сверху слева или не доходят до его края, что будет находиться в середине листа, что в нижнем правом углу. Тогда, даже если нужно ещё раз взглянуть на натуру через бумажный видеоискатель, вы будете помнить, где остановился глаз с рамой и быстро найдёте "фрагмент".
Nr. 2 Ограничьте свою палитру.
Мы, художники, часто говорим, что материалов не бывает много. Но это большое заблуждение. Чем больше у нас материалов, тем меньше мы ими работаем. И тем труднее найти именно свои. Я тоже поражена вирусом художественных материалов и притаскиваю в норку, как голодный хомяк, все возможное. Но оказалось, что на самом деле мне нужно куда меньше, чем я думаю. Например, для городских зарисовок мне необходимы всего несколько карандашей, из которых и состоит моя ограниченная палитра.
Если вы ограничите количество материалов, которые носите с собой, и у вас под рукой будет всего несколько карандашей и пара красок, у вас просто не будет времени на долгие раздумья. Придётся работать тем, что есть.
Как ограничить палитру? Берите с собой только те оттенки, которые могут встретиться на вашей натуре, и лучше всего только самые сточенные карандаши из ассортимента: значит именно ими вы пользовались уже больше всего. То же самое с красками: оставьте у себя только те оттенки, которые приходится дополнять чаще других.
Также вы можете сделать выкраски карандашей и отметить для себя на пересечении смешений цветов, какие вновь образовавшиеся оттенки вам нравятся или подходят больше остальных.
Кстати,
список всех моих материалов есть на сайте проекта «Рисовальный флешмоб» - там всё перечислено подробно с изображениями и ссылками. Моя ограниченная палитра состоит как правило из карандашей Faber Castel (полихромос) и Prismacolor erasable (стирающиеся цветные карандаши). Главное здесь помнить о последовательности, что более маслянистыми карандаши (полихромос) стоит работать только по слою, нанесённому более сухими карандашами, а не наоборот.
Nr. 3 Оставайтесь компактными.
Помните, что вы рисуете в пути. Это не пленэр, а совсем другая форма художественной жизни на земле. Все ваши рисовальные принадлежности должны умещаться в одну руку. Так вы остаётесь более подвижными и можете действительно быстро искать мотивы без потери времени на разборы и сборы сумок. ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
На фото ниже можно рассмотреть содержимое моего
синего пенала: цветные карандаши, 2 чёрных тушевых водостойких линера F и S, белая гуашь, точилки, ластики, 2 кисти, емкость для жидкостей с крышкой на зажиме.
Nr. 4 Используйте удобные зажимы и кальку, чтобы упростить процесс рисования. ⠀
Я рисую с обеих сторон в блокноте и при этом не ношу за собой тяжёлые пузырьки с фиксативом. Но для того, чтобы рисунки не пачкались и не портились в пути, я их просто прокладываю калькой. А чтобы все это добро не выпадало - использую зажимы. Кстати, этими зажимами удобно крепить блокнот к небольшой подложке из пластика или прессованного дерева, какие продают в каждом канцелярском.
Например, к такой:
Saunders 05612 Nr.5 Делайте предварительный набросок карандашом.
Сделайте самый простой предварительный набросок карандашом прежде чем приступить к работе тушью и цветом. Мне поисковый карандашный набросок помогает ускориться в работе, потому что я не гадаю, что там куда поставить, а сразу ищу на бумаге пропорции и формы.
Естественно, есть художники, которые рисуют контуры сразу тушью или акварелью от пятна - без предварительного рисунка. Но это совсем не значит, что они лучше или хуже. И уж тем более работа без карандашного наброска - не свидетельство бОльшего мастерства, как кажется многим начинающим. Просто у каждого свои методы. Вам нужно найти свой путь: как удобнее работать именно вам, так и делайте. В искусстве, к счастью, нет единственно верного пути. Есть разные, и все они имеют право быть.
Nr. 6 Используйте для зарисовок плотную бумагу
Тонкая бумага в блокноте чаще всего подходит только для работы маркерами. Если это ваш материал - вперёд и с песней. Но как только вы хотите работать в смешанной технике, например, акварелью и цветными карандашами, вам нужна довольно плотная бумага от250г/м2. Для сравнения, у стандартной тонкой принтерной бумаги плотность 80г/м2.
Например, для смешанной техники, в которой я использую водостойкие тушевые линеры, акварель и цветные карандаши я пользуюсь блокнотом американского производителя "Stillman & Birn" из серии delta для смешанной техники. Тот, что с зелёной бандеролькой. Бумага этого альбома холодного прессования, имеет несколько желтоватый оттенок, тонирована в массе (от ластика не остаётся белых следов) и довольно плотная (270 г/м2). На этой бумаге ничего не просвечивает и не промокает.
Кроме того, бумага этого блокнота имеет архивное качество. Что это значит? Что в ней содержится по возможности минимум лигнина. Это природный компонент, содержащийся в древесине. Если его не удаётся удалить во время производства бумаги или как минимум снизить его содержание, на свету и в тепле образуется некая кислота. Она старит бумагу и делает со временем тёмной и хрупкой, а так же вступает в реакцию с материалами.
Итак, подведу промежуточный итог.
...........
1. Я ищу с помощью рамки, вырезанной по формату моего блокнота, сюжет.
2. Делаю быстрый и очень примерный рисунок стирающимся цветным карандашом. Такие фирмы как Faber Castell или Stabilo продают их довольно дёшево для детей: цветные карандаши с ластиком на другом конце.
3. Делаю подробный рисунок водостойким тушевым линером.
4. Работаю по готовому тушевому рисунку акварелью и цветными карандашами - последовательность зависит от ситуации.
..............
Уходящий свет
Одна из самых больших сложностей во время работы с натуры на пленэре или в условиях городского скетчинга - быстро меняющийся свет. Бежать ли за ним и постоянно перерисовывать?
Конечно нет. Поэтому в идеале лучше начинать зарисовки с раннего утра или приходить в знакомое место, про которое точно знаешь, как оно меняется в лучах солнца в течение дня. В основном чтобы поймать самую красивую и выразительную тень и наиболее выгодное освещение. Но в путешествиях такой возможности как правило нет. Надо рисовать, что дают, причём быстро.
Поэтому я люблю сразу обозначать тени четким контуром по форме. В моих рисунках они такая же часть композиции, как и любой другой объект. А потом двигаются тени или нет - на рисунке они уже пойманы в одном состоянии, и их можно спокойно дорисовать из головы.
Работа с натурой подразумевает две вещи: умение видеть (оттенки и формы) и точное знание того, как именно это изобразить. Кстати, поэтому так важно не сразу набрасываться на натуру, а дать себе время всмотреться в неё и проникнуться атмосферой. Поискать свой фрагмент через рамочку и остановиться на том, что цепляет - от чего хочется оттолкнуться и рисовать дальше.
Что делать, если не успел дорисовать набросок?
Иногда бывает и так, что только пристроился что-то нарисовать, глубоко вздохнул, а тебя уже тянут за рукав уходить и требуют "хлеба и зрелищ". Или, как я описывала у себя однажды в
Инстаграме, когда ты только нашёл красивую натуру, а тебе её плотно загораживают милые прохожие и чуть ли не разбивают палаточный лагерь перед художником, хотя места вокруг - хоть губами ешь.
Делайте схематичные зарисовки. Потому что если вы не сдалеаете даже их, см. в посте выше, вы уже никогда не нарисуете это место по фото. Потому что уже всё будет не то и никаких внутренних долгов «просто» фото не вызывают.
Схематично любой сюжет можно изобразить геометрическими фигурами, которые будут расположены на правильных местах и в правильных пропорциях. Это могут быть перспективные линии или даже заливка цветом, чтобы потом вывести рисунок от цветовых пятен. Главное здесь ухватить хоть что-то важное (лучше то, что зацепило вас и стояло в фокусе вашего рисунка). А уж потом можно сделать серию фотографий с разных сторон, чтобы захватить все детали и спокойно удалиться. Вероятность, что вы завершите полюбившийся сюжет, вырастает в разы. И уже в более спокойных условиях можно открыть свой блокнот и дорисовать задуманное. Я часто даже больше не заглядываю в фотографии, потому что помню главное. Если вы не умеете и не хотите запоминать (всякое бывает) - пишите прямо на рисунке, что и какого было цвета и какой была атмосфера.
Я стараюсь завершать зарисовки сразу на месте.
Но иногда можно остановиться уже и на просто тушевом рисунке. Он содержит в себе всю нужную информацию для дальнейшей работы. Прислушивайтесь к себе и делайте так, как удобно вам.
Пока всё.